Становление Российского государства в XVI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

В конце XV – первой половине XVI в. шел интенсивный рост территории Российского государства. К концу XVI вв. российские владения достигли 5,4 млн кв. км (из них на европейскую часть приходилось 3,9 млн кв. км). Россия стала самым большим по территории из европейских централизованных государств, но эта территория была заселена слабо (средняя плотность населения колебалась от 0,4 до 8 человек на 1 квадратных киллометров) и неравномерно. В первой половине XVI в. насчитывалось до 160 русских городов, во второй половине XVI в. появилось свыше 70 новых городов.

Оглавление

1.Тенденции социально-экономического и
политического развития России в I половине XVI в. - 1
2.Внутренняя политика Ивана Грозного:
а) реформы Избранной рады: причины, содержание,
итоги. - 6
б) опричнина Ивана IV, ее последствия. - 12
Литература - 19

Файлы: 1 файл

история.docx

— 41.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по (Истории)

         

 

 

 

 

Тема:  (    Становление Российского государства в XVI веке    )

(вариант  контрольной  работы №4)

 

 

 

                          

                                                  

 

 

                                                       Исполнитель: студент гр. ЭТР-12

                                                           Цветкова. И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

Екатеринбург

2012

Содержание:

 

1.Тенденции социально-экономического и

 

политического развития России в I половине XVI в.    -    1

 

2.Внутренняя политика Ивана Грозного:

 

а) реформы Избранной рады: причины, содержание,

 

 итоги.                                                                             -         6

 

б) опричнина Ивана IV, ее последствия.                            -          12

Литература                                                                       -       19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Тенденции социально-экономического  и политического развития России  в I половине XVI в.

 

В конце XV – первой половине XVI в. шел интенсивный рост территории   Российского государства. К концу XVI вв. российские владения достигли 5,4 млн кв. км  (из них на европейскую часть приходилось 3,9 млн кв. км). Россия стала самым большим по территории из европейских централизованных государств, но эта территория была заселена слабо (средняя плотность населения колебалась от 0,4 до 8 человек на 1 квадратных киллометров) и неравномерно. В первой половине XVI в. насчитывалось до 160 русских городов, во второй половине XVI в. появилось свыше 70 новых городов.

Российское государство  было многонациональным.  Основная народность – великорусы – занимали огромную сплошную территорию в центре, нерусские народы заселяли преимущественно  окраины.

Ведущей отраслью экономики  было сельское хозяйство, однако значительного  размера в XVI в. достигло и ремесло. Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали росту производительности труда в сельском хозяйстве. Первая половина XVI в. была временем достаточно стабильного экономического развития государства.

В основе производственных отношений в русской деревне  лежала феодальная собственность на землю. Земельная собственность  носила сословный характер, существовали частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные земли. По типу феодального землевладения  различались земли вотчинные  и поместные. Условный характер поместной  собственности помогал формированию широкого по своему составу сословия землевладельцев, социальной опоры  централизованного государства. Общее  число помещиков в первой половине XVI в. быстро увеличивалось. Поместная система гарантировала воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров. Так как главным условием обладания поместьем была военная служба, то сыновья продолжали служить государю с целью сохранения земельной собственности. Из владельцев поместий и формировалась армия государства,  занятого расширением своей территории и закреплением прежних завоеваний.

Основной рабочей силой в хозяйствах вотчинников и помещиков в начале XVI в. были холопы. Но на протяжении XVI в. к обработке барской пашни все больше привлекались крестьяне, попадавшие в зависимость от феодалов. Развитие феодализма приводило к усилению зависимости крестьян от феодала, на земле которого они сидели, к ограничению их прав.Уже в конце XV в.  Судебник Ивана III (1497 г.) ограничил право перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году, а на протяжении всего

 XVI в. закрепощение крестьян усиливалось.

Прикрепление крестьян к  земле обеспечивало власть и доходы класса земельных собственников.Процесс государственно-политической централизации в России опережал экономическую централизацию. Экономического единства страны в XVI в. еще не было; ее хозяйственное районирование и пути создания всероссийского рынка только намечались. В этих условиях государственно-политическая централизация развивалась по пути «бюрократизации» управления. Власть концентрировалась за счет усиления приказной, боярской и военной администрации. Именно это явилось характерной особенностью процесса централизации в России.Развитие государственно-политического строя в XVI в. шло по пути неуклонного возрастания роли аппарата государственного управления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV в., продолжали существовать и развиваться.Высшим законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Она не имела отдельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты новых законов, внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях, служебных назначениях, о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояр»» или «царь указал, и бояре приговорили»),  иногда в отсутствие государя.

Управление отдельными отраслями  жизни государства усложнялось, и это требовало создания соответствующих  органов.  Дворцовые учреждения (вместе с казной) уже с трудом справлялись  с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации  власти было создание разветвленной  системы органов отраслевого  государственного управления. Очень уязвимой была в начале XVI в. и система назначения на должность (местничество), связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления  и требовало реорганизации.Еще одним слабым звеном в системе управления государством было местное управление.  Система кормлений, в соответствии с которой наместники и волостели получали «корм» (то есть натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавления крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.

Таким образом, в начале XVI в. перед государством стояла задача укрепления централизации. С этой проблемой столкнулись правительства Василия III и Ивана IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Внутренняя политика  Ивана Грозного:

а) реформы Избранной рады: причины, содержание,         итоги.

Реформы Избранной  рады:

Предпринимая реформу  местного управления, царь начинает дело с обновления себя самого. Он, обращаясь  к народу, он просит прощения, призывает  к исправлению бояр, обличает свои пороки и призывает своих сотрудников  к нравственному возрождению. Грозный  ограничивает юрисдикцию наместников, вводит в суд присяжных, даёт самоуправление местным обществам, пересматривает Судебник и дополняет его рядом  постановлений, направленных на то, чтобы  дать торжество правосудию и справедливости. Власть впервые выступает перед  народом с заботой об общем  благе.Таковы были первые шаги Грозного по пути реформ, составивших славу его молодости. Правительство произвело перемены в местном управлении и доложило о них церковному собору1551 года, прося его одобрения. В дополнение к первым преобразованиям, даровало земству право полного самоуправления. Также был внесён ряд перемен в устройство и управление военных сил государства. Были изменены служебные и бытовые условия служилого класса. Произошли перемены в финансово - податной области.

 

 

 

Мы не знаем насколько  сильно было воздействие во всём этом Избранной рады на царя, но нет сомнения, что в этой напряжённой и систематической  работе правительства созрел ум и  воспитались способности самого Грозного, и он из неопытного и распущенного юноши постепенно превратился в  способного политика, прошедшего хорошую  практическую школу под руководством Избранной рады. Когда он развернулся и сформировался, он не только постиг и усвоил политическое искусство своих руководителей, но и узнал их классовые желания. Тогда Избранная рада превратилась для него в «собацкое собрание» и он ушёл из - под её влияния и изжил тот нравственный подъём, который она ему дала.Итак, преобразование Московского правительства за 1549 - 1556 годы началось с мероприятий в области местного управления. Правительство желало искоренить насилия, грабежи и раздоры в управлении наместников, и для этого воспользовалось теми бытовыми формами земской самодеятельности, какие из древности существовали в Великорусье. Земли каждого «уезда» (на которые делилось тогда государство) состояли из крупных и льготных землевладельцев, из мелких поместий и «вотчинок» боярских детей и из крестьянских волостей. Крупные вотчины духовенства, князей и бояр жили порядком, подобным феодальному. В них администрация и суд принадлежали владельцам, и агенты центральной власти к ним не касались. На остальных землях действовала очень примитивная система «кормлений». От государя назначался «наместник» для суда и управления. Он наезжал на место своего назначения со своей дворней и управлял

