Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:34, статья
Древнерусское государство - крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла срединное геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
Важное значение имели киевское вече для высшего и центрального управления и вечевые собрания в центрах местных княжеств для регионального управления. Веча XI—XII вв. отличались от прежних племенных собраний, участие в них принимали все свободные горожане Киева или местных центров (иногда пригородов), и они являлись структурным элементом высшего государственного управления. Вече и князь заключали друг с другом ряд (договор), представлявший из себя взаимную присягу (из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем). В случае нарушения “одиначества” князя и вече ему могли отказать в занятии стола. В результате появляются князья-изгои, которые вместе со своими дружинами вынуждены искать свою “долю”, как правило, на окраинах государства. Форма правления на Руси может быть определена как “дружинное государство” (Е.А. Мельникова), в котором в виде преформизма содержались монархическая (князь), олигархическая (старшая дружина, бояре) и демократическая (вече) тенденции. Ни одна из них в Киевской Руси не получила полного воплощения.
В связи
с развитием княжеского домена складывается
дворцово-вотчинная система
Светская и духовная власть на Руси существовали автономно. Государственная власть способствовала распространению христианства, но и согласовывала свою деятельность с установками церкви. В XI—XII вв. православие определяло духовные основы развития древнерусского государственного управления, права и правосознания. Сама церковь становится к XII в. важнейшим субъектом управления, но в отличие от католицизма не вмешивается непосредственно в дела светской власти, что соответствовало восточно-христианской государственно-правовой культуре.
Киевская
митрополия, вероятно, была создана
уже в 988 г. во главе с Михаилом
(хотя проблема основания киевской
митрополии и имя первого митрополита
остаются дискуссионными). Она находилась
в юрисдикции Константинопольской
патриархии. По размерам территории и
численности прихожан она была крупнейшей,
но в константинопольских диптихах
(росписях) занимала лишь 61-е место.
Кроме того, русская митрополия была
зависима не только от патриарха и
Синода, но и от византийского императора,
который в церковном и
В то же
время огромная территория митрополии,
ее удаленность от Константинополя
и политическая независимость Руси
давали русской церкви значительные
автономные права. В соответствии с
каноническими представлениями
высшая церковная власть принадлежала
митрополиту с собором
Духовная элита оказывала большое влияние на воспитание князей, требуя от них сдержанности, соблюдения евангелических заповедей, пыталась оказать влияние на мирное разрешение княжеских междоусобиц, внутренних противоречий и волнений.
Вскоре
после смерти великого киевского
князя Мстислава Владимировича (1125—1132
гг.) в Древней Руси усиливаются
центробежные процессы. В определенной
мере они определялись разложением
великокняжеской дружины. Из военной
правящей государственной элиты
она превращается в вотчинников
— региональную корпоративную боярско-
Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком “старейшинства” среди русских князей. В дореволюционной литературе этот период древнерусской истории именовался удельным, в советской историографии характеризовался как закономерный и прогрессивный этап феодальной раздробленности. В то же время многие зарубежные историки рассматривают его как политический кризис средневековой Руси, а Л.Н. Гумилев усматривал в XII—XIII вв. не только социально-экономические и политические изменения, но и вступление древнерусского этноса и его цивилизации в стадию распада. Индикаторами этого процесса, в частности, стали оживление язычества и активизация деятельности католических миссионеров.
Сочетание социально-экономических, географо-этнологических и духовных факторов определяет усиление дифференциации в административно-судебном устройстве, культуре, экономическом развитии отдельных земель, что позволяет говорить о зарождении субцивилизационных различий между ними. В то же время в массовом и элитарном сознании сохранялись представления о Руси как едином территориальном и духовном целом, память о ее былом могуществе. Несмотря на участившиеся княжеские усобицы и распри региональных властных элит, центростремительные процессы и конфедеративные связи находили отражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации — митрополии (а в отдельных землях епископских кафедр), духовная власть которой не оспаривалась ни удельными князьями, ни местными духовными иерархами. В данных условиях поставление общерусского митрополита из Константинополя независимо от русских князей было важным интеграционным фактором. В развитии государственного управления, отличавшегося на Руси в XII—XIII вв. значительным разнообразием, можно выделить четыре основные модели.
3.1
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
КАК ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ
Российская цивилизация является, с одной стороны, частью европейской цивилизации, с другой стороны, – самостоятельной цивилизацией.
Рассматривая стратегию развития России, необходимо учитывать этот фактор и историческое развитие, которое указывает, что мы в целом проходим тот же путь, что другие европейские страны.
Ключевые
слова: стратегия развития, олигархия,
демократическое общество.
Российская цивилизация является, с одной стороны, частью европейской цивилизации, с другой стороны, – самостоятельной цивилизацией.
Рассматривая стратегию развития России, необходимо учитывать этот фактор и историческое развитие, которое указывает, что мы в целом проходим тот же путь, что другие европейские страны. Следует отметить, что основные демократические принципы – свобода и справедливость - составляют основу не только западных ценностей. Так, русский мыслитель - Бердяев, ещё в начале 20 века говорил, что необходимо стремиться к свободному и справедливому обществу, что без свободы не может быть никакой справедливости, а справедливость требует свободы для всех людей.
В период Советского Союза были достижения в этом же направлении – это мощная идеологическая работа, которая стимулировала освобождение колоний и делала СССР популярным среди западных интеллектуалов самого демократического толка. Кроме того, СССР оперировал такими же понятиями как свобода и справедливость, благодаря чему была ускорена гармонизация социальных отношений в самих странах Запада, чем СССР оказал благотворное влияние на ход мировой истории.
С другой стороны, в СССР не практиковались методы свободы или справедливости. Но самым опасным было – это некомпетентность советских руководителей, неэффективность партийной элиты, поэтому такое общество не могло решить материальные вопросы, оно отставало от удовлетворения потребностей людей в новом качестве жизни от западных стран. Поэтому всё, что осталось в наследство – это дороги, трубопроводы, жилищно-коммунальное хозяйство, заводы и ядерные силы, причём не в самом лучшем состоянии, а также все проблемы прежнего общества.
В 90-е годы целые министерства, регионы, партии находились под контролем отдельных финансовых групп. В этот период произошла абсолютная подмена понятий и вместо движения к демократии происходило движение к олигархии, в чём страна преуспела. Это случилось по причине бездействия государственной власти из-за бегства её от ответственности и провозглашения невмешательства государства в экономику в условиях рынка, благодаря чему остатки старой номенклатуры в рыночных условиях быстро сдружились с коммерческими коллективами, и амбициозные коммерческие руководители подменили собой в ряде случаев власть.
Опасность этого состоит в том, что олигархия – это власть немногих, причём власть нелегитимная, поэтому их интересы не связаны ни с обществом, ни со страной. И в результате все основные идеи демократии были искажены, вместо общественной дискуссии мы имели манипуляцию, коррупцию, которая заменила собой конкуренцию, то есть всё, что раньше составляло государственную и партийную собственность стало принадлежать мафиозным группам, нечестным директорам предприятий и магазинов, правительственной и управленческой элите, которые заранее могли присвоить себе значительные инвестиционные средства. Но самым опасным для страны были – это неоправданные и непомерные займы в МВФ, в результате чего приходилось ежегодно утверждать Федеральный бюджет в МВФ и фактически страна была на грани потери государственного суверенитета (подобно периоду «Семибоярщины» во время правления боярской олигархии). В таком обществе ни какой свободы и справедливости не могло быть в помине, поэтому агония олигархического режима в 90-х гг. во многом виделась как затянувшаяся агония советской системы.
Несмотря на трудности реформ, в 90-е годы намечались и позитивные изменения. Так, начинали осваиваться социальные практики, люди привыкали к выборам, учились работать в условиях рыночной экономики. Кроме того, с уходом из политики Б. Н. Ельцина и приходом во власть В. В. Путина началась политика стабилизации, которую можно считать также и политикой демократизации. С этого периода начинается возврат к реальным демократическим принципам, главными из которых являются – поддержка проводимого курса большинством населения и исполнение закона. Были проведены стабилизирующие изменения – это:
- прежде всего, реформа Совета Федерации (так как в Совет ранее входили руководители исполнительной власти, которые входили в законодательный орган, что являлось прямым нарушением Конституции);
- были приняты законы об ответственности глав регионов;
- было предписано привести в порядок местные конституции и уставы, чтобы федеральный закон был выше регионального;
- олигархам
было предписано платить
- была
приостановлена практика
- фактически был восстановлен суверенитет российского народа на всей территории РФ;
- была осуществлена своевременная выплата пенсий и зарплат.
Все эти меры были направлены на создание демократического государства.
Как часть
европейской цивилизации Россия
всё больше стала следовать основным
её принципам – это постепенному
переходу от общества принуждения к
технологиям убеждения, от подавления
– к сотрудничеству, от иерархии
– к сетям горизонтальных связей.
В целом это не значит, что один
элемент, действующий в обществе,
полностью исключает другой. Но всё
же баланс современного общества неотвратимо
смещается в сторону умения убеждать
и договариваться, с тем, чтобы
большее количество людей осознало
и принимало определённые решения
и, причём, добровольно. Так, например,
в современное время всё
Информация о работе Становление государственной власти и управления в языческой Руси