Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 22:05, контрольная работа
Целью моей работы является исследование становления Российского государства XVI веке. В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в.
2. Внутренняя политика Ивана Грозного.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в……………………………… .. .. .. . .…… . ………………………5
2. Внутренняя политика Ивана Грозного…………………………………………..8
2.1. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги……………………8
2.2. Опричнина Ивана IV, ее последствия…………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
по дисциплине История
по теме: «Становление Российского государства в XVI веке»
Исполнитель:
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Тенденции социально-
2. Внутренняя политика Ивана Грозного…………………………………………..8
2.1. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги……………………8
2.2. Опричнина Ивана IV, ее последствия…………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как “принц” или даже “великий герцог”. Титул же “царь” или совсем не переводили, или переводили как “император”. Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В правление Ивана Грозного был разработан более сложный и величественный чин венчания русских государей. Его Пространная редакция требует к предстоящему священнодействию убрать Успенский собор в золото и багрянец.
По окончании процедуры переноса государева «сана» начиналось новое шествие, которое возглавлял «духовник великого князя с крестом и з святою водою». Акт венчания на престол в середине XVI века дополнился новыми речами митрополита и поставляемого на царство, ранее не употреблявшимися молитвами, обрядами возложения на монарха и цепи, передачи ему скипетра, помазания муром.
Если в двух словах, оставшись
сиротой в семь лет, Иван 4-й воспитывался
бояринами, а в 17 лет намерен был жениться
и принять титул "царя", который доколе
не осмеливались принять его дед и отец.
Как известно, Иван Грозный венчался на
царство не совсем законно, не получив
предварительного благославления Константинопольского
патриарха, поэтому впоследствии был вынужден
доказывать своё право на престол с помощью
родословной.
Главным же символом власти Иван Грозный сделал роскошный головной убор, изготовленная из соболя с драгоценными камнями, до сих пор хранится в музее.
Короне-венцу придавалось особое
значение, и она в русской традиции была
предметом, передаваемым по наследству
от государя к государю.
Первое упоминание данного обычая относится
ко времени великого князя московского
Ивана Даниловича - внука Александра Невского,
известного под именем Ивана Калиты (Иван
I). С Ивана III золотая шапка, получившая
название "шапки Мономаха", становится
символом высшей государственной власти.
Ею венчаются на царство все русские цари
до Петра I включительно.
Целью моей работы является исследование становления Российского государства XVI веке. В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Тенденции социально-
2. Внутренняя политика Ивана Грозного.
На протяжении XVI столетия в России складывалась система крепостничества. Возникшая значительно раньше норма, согласно которой крестьянин имел право уходить от своего владельца только в течение двух недель в году, после объединения русских земель стала общегосударственной. Судебник Ивана III (1497 г.) установил единый для страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьево дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но не закрепощение крестьян. Вместе с тем в связи с объединением земель в одно государство потеряли силу запреты перехода крестьян из одного княжества в другое. Судебник Ивана IV (1550 г.) повторил норму о Юрьевом дне, увеличив размер уплаты уходившими крестьянами так называемого «пожилого» - своеобразной компенсации феодалу за потерю рабочей силы (величина «пожилого» составляла рубль в степной полосе и полтинник - в лесной). Впрочем, повышение «пожилого» отвечало падению денежного курса и цены на серебро.
В конце правления Ивана Грозного, когда наблюдалось опустошение территорий Центра и Северо-Запада государства и массовое бегство крестьян правительство России ищет выход на пути закрепощения крестьян. В 1581 г. был издан Указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного феодала к другому. Введение «заповедных лет» стало важным шагом на пути оформления в России крепостного права. Но важно обратить внимание еще на один момент: в 1581 г. «заповедные годы» распространялись не только на частновладельческих крестьян, но и на государевых - «черносошных» и дворцовых. Более того, населению городских посадов и слобод запрещалось покидать свои места в эти годы.
И, наконец, на годы правления Бориса Годунова приходится окончательное утверждение крепостного права в России. В исторической науке высказывалось предположение, что около 1592-1593 гг. правительство издает Указ, запрещавший крестьянский «выход» по всей стране и навсегда. Закрепощение крестьян совершилось, по мнению Ключевского, на основе долговой зависимости крестьян от землевладельцев. Рост крестьянской задолженности Ключевский связывал с заселением пустовавших земель и получением новоселами ссуды.
Однако в 1597 г. был принят Указ об «урочных летах». Он повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых крестьян и вывезенных, насильно в течение пятилетнего срока. Все это и позволяет утверждать, что около 1592-1593 гг. был принят указ, который не временно, как при «заповедных летах», а навсегда запрещал крестьянский выход в Юрьев день.
Таким образом, к концу XVI столетия в России произошло коренное изменение положения крестьян, лишенных права выхода от своих владельцев.
Несомненна связь утверждения крепостнической системы в России с особенностями образования русского государства. Экономическая консолидация земель отставала от государственных потребностей, поэтому большую роль в ходе централизации играл фактор политический. Правительство активно укрепляло крепостническую базу единого государства. «Налицо была взаимосвязь решения назревших задач национального возрождения России с применением единственно доступных в истощенной Золотой Ордой стране средств - поместной системы, барщины, крепостничества».