с помощью своих слуг, собирая на своё содержание «кормы»  и «пошлины». Управление соединялось  с правом взимания доходов в пользу кормленщика, и на этой почве и  процветали произвол, незаконные поборы и насилия.В 1552 году, осенью, после Казанского похода, царь, празднуя победу над татарами, объявил о своем решении отменить «кормления» и перейти на новый порядок для населения. Вместо расходов, падавших на население для содержания кормленщиков, назначался теперь оброк в государственную казну. Из этого нового финансового поступления государь получал средства для возмещения кормленщикам потерянных ими «кормов» и «пошлин». В сущности, земская реформа свелась к тому, что сняла с населения пришлых кормленщиков с их корыстной и грубой дворней и освятила ту самодеятельность населения, которая сохранилась от времён уделов с их слабыми княжескими дворами. Правительственный интерес в уездах теперь охранялся специальными агентами власти - «городовыми прикащими», «писцами», «дозорщиками». Все текущие функции управления были в руках местных организаций, получивших с реформой государственное значение.Начиная с 1550 года и до 1556, одно за другим следуют мероприятия, направленные на улучшение внутренней организации военно - служилого сословия и его службы, к упорядочению его землевладения, к поднятию военной техники. По «приговору» царя появились так называемые «тысячники», которые были расселены на московских землях, они должны были нести службу в столице, составляя гвардию царя. Из их среды составлялся придворный штат

и назначались лица на руководящие  должности. Всего в состав «тысячи» вошло 1078 человек помещиков и  вотчинников, которые представляли собой столичное дворянство и  были записаны в особую «Тысячную  книгу». В том же 1550 году состоялся  «приговор» об ограничении местничества во время полковой службы. В последующие  годы, во время военных операций против Казани, бал принят ряд мер  «о устроении в полках». То есть, была поделена рать на сотни, во главе сотен поставлены «головы» из лучших воинов. Целью при этом было поднятие дисциплины, и, по - видимому цель была достигнута - и Казань была взята. В 1556 году, последовало, одновременно с отменой кормлений, общее распоряжение о службе для всех людей. Теперь каждый помещик должен давать на службу своих крестьян: со 150 десятин земли - один конный воин. Кто давал людей сверх указанной нормы, тот имел право на дополнительное денежное жалование. Все перечисленные меры вели к упорядочению службы, уравнению служебных тягот и вознаграждения за службу; таким образом охватывали все стороны военной организации государства.В прямой связи с военными и административными нововведениями стояли и мероприятия в финансовой области. Было указано, что для уравнения служебных тягот боярских детей, решено было привести в порядок их землевладение. Была предпринята общая перепись земель («письмо»). На основании этой переписи сбор перешедших на самоуправление общин доставлялся в Москву под названием оброка «за наместничь доход и за присуд» и поступал к «царским казнам» в ведении особых

дьяков. Эти дьяки получили название «четвертных», а их ведомства  название «Четей». Из Четей и получали свои «праведные уроки» те служилые люди, которые лишились кормлений и  были переведены на денежное жалованье, а сами они получили название «четвертчиков».Говоря о преобразовательной работе Грозного и его Избранной рады, нельзя не сказать о Стоглавом соборе, который получил значение государственного совещательного органа. Ему на одобрение царь представил свой Судебник и «уставные грамоты», содержавшие начало его земской реформы. Грозный считал, что в деле государственного обновления необходимо объединить церковные власти и светские. Все стороны московской церковной жизни были охвачены собором: церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, быт духовенства, жизнь монастырей и монашества, христианская жизнь мирян - всё вошло в круг суждения собора. А результатом этого суждения стала целая книга «Стоглав», по которой в будущем производилось церковное управление и совершался церковный суд. Всего десятилетие суждено было существовать Избранной раде. Всего десять лет было отпущено исторической судьбой для деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Избранная рада провела ряд реформ:

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке