Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:26, реферат
США в то время имели самую передовую индустрию, но еще не имели индустриальной культуры. В 1925 г. Маяковский писал о небоскребах, которые видел в Америке: «Это славные достижения современной инженерии. Прошлое не знало ничего подобного. Трудолюбивые ремесленники Возрождения никогда не мечтали о таких высоких сооружениях, качающихся на ветру и бросающих вызов закону тяготения. Пятьюдесятью этажами они шагают в небо, и они должны быть чистыми, стремительными, совершенными и современными как динамо. Но американский строитель, лишь наполовину сознающий, какое чудо он создал, разбрасывает на небоскребах одряхлевшие и никчемные здесь готические и византийские орнаменты. Это вроде как привязать к экскаватору розовые бантики или посадить целлулоидных "пупсиков" на паровоз. Это, может быть, и прелестно, но это не искусство. Это не искусство индустриального века».
Введение 3
Глава 1, Предметный мир доиндустриальных цивилизаций 1 1
Древний Египет 12
Эпоха Античности: Греция и Рим 18
Средневековая Европа 25
Эпоха Возрождения 32
Европав Новое время 38
Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства
в России X-XVIII вв 45
Литература 53
Глава 2. Зарождение дизайна как новой универсальной
творческой профессии 55
1.1. Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм
промышленной продукции 56
2.2.Промьш1ленныевыставкиХ1Хв.иихвкладвразвитие дизайна 61
2.3. Первые теории дизайна: Дж. Рёскин, Г. Земпер, Ф. Рёло 66
J 2.4. Уильям Моррис: теория и практика 74
J 2,5, Модерн 78
-I 2.6. Мастера модерна: А. Ванде Вельде и Ч. Р. Макинтош 84
2.7. Россия в международных промышленных выставках.
Проблемы художественно-промышленного образования
в России XIX — начала XX в 91
Конструктивизм 97
Немецкий Веркбунд - первый союз
промышленников и художников 102
2.10. Петер Беренс-первый промышленный дизайнер 106
J 2.11. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна 111
2.12. Производственное искусство
вСоветской России: теория и практика 117
2.13. Реформы художественного образования
в Советской России. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН 124
Литература 131
Глава 3. Развитие дизайна в XX в 133
3.1. Становление промышленного дизайна в США.
Пионеры американского дизайна 134
Раймонд Лоуи- пионер коммерческого дизайна 139
Дизайн в США в послевоенные годы 145
Дизайне странах Западной Европы во второй половине XX в 149
Феномен японского дизайна 158
Оглавление 223
Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай тек 164
Современные формы
организации дизайнерской деятельности 169
3.8. Дизайн-образование
в странах Западной Европы, Японии и США 175
3.9. Дизайн в Советском Союзе в 1960—1980-х гг. 183
3.10. Некоторые проблемы современного этапа
развития дизайна 186
Литература 193
Заключение: Некоторые проблемы теории дизайна 195
Вопросы к экзамену 199
Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ 201
Литература ко всему курсу 203
Иллюстрации 206
Литература ко всему курсу 205
Т.Дижур А. Л. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс. К 75-летию начала дизайнерской деятельности // Техническая эстетика. - 1982. -№12.-С. 22-26.
&.Дижур А. Ульмская школа художественного конструирования //Техническая эстетика. - 1964. - № 4.
9. Дижур А., Глазычев
В. Дизайн фирмы «Браун» // Художественное
конструирование за рубежом. - 1966. - № 5.
Интернет-ресурсы по дизайну
Иллюстрации
Рис.
1. Древний Египет. Музыкальные
инструменты
Рис. 2. Древний Египет.
Стол с декоративной
вазой (настенный
рисунок из Фив,
ок. 1200 г. до н. э.)
Рис. 3. Древний Египет. Переносная
кровать с ножками в виде звериных лап и
ручками
N
Рис. 4. Древний Египет.
Складной стул с характерными
загнутыми внутрь ножками
Иллюстрация
207
Рис. 5. Древний Египет. Стул со
спинкой явно выраженной
конструкции
Рис. 6. Древняя Греция. Ютисмос, женский стул со спинкой
Рис. 7. Древняя Греция. Фрагмент
дорического храма
Рис. 8. Древняя Греция. Парадные мраморные театральные кресла
Рис.
9. Древний Рим. Переносная бронзовая
печь
Рис. 10. Древний Рим. Устройство для нагревания пищи
Рис.
11. Раннее Средневековье. Шкаф
с кованой обшивкой
Рис. 12. Средневековье. Точеное кресло, XI—XII вв.
Рис.
13. Средневековье. Шкаф из ризницы
церкви, XIII в.
Рис. 14. Позднее Средневековье.
Сундук, богато украшенный
ажурным орнаментом, рамочно-
филеночиая вязка, XV в.
Рис. 15. Позднее Средневековье.
Кровать с пологом, полностью
покрытая
текстилем, XV в.
Рис. 16. Позднее Средневековье.
Буфет, высокая готика,
ок. 1422-1453 гг.
Иллюстрации
Рис. 17. Ренессанс. Стул, богато украшенный интарсией
V
Рис. 18. Ренессанс. Венецианское
курульное кресло с резьбой
и кожаной обивкой сиденья
и спинки
Рис. 19. Поздний Ренессанс. Сундук-кассоне
\
Рис. 20. Мотив декоративного
убранства мебели братьев Адамов
(по рисунку Перголези)
Иллюстрации
211
Рис. 21. Английский классицизм.
Диван римской формы. Мебель
круга Адамов
Рис. 22, Английский классицизм. Письменный стол
Рис. 23. Английское рококо.
Крылатое кресло. Стиль
Чиппендейла
Рис. 24. Английское рококо,
Книжный шкаф работы
Чиппендейла
гп
Иллюстрации
Рис.
25. Август Борсиг. Локомотив
«Борсиг», 1841 г.
Рис. 26. Эмиль Берлинер. Первый проигрыватель грампластинок, г.
\ |
m |
| |
| |||
Ш щ |
|||
| Щ |
Рис.
27. Настольный телефонный аппарат, 1888 г.
Рис, 28. Первый американский автомобиль, 1893 г.
Иллюстрации
213
Рис.
29. Э. Эндель. Фасад ателье «Эльвира».
Мюнхен. 1897-1898 гг.
Рис. 30. Г. Обрист. «Цикламен» («Удар бича»). Гобелен, 1893 г.
Рис.
31. Б. Панкок. Туалетный столик,
1900-е гг.
Рис. 32. Г. Гймар. Письменный стол, 1900-е гг.
214
Иллюстрации
Рис.
33. Г. Гимар, Стул, 1899 с
Рис. 34. А. Ван де Вельде. Аппликация, 1893 г.
Рис.
35. А. Ван де Вельде. Сервиз, 1906 г.
Рис. 36. Ч. Макинтош. Школа искусств. Глазго, 1907—1909 гг.
Иллюстрации
215
Рис.
37. Ч. Макинтош. Школа искусств.
Глазго. Фрагмент
Рис. 38. Ч. Макинтош. Хилл-хауз. Интерьер
Рис.
39. Ч. Макинтош. Стул, 1903 г.
Рис. 40. Эмблема немецкого Веркбунда
216
Иллюстрации
Рис. 41. Баухауз, Веймар. Стол, 1919-1923 гг.
Рис. 42. Баухауз, Веймар. Кресла, 1919-1923 гг.
Рис. 43. Баухауз, Веймар. Кровать, 1919-1923 гг.
Рис. 44, М. Брандт. Модели чайников. Баухауз. 1924 г.
Иллюстрации
217
Рис.
45. А. Родченко. Проект чайного
сервиза
Рис. 46. А. Родченко. Киоск по продаже литературы, 1919 г.
Рис. 47. В. Татлин. Стул
Рис. 48. П. Беренс. Модель чайника из программы AEG
218
Иллюстрации
Рис. 49. П. Беренс. Настольная
лампа, 1904 г.
Рис. 50. П. Беренс. Электрическая лампа, 1909 г.
Рис. 51. П. Беренс. Вентилятор,
1909 г.
Рис. 52. П. Беренс. Вентилятор, 1906 г.
Иллюстрации
219
Рис.
53. П. Беренс. Комплект бокалов (стекло), 1900—1901 гг.
Рис. 54. П. Беренс. Бытовые предметы, начало XX в.
Рис. 55. Автомобиль «Форд», модель «А», 1927 г.
Рис. 56. Р. Лоуи. Скоростной
паровой локомотив
«S-1 Пенсильвания», 1933 г.
Разработан по заказу фирмы
«Пенсилвания рэйлроад»
Рис. 51. Н. Белл Геддес. Модель
обтекаемого «автомобиля
будущего», 1933
г.
Рис. 58. Р. Лоуи. Холодильник
«Голдспот» фирмы «Сире энд
робак», 1935 г.
Рис.
59. П, Шлумбом. Кофеварка «Кемекс», 1942 т.
Рис. 60. Ч. Имс. Кресло
из фасонной фанеры. Фирма
«Херман Миллер», 1946 г.
Рис.
61. Д. Нельсон. Стенные часы, 1947 г.
Рис. 62. Радиоприемник в пластиковом корпусе, 1955 г.
Рис. 63. Э. Сааринен. Кресло
«Пьедестал», фирма «Нолл
интернэшнал»,
1956 г.
Рис. 64. Р. Лоуи. Легковой
автомобиль «Аванти», 1962 г,
Спроектирован по заказу
фирмы «Студебеккер»
Оглавление
Введение 3
Глава 1, Предметный мир доиндустриальных цивилизаций 1 1
в России X-XVIII вв 45
Литература 53
Глава 2. Зарождение дизайна как новой универсальной
творческой профессии 55
1.1. Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм
промышленной продукции 56
2.2.Промьш1ленныевыставкиХ1Хв.
2.3. Первые теории дизайна: Дж. Рёскин, Г. Земпер, Ф. Рёло 66
J 2.4. Уильям Моррис: теория и практика 74
J 2,5, Модерн 78
-I 2.6. Мастера модерна: А. Ванде Вельде и Ч. Р. Макинтош 84
2.7. Россия в международных промышленных
выставках.
Проблемы художественно-промышленного
образования
в России XIX — начала XX в 91
промышленников и художников 102
2.10. Петер Беренс-первый промышленный дизайнер 106
J 2.11. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна 111
2.12. Производственное искусство
вСоветской России: теория и практика 117
2.13. Реформы художественного образования
в Советской России. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН 124
Литература 131
Глава 3. Развитие дизайна в XX в 133
3.1. Становление промышленного дизайна в США.
Пионеры американского дизайна 134