Становление Древнерусского государства в IX – начале XI веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Оглавление

1 Предпосылки и основные концепции образования Древнерусского государства
……………………………………………………………………………………………………………………………………..2
2.Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей ……………………………………..3
3 Принятие христианства на Руси …………………………………………………………………………………..7
Список использованной литературы……………………………………………………………………………9

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

5.2.Походы в нижнее Подунавье.

-         Ок. 966 г. в киев прибывает посол патриций Калокир, посланный византийским императором Никифором Фокой. Причина – война Византии с Болгарией за то, что она не препятствовала проникновению венгров «в греки» (Н. М. Карамзин). Затем Калокир пошел дальше, подговаривая Святослава остаться в Болгарии, а затем помочь ему, Калокиру, свергнуть с трона Фоку (флот Фоки – на войне в Сицилии, сухопутная армия воюет с арабами). – версия Льва Дьякова, жившего в X  в.

Современные отечественные и болгарские историки считают, что сын херсонского стратига должен был предотвратить натиск Святослава в районе Северного Причерноморья (отвлечь его от византийских владений в Крыму), а взамен этого византийская империя обязывалась не препятствовать Святославу в его желании овладеть нижним Подунавьем. Отдельные историки даже считали, что это была попытка направить Болгарию против Руси и тем самым обеспечить себе свободу в борьбе с арабами.

-         Так или иначе летом 967 года русское войско (60 000 человек – Карамзин) , взяв у византийцев несколько пуд золота на вооружение, двинулось на Болгарию. Святослав завоевал Болгарию и остался жить в г. Переяславце. Летопись сообщает, что он заявил, что хочет перенести сюда столицу Руси, т. к. это середина его земли: от греков – золото, ткани, вино; от чехов и угров – серебро и кони; из Руси – меха, воск, мед, рыба.

-         Но в 968 г. печенеги осадили Киев. Из Киева пробрался мальчик, прикидываясь печенегом (спрашивал на из языке: «Не видел ли кто его коня?»).И он передал людям на другом берегу Днепра: «Если завтра не пойдете на печенегов, то люди в Киеве сдадутся печенегам». На следующее утро загремели трубы – русские ладьи двинулись на Киев. Печенеги подумали, что это сам Святослав и побежали в рассыпную. Ольга  с внуками в это время уехала из Киева. Печенежский князь, увидев это возвратился к Киеву и спросил у воеводы Претича: «Не ты ли сам князь?», а тот ответил: « Не я, но Святослав с дружиной идут вслед за нами, а мы – передовой отряд». Они в знак примирения обменялись оружием.

-         Княгиня обратилась к Святославу со словами: « Ты князь ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Если не приедешь и не защитишь нас, то возьмут нас печенеги. Не ужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих»?

Святослав вернулся, прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Вернулся   в Болгарию, вновь захватив ее (за его отсутствие болгары снова захватили власть).

-         Византия была против такого возвращения и попросила Святослава уйти. Но тот потребовал слишком большой выкуп (за все завоеванные города). Началась война. В начале Святослав одерживал победы, продвигаясь к Константинополю. Но вскоре греки разбили союзников Руси – печенегов, состоялась битва со Святославом, где он произнес свою великую речь: «Бегство не спасет нас; волею и неволею мы должны сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым не стыдно! Станем крепко. Иду перед вами, и когда положу свою голову, делайте, что хотите»! Русские одолели греков. Историки считают, что соотношение сил !:10 в пользу греков при таком исходе был маловероятен, т. е. летописец преувеличил их число.

-         В 970 г. был подписан мирный договор, русские закрепили свои позиции на Дунае, греки обязались выполнять условия прежних русско-византийских договоров.

-         Но весной 971 г. греки неожиданно прорвались через Балканский хребет и пошли на Болгарию. После падения Переяславца, болгары перешли на их сторону. После нескольких побед Святослав ушел в город Доростол, который затем осадили греки.

-         Летом 971 г. был заключен мир. Русские обязывались оставить Болгарию, а так же помогать Византии при нападении на нее внешних врагов.

