Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа
Культура, традиции и быт народа являются частью его истории. Их появление и развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие страны. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Становление Древней Руси…………….………………………………………...... 4
Образ жизни и быт восточных славян……….…….……………………………… 6
Религиозные представления восточных славян………………………………… 10
Письменность, литература, школа…………………...…………………………... 15
Зодчество и архитектура в Киевской Руси………...…………………………….. 17
Традиции и обычаи………………………………...……………………………… 20
Заключение………………………………………..……………………………….. 23
Список литературы……………...………………………………………………… 24
Народный календарь был календарем "земледельческим", что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Род
Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты. В древности все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом. в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (от сюда знаменитое "чур меня?").
Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род. В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного.
Похороны
Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом. Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.
Свадьба
До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).
Месть
Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов. В сборнике древнерусских законов "Русской Правде", не только признается кровную месть, но даже устанавливается порядок, какой родственник за какого должен отмщать! Во все эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди предпочитали надеяться на себя.
Заключение
Традиции и быт народа являются неотъемлемой частью его культуры. В свою очередь национальная культура - это национальная память народа, то что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Из-за своего географического расположения в русской культуре соединился восток и запад. Быт и традиции разно-полярных миров смешались и вылились в богатую и неоднородную, но, в то же время, объединяющую культуру нашего народа. Благодаря такому наследию мы имеем богатый внутренний мир и очень высокий потенциал для дальнейшего успешного развития.
Список литературы
1. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под
ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;
2. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской
культуре. – М., ВЛАДОС, 1995.
3. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных
специальностей. –М. О–во «Знание» РФ 1993г.
4. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. –
М. «Молодая гвардия». 1987г.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий
календарь. М.Правда,1989.
6. Белякова Г.С. Славянская Мифология.- М., Просвещение, 1995.
7.Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. - М., Наука, 1991.
8.Карамзин Н.М. История государства Российского. – Калуга, Золотая аллея, 1994.
9. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., Русское слово, 1997.