Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа
Отставание СССР в мировой технологической конкуренции становилось все более ощутимым. Наиболее развитые страны мира уже вступили в постиндустриальную эпоху, а Советский Союз задержался на предыдущей - индустриальной - стадии развития. Почти до нулевой отметки упали темпы экономического роста, производительность труда была в несколько раз ниже, чем в западных странах.
1. Перестройка в СССР: осознание необходимости перемен в обществе, замыслы перестройки, её успехи и проблемы.
2. Август – 91. Распад СССР и его последствия.
Внешняя политика
Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э.А. Шеварднадзе.
Конкретные мероприятия
Об изменении прежних подходов
СССР к решению внешнеполитических
вопросов свидетельствовали состоявшиеся
в Женеве осенью 1985 г. советско-американские
переговоры. В подписанном президентами
двух стран документе
Правительство СССР объявило мораторий
на испытания ядерного оружия. Приостановилось
развертывание ракет среднего радиуса
действия в европейской части
страны. Была выведена советская военная
техника с территории ГДР. На 500 тыс.
человек уменьшались
Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М.С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской "перестройке".
Серьезные перемены произошли в
отношениях СССР и государств Восточной
Европы. Экономический и политический
кризис в этих странах, падение авторитета
правящих партий вызвали рост в них
оппозиции. Обстановка в СССР, курс
на "обновление социализма" привели
к активизации оппозиционных
сил, усилению их конфронтации с правительствами.
С первых дней пребывания у власти
М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от
вмешательства в дела союзников
по Организации Варшавского
На первых порах руководители стран
ОВД поддержали новый политический
курс М.С. Горбачева. Однако углубление
"перестроечных" процессов, кадровые
перестановки в советском партийно-
Осенью 1989 г. прошли массовые выступления
против существующих режимов и за
восстановление демократических свобод
в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии.
Несколько ранее в результате
свободных выборов была отстранена
от власти правящая партия в Польше.
Рухнули прежние режимы в Венгрии,
Югославии и Албании. В бывших
социалистических странах произошла
смена партийно-
Переход восточно-европейских стран
к парламентской демократии привел
к распаду социалистического
содружества. Прекратили деятельность
Совет Экономической
Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.
Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986-1987 гг. состоялись несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем).
Принятые в итоге переговоров
соглашения (1987) предусматривали уничтожение
на территории Европы принадлежащих
обеим державам ядерных ракет
средней и меньшей дальности.
В июле 1991 г. в Москве был подписан
Договор о сокращении стратегических
наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение
в жизнь достигнутой
Активизировались
Нормализовались политические и экономические
взаимоотношения СССР и стран
Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод
советских войск из Афганистана
и Монголии создали условия для
урегулирования отношений с Китайской
Народной Республикой. В 1989 г. М.С. Горбачев
посетил Китай с официальным
визитом. В короткие сроки между
Советским Союзом и КНР были решены
спорные вопросы и
Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН с осуждением действий иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.
Вывод: В ходе перестройки удалось качественно изменить существующее советское общество, придать ему новое, демократическое измерение. Несмотря на сопротивление различных политических сил правых и левых, перестройке, в конечном итоге удалось сделать главное - создать реальные предпосылки для функционирования в СССР социал-демократической модели общества. В этом и состоит ее историческое значение.
2. Август – 91. Распад СССР и его последствия
Обострение межнациональных конфликтов
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Неспособность центральных властей
справиться с экономическими трудностями
вызывала растущее недовольство в республиках.
Оно усиливалось в связи с
обострением проблем
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.
В 1988 г. начались военные действия
между Арменией и Азербайджаном
из-за Нагорного Карабаха — территории,
населенной по преимуществу армянами,
но находившейся в составе АзССР.
Вооруженный конфликт между узбеками
и турками-месхетинцами вспыхнул в
Фергане. Очагом межнациональных столкновений
стал Новый Узень (Казахстан). Появление
тысяч беженцев таков был один
из результатов происшедших
"Парад суверенитетов"
С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.
12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов
РСФСР принял Декларацию о
государственном суверенитете
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
Информация о работе СССР-Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития