Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

Культура, традиции и быт народа являются частью его истории. Их появление и развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие страны. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Становление Древней Руси…………….………………………………………...... 4
Образ жизни и быт восточных славян……….…….……………………………… 6
Религиозные представления восточных славян………………………………… 10
Письменность, литература, школа…………………...…………………………... 15
Зодчество и архитектура в Киевской Руси………...…………………………….. 17
Традиции и обычаи………………………………...……………………………… 20
Заключение………………………………………..……………………………….. 23
Список литературы……………...………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

История.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3

Становление Древней Руси…………….………………………………………...... 4

Образ жизни и быт восточных  славян……….…….……………………………… 6

Религиозные представления восточных  славян………………………………… 10

Письменность, литература, школа…………………...…………………………... 15

Зодчество и архитектура в Киевской Руси………...…………………………….. 17

Традиции и обычаи………………………………...……………………………… 20

Заключение………………………………………..……………………………….. 23

Список литературы……………...………………………………………………… 24

 

 

 

                                           Введение  

    Культура, традиции и быт народа являются частью его истории. Их появление и развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие страны. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление Древней Руси

Первые данные о Руси и о Россах появились  в VI - VII веке н.э. хотя некоторые тогдашние источники упоминают "мужей – россов" и значительно раньше (Иордан 370 годы). Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В "Повести временных лет" начало формирования Киевской Руси он представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен - "рос", или "рус". Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве, по определению князя Олега (Вещего) - "матерью городов русских".

    V век у славянских племён, образовавших Русское государство, протекал, как период военной демократии. Крупные производственные и родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами (объединявшими в себе малые индивидуальные семьи). Законы в тот период у них были суровые, так, например, мать имела право убить новорожденную дочь, если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своих престарелых родителей, если те, состарившись, не приносили пользу семье. Но, не смотря на это, славянин ,уходя из дома, оставлял еду на столе, а дверь открытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть.

   В этот  период идёт образование городов.  Вначале строились так называемые  городища - убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычно пустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места, где проживали различные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появления единого государства. Но вообще росичи жили очень бедно. Одежда их состояла из шкур или грубого полотна, орудий труда было мало, а жили славяне в основном в земляках и норах. И поэтому образование единого государства, и соответственно усиление торговли было очень полезно для них.

    В отличие от других стран  как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них - пространственная и геополитическая ситуация. Геополитическое пространство Древней Руси-Восточно-Европейская равнина - находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса и его самобытной культуры происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов. С одной стороны, мощное влияние оказывала древнегреческая и древнеримская культура, которая распространялась на северном побережье Чёрного моря и в Приазовье благодаря колонизации этих земель и созданию там городов-крепостей. С другой стороны, со стороны Востока, Великой степи на территорию, занятую славянами, периодически накатывались волны кочевников: хазар, скифов, сарматов, половцев, печенегов и.т.д. Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.

 Образованию государств у восточных славян способствовали следующие предпосылки: во-первых, разложение первобытнообщинного строя вело к дальнейшему росту частной собственности и имущественному неравенству; во-вторых, формирование публичной власти (князь, дружина) и отстранения большинства населения от управления общественными делами; в-третьих, становление территориального единства в результате объединения славянских племён; в-четвёртых, необходимость совместными усилиями племён защитить славян от внешней опасности со стороны враждебной Степи. Эти факторы и подготовили создание государства. Восточнославянское общество VIII-IX вв.н.э. вплотную подошло к образованию государства.

      Первым Русским князем по преданию  был варяг Рюрик. Его с братьями  Синеусом и Трувором пригласили на Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём, но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образование русского государства.  С этого момента Русь начинает быстро развиваться, русские купцы всё чаще наведываются в другие страны. Также русские князья разворачивают активную компанию по обороне от кочевников и завоеванию земель Византии.

    Такая  жизнь на Руси продолжалась  достаточно долго, до тех пор,  пока к власти в конце X века не пришёл князь Владимир. Важной его заслугой было создание первого Русского сборника законов Русской Правды. Этот сборник, во первых, отменял и запрещал некоторые старые законы и обычаи, такие, как: кровная месть, многожёнство, человеческие жертвоприношения, сжигание жён с мёртвыми мужьями. Следующие князья также реформировали и дополняли законодательство, причём нужно заметить, что русские законы не копировали слепо Византийские. Так в русских законах не было такого наказания, как смертная казнь или членовредительство, вместо них были введены штрафы.  Хоть Владимир и был великим князем, все же были люди, которые могли указать даже ему - это служители славянских языческих богов. Если такой служитель говорил, кого и когда нужно, к примеру, принести в жертву богам, никто не смел его ослушаться.

                   Образ жизни и быт восточных славян.

На основании византийских и арабских авторов можно судить об образе жизни древних славян. С ранней молодости они учились  переносить жару, холод и недостаток пищи, они были нрава доброго и  гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай если зайдёт странник. Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием - мечами, дротиками, стрелами, намазанными ядом. Весьма характерно отношение в славянских племенах к женщине. Женщина, как и у многих древних народов, почиталась, как хранительница очага. Именно женщина занималась обустройством жилища и приготовлением пищи. И в то же время, как отмечает Н.М.Карамзин, женщину считали безответной рабыней. В случае смерти мужа женщина должна была следовать за ним и служить ему на том свете. У славян существовал обычай, по которому невесту похищали и потом платили за неё «вено» (плата родным невесты). Существовал также обычай многожёнства, по этому обычаю славянин мог держать по две, по три жены и больше. Но за каждую жену приходилось платить «вено», поэтому больше одной жены держали только люди богатые. Надо заметить, что с принятием христианства этот обычай был утрачен.

Основой питания у  древних славян был хлеб. Это подтверждают и археологические находки—дома с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерки. Хлебом называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен, либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу.

Раскопки позволяют представить  облик древнего славянского жилища. Славяне жили в полуземлянках  с бревенчатыми стенами, крыша была обмазана глиной, её скаты почти  касались земли. Внутри—глинобитная или каменная печь, которая топилась по-чёрному, т.е. без дымохода. Площадь жилья составляла от 10 до 20 квадратных метров.

Славянам не было чуждо чувство  прекрасного: они украшали резьбой  и яркими красками свои жилища. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных изделий.

Каждая семья  или  группа  родственников изготовляла  для себя все необходимое. В маленьких  глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна  и шили одежду.  В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба.

           Дел  и забот всегда было много  и у  мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми  лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян  особенно радостным  и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни  надевали свою лучшую,  праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была  жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё  мастерство в шитье и в украшении одежды.

В каждой местности одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма были одинаковыми в  большинстве областей России. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная,  наоборот, - демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому  что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению  семьи.

Женская одежда состояла из длинной  рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в  южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с  открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу  и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом.  Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у  неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато  украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.  Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да  кисти рук.

   Основной частью мужской  одежды тоже была рубаха и  порты - длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у  мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных - лапти,  которые плели из лыка, особым образом очищенной коры  липы. Липа - лиственное дерево, которое растёт в России  повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые  крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал  землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу - одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

Народный календарь был календарем "земледельческим", что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение  сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Любимыми забавами богатых людей  были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

    В княжеско-боярской  среде в три года мальчика  сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну. В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Широко и ярко было развито у славян устное народное творчество. В нём можно выделить два жанра: предания и легенды. В древнерусском фольклоре были наиболее распространены исторические предания. Так, именно по устным преданиям мы знаем о ранней истории Руси—вплоть до первой половины правления Владимира Святого. Большинство преданий исторического характера сохранилось до наших дней благодаря летописным источникам «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве». Легенда—созданный устно рассказ, воспринимающийся как достоверный. В отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное.

Религиозные представления  восточных славян

Центральное место в  культуре древних славян занимала языческая  религия. Языческая символика проявляется  в славянском фольклоре, в мотивах  вышивки, в скульптурных изображениях языческих богов из дерева или  камня, в зодчестве (на передней части двускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы).

Возникнув в глубокой древности, язычество  проходит длительный и интересный путь. Исследователи выделяют три периода  в его становлении у восточных славян.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали ему в трудовой деятельности. Славяне поклонялись матери-земле, лесам и рощам. Развиты были водяные культы: вода считались стихией, из которой образовался мир, и люди населяли ее различными божествами (русалками, водяными, морянами и др.), посвящали им праздники. В вере в упырей и берегиней отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи. Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам относили «упырей» — оживающих мертвецов, оборотней, способных нанести живущим на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегини», и люди старались помочь им в этой борьбе посредством произнесения заклинаний и ношения амулетов — оберег, Чтобы умилостивить их, злым духам приносились жертвы.

Информация о работе Становление Руси