Складывание феодально-крепостнического строя оказало прямое влияние на развитие ремесла, торговли, городов в России XVI столетия.
Определенное развитие в XVI в. получило товарное производство («работа на рынок»). Оно было у городских хлебников, сапожников, замочников, горшечников и многих других; монастырские мастера изготовляли для продажи мелкие предметы культа.
Масштабы и значение торговли в России в XVI в. значительно выросли по сравнению с предшествующим столетием. Отдельные историки утверждают, что в XVI в. Россия шла по пути к возникновению всероссийского рынка. После ликвидации Казанского и Астраханского княжеств и перехода всего волжского пути под власть России основным направлением внешней торговли было восточное. С востока везли китайские ткани, фарфор и другие товары, на восток - русские меха, пеньку, воск.
К XVI в. относятся и первые ростки предпринимательства в России.
Таким образом, фактический материал, собранный исследователями, свидетельствует о развитии, хотя еще и слабом, и XVI в. в России территориального разделения труда, ремесла и товарного производства, оживлении сельских торжков, ярмарок, расширении рыночных связей. Имеются данные об усилении товарности барского и крестьянского хозяйства.
2.Внутреняя политика Ивана Грозного.
2.1. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.
Понятием Избранная рада принято
обозначать правительственный кружок
ближайших сподвижников Ивана IV в первый
период его царствования. Сложилась Избранная
рада около 1549 года.
Политической стратегией Избранной рады
стала централизация России по западной
цивилизационной модели. Такая модель
предполагала комплекс структурных реформ.
Общей чертой реформ Избранной рады стала
их антибоярская направленность. Они были
направлены на укрепление экономических
и политических позиций тех социальных
групп, чьи интересы выражала и на кого
опиралась Избранная рада, – дворян, помещиков,
посадских верхов.
Исходным событием эпохи реформ Избранной рады стал созыв 27 февраля 1549 года так называемого «собора примирения», вошедшего в историю как первый Земский собор. Принятый по итогам «собора примирения» закон 28 февраля 1549 года положил начало реализации политической линии, заявленной в выступлении Ивана IV. Преобразования затронули правовую сферу, административную, финансово-налоговую и церковную системы, структуру вооруженных сил.
1) Правовая система
В соответствии с решением «собора примирения» готовился новый кодекс законов. Исправленный «по старине» Судебник был утвержден Боярской думой в 1550 году. Те законы государства, которые определяли отношения феодалов и крестьян, остались без изменений, в частности, сохранялись нормы Юрьева дня. В центре внимания законодателей оказались проблемы совершенствования системы центрального и местного управления. Новый Судебник ускорил процесс формирования приказов, расширил функции служилой приказной бюрократии, несколько ограничил власть наместников-кормленщиков на местах.
2) Административная система
Была создана система первых функциональных органов управления – приказов. Централизация местного управления осуществлялась в середине 1550-х гг. в рамках избной и земской реформ. Правительство пошло на то, чтобы отдать власть на местах «лучшим людям» волостей и городов. В 1555-1556 гг. вышли указы об отмене кормлений и наместничьего управления, замене его выборной администрацией. Эти нововведения ослабляли политический вес боярства и усиливали позиции дворянства, способствовали объединению провинциального дворянства в уездные корпорации – служилые «города», которые стали важным институтом сословного устройства основной части помещиков.
3) Финансово-налоговая система
Административные реформы означали и перестройку финансово-налоговой системы. В 1550 г. была проведена перепись населения, сопровождавшаяся реформой: подворное обложение заменялось поземельным. На основной территории вводилась новая налоговая единица – «большая соха», размеры которой колебались в зависимости от социального положения землевладельцев. С отменой кормлений уплата местных налогов населением приобрела централизованный характер. Прежний «кормленичий доход» заменялся общегосударственным налогом – «кормленичим окупом».
4) Реформа армии
«Приговоры» о местничестве 1549 г. воспрещали воеводам вести местнические споры в период военных действий и вносили некоторые перемены в структуру военного командования.
Правительство Адашева приступило к организации постоянного стрелецкого войска и сформировало трехтысячный стрелецкий отряд для личной охраны царя.
В середине 1550-х гг. было принято «Уложение о службе». Оно установило строгий порядок несения ратной службы. Была введена единая норма службы с земельных наделов. Все феодальные землевладельцы, независимо от размера своих владений, становились служилыми людьми государства. Даже вотчинная земля превращалась в государственное жалованье. В результате этой реформы появилась возможность иметь многие десятки тысяч вооруженных воинов, хорошо экипированных и снабженных продовольствием. Появилась возможность для завоевания выхода к морям.
5) Общая оценка реформ Избранной рады
Реформы правительства Адашева способствовали укреплению централизованной власти и улучшению политического и экономического положения дворянства. Но эти реформы носили компромиссный характер. Консервативное боярство сопротивлялось усилению позиций служилых людей. Все реформы Избранной рады проводились с ведома Боярской Думы. Адашев и Сильвестр были своеобразными посредниками между ней и Иваном IV. Реализация реформ была прервана отставкой Избранной рады в 1560 г.
Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке