Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:48, реферат
Личность Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "Угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
1. Введение
а) Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа
личности.
б) Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.
2. Главная часть
а) Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства
по- сталински
б) ГУЛАГ как проявление сталинщины
в) Политические процессы 30-50 х г.г.
3. Заключение
а) ХХ съезд КПСС осуждает культ личности Сталина
б) Сталин в 90-ые годы ХХ века.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
на тему
“СТАЛИН-СТАЛИНИЗМ-СТАЛИНЩИНА"
Выполнила ученица 11 “Б” класса
Средней школы № 15
Самарского района
Урсатьева Надежда
УЧИТЕЛЬ: Бобров П.М.
САМАРА - 97
План.
1. Введение
а) Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа
личности.
б) Сталинизм как
теоретическая основа сталинщины.
2. Главная часть
а) Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства
по- сталински
б) ГУЛАГ как проявление сталинщины
в) Политические процессы 30-50 х г.г.
3. Заключение
а) ХХ съезд КПСС осуждает культ личности Сталина
б) Сталин в 90-ые годы ХХ века.
Личность Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "Угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
Прошло 44 года со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники так и его противники. Каждое новое поколение хочет постичь тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в этой личности.
Имя этого явления - культ личности. Сталин - сталинизм - сталинщина будут находится в центре внимания данной работы.
1. Введение
а) Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа
личности.
Об опасности возникновения
этого явления в революционном
движении мыслители России и Европы
предупреждали уже в 70-е годы ХIХ
века
Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И.Сталин.
На партийных съездах и конференциях до конца 20-х годов звучали голоса тех, кто пытался обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов "культовой болезни" у этого партийного лидера.
В партийных рядах только узкий круг людей знал о "Письме съезду", в котором В.И. Ленин давал характеристику партийным лидерам в том числе Сталину и в котором Ленин предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к "культовой болезни".
Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества в борьбе за лидерство.
Примером может
служить реакция на выступление
Л.Б. Каменева на ХIY съезде ВКП(б).
В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни.(март 1953 г.) За эти годы не без его участия идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.
Позже, после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС"О преодолении культа личности и его последствий", в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности.
В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и субъективных предпосылках его возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:
- ... сложная международная
и внутренняя обстановка
- ... приходилось идти на некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом, как временные подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.
- ... народ сознательно
шел на эти временные жертвы,
видя с каждым днем все новые
успехи советского
-... поскольку Сталин длительное время находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной стали связывать с его именем.
Эти предпосылки
были названы объективными предпосылками
возникновения культа личности.
Субъективными были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами становятся нетерпимым в должности генсека". Далее Ленин писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпимым и лояльным к недостаткам других, менее капризным.
В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые приняли решение скрыть "Письмо..." Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим.
Большинство авторов
считают, что культ личности Сталина
возник, как неизбежный результат
того, что сама партия изначально отказалась
от демократических принципов, как
партийного, так и советского строительства.
Ряд авторов считают, что культ
личности заложен в самой
б) Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.
С середины 80-х годов в отечественной литературе появилась тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.
Под сталинизмом подразумевают те идеи, принципы, которыми руководствовались Сталин и его окружение в совей повседневной практике породившей сталинщину.
Суть сталинщины в том, что Сталин прежде всего воспринимал идеи выработанные еще при жизни Ленина, как навсегда данные, и хотя он постоянно говорил о диалектическом методе познания и преобразования мира сам оказывался в плену догм.
Одной из них было убеждение в том, что по мере продвижения вперед к социализму будет обостряться классовая борьба, сопротивление тех, кто не хочет социализма, или не понимает необходимости такого движения.
Сталинизм - это убежденность в том, что "кто не с нами тот против нас", что "если враг не сдается, то его уничтожают", а враг - это тот, кто выступает против решений Партии, кто сомневается в мудрости товарища Сталина.
Сталин был убежден,
что капиталистическое
На теории сталинизма оказало влияние личность самого Сталина, его подозрительность, недоверие к людям, в том числе к своему окружению.