-         Святослав попросил византийского императора Цимисхия помочь ему в проходе через печенежские земли, тот согласился. Но вместо того, чтобы сделать это, он отправил своих послов к печенегам предупредить их, что Святослав возвращается с малочисленной дружиной. Весной 972 г. в сражении с печенегами Святослав погиб. Печенежский князь Куря отрубил ему голову, оковал череп золотом и пил из него на пирах, надеясь по языческим обычаям получить его силу.

-         Точки зрения:

А)  Карамзин – не есть пример государя великого, т. к. он славу побед уважал более государственного блага.

    Б)   Б. А. Рыбаков, Г. Прошин и др. – Стратег и дипломат, завоевывал главный торговый   путь, старался выйти на Каспий.

-         Описание внешности Святослава византийским летописцем, т. к. этот вопрос есть в тестах: «Среднего роста, необычайно широк в плечах, силач с могучей шеей. Голубоглаз, длинные усы, борода сбрита, волосы на голове – тоже, только свешивается одна длинная прядь: знаменитый оселедец, который и века позднее будет отличать запорожскую казачью вольницу – Сечь. В ухе серьга: золотая с двумя жемчужинами, между которыми вставлен рубин».

 

6.Ярополк Окаянный (972-980).

В 970 г. Святослав посадил княжить в Киеве Ярополка, в землю древлянскую послал Олега (т. к. эти сыновья не захотели княжить в Новгороде), новгородцы попросили тоже князя и тогда дружинник Добрыня (дядя Владимира) посоветовал им попросить третьего сына  Святослава – Владимира, родившегося  от Ольгиной рабыни – Ключнице Малуши. Что он и сделал.

Но в 970 г. сын Свенельда, тогда уже дружинника Ярополка, Лют отправился на охоту и зашел на землю древлянского князя Олега, тот убил его за эту дерзость. Тогда, по мнению дореволюционных историков (Карамзина, Татищева), Свенельд стал стравливать Ярополка и Олега, забыв про обещание данное Святославу поддерживать мир на Руси.

И летом 9777 г. произошла битва. Ярополк победил Олега Олег бежал в город Вручий. Город был окружен рекой, через которую был перекинут мост. Люди теснясь на мосту сбросили нечаянно Олега вниз, где тот и утонул.

Далее Владимир стал готовится к схватке с Ярополком. Пытаясь заручиться поддержкой Рогволода, князя Полоцкого, пришедшего из-за моря, он стал свататься к его дочери – Рогенде. Но она ответила Владимиру, что он сын рабыни, и поэтому не хочет за него замуж, а пойдет за Ярополка. Тогда Владимир собрал много войнов-варягов, словен, чуди, кривичей напал на Полоцкого князя и двух его сыновей, победив его взял Рогенду замуж.

В 980 г. Владимир подошел к Киеву и осадил его, подговорил Блуда – воеводу Ярополка, тот стал советовать Ярополку бежать из Киева, т. к. киевляне хотят передать власть Владимиру. Ярополк бежал в г. Родне, в устье р. Роси. Владимир осадил этот город, и был там страшный голод. Ярополк сдался Владимиру, но Владимир убил его, т. к. Блуд не дал дружине Ярополка следовать за ним.

Точки зрения на Ярополка:

А)  Карамзин – добродушный, но слабый человек

Б) Соловьев писал, что он одержал несколько побед над печенегами, о заключении договора с греками, о приходе послов папских. 

 

 

 

3 Принятие христианства на Руси

 

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа —принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список использованной литературы:

 

1.      Л. М. Пятецкий. История России для старшеклассников и абитуриентов. – Т.I. – М.: Московский  Лицей,1998.432 с.

2.      Кацва Л.А и Юрганов А. Л. История России VIII-XV вв. – М: МИРОС, «ВентанаГраф», 1996. – 240с.:  илл.

3.  Стариков Н. В. История России. Справочник студента. – М.: Приор,2000, - 464с.

4. Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. М., 1994, 1995. Т. 1-2

5.Скрынников Р.Г. История Российская IX  -  XVII вв. М., 1997

6. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М., СПб., 1995

 



Информация о работе Становление Древнерусского государства в IX – начале XI веков