"Сталин был человек очень мнительный, с болезненной подозрительностью, в чем мы убедились работая вместе с ним, - говорит Хрущев на ХХ съезде Партии - Он мог посмотреть на человека и сказать: "Что - то у вас сегодня часто отворачиваетесь, не смотрите прямо в глаза" Болезненная подозрительность привела его к огульному недоверию, в том числе и по отношению к выдающимся деятелям партии, которых он знал много лет. Везде и всюду "он видел врагов, двурушников, шпионов".
Имея неограниченную
власть, он допускал жестокий произвол,
подавлял человека морально и физически.
Создалась такая обстановка, при
которой человек не мог проявить
свою волю. 1)
2. Главная часть
а) Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства
по- сталински
План индустриализации
страны базировался на расчетах большой
группы ученых, экономистов, тех кто вынашивал
эти планы не один год. Это были напряженные
задания, рассчитанные на несколько лет
вперед, но они были вполне выполнимы.
Акцент в этих планах ставился на развитии
тяжелой промышленности, прежде всего
машиностроения. Составители плана учитывали,
что нужно будет создавать новые для страны
отрасли производства(
Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.
Цеха Сталинградского тракторного завода возводились в 2-3 раза быстрее планового срока
Если нужно работали
не девять, а 12-16 часов..."По всему
строительству ежедневно
Опьяненный успехами Сталин в 1929 году самолично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения:
по чугуну с 10 до 15-17 млн.т.
по тракторам с 53 до 170 тыс. Шт.
По автомашинам с 100 до 200 тыс.шт.
Такое решение экономически
было необоснованным. План оказался невыполнимым,
но Сталин, не считаясь с реальностями,
объявляет, что пятилетка выполнена
за 4 года 3 месяца. Во второй пятилетке
он требует наращивать темпы, а когда
планы оказываются
История коллективизации
сельского хозяйства стала
В 1927 году в СССР насчитывалось 24-25 млн. крестьянских хозяйств, каждое из которых в среднем имело по 4-5 га посевов, 1 лошадь, 1-2 коровы, и это на 5-6 едоков при 2-3 работниках. Крестьянский труд оставался ручным, технически невооруженным. Лишь 15% хозяйств имели те или иные сельхозмашины. Среди пахотных орудий можно было часто видеть деревянную соху, а убирали хлеб в основном серпом и косой. Один работник в сельском хозяйстве "кормил" кроме себя самого только одного человека.
Такое положение с сельским хозяйством было нетерпимым со всех точек зрения. К 1929 году советские руководители осознали, что успехи индустриализации напрямую зависят от подъема сельского хозяйства. Крестьянские единоличные хозяйства не могли в короткий срок добиться повышения урожайности.
Сталинское руководство принимает решение провести коллективизацию единоличных крестьянских хозяйств ускоренными темпами. Все кто возражал Сталину были объявлены защитниками кулака, врагами социализма. Среди них оказались: главный редактор газеты "Правда" Н.И. Бухарина, председатель СНХ А.И. Рыков и многие другие. Сталин требовал продолжать начатый курс, не считаясь с жертвами. В его адрес шли письма, авторы которых надеялись остановить репрессивную машину.
Вот что писал М.А. Шолохов 18 июня 1929 года Сталину: "... Вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижневолжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже малоимущего. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится. И как следствие умело проведенного нажима на кулака является факт (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд... После этого и давайте заверять о союзе с середняком. Ведь все это проделывалось в отношении пошлин середняка.
Коллективизация по сталински - это миллионы репрессированных крестьян.
Так в хрестоматии "История России 1917-1940" Один из документов свидетельствуют: "В 1930 году выселено 113013 семей - 551330 человек. В 1931 году всего выселено 243531 семья - 1128198 человек.
Современные исследователи
приводят данные о числе репрессированных
самые разные, но всегда это десятки
миллионов высланных в