Современный дизайн становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

США в то время имели самую передовую индустрию, но еще не имели индустриальной культуры. В 1925 г. Маяковский писал о небоскребах, которые видел в Америке: «Это славные достижения современной инженерии. Прошлое не знало ничего подобного. Трудолюбивые ремесленники Возрождения никогда не мечтали о таких высоких сооружениях, качающихся на ветру и бросающих вызов закону тяготения. Пятьюдесятью этажами они шагают в небо, и они должны быть чистыми, стремительными, совершенными и современными как динамо. Но американский строитель, лишь наполовину сознающий, какое чудо он создал, разбрасывает на небоскребах одряхлевшие и никчемные здесь готические и византийские орнаменты. Это вроде как привязать к экскаватору розовые бантики или посадить целлулоидных "пупсиков" на паровоз. Это, может быть, и прелестно, но это не искусство. Это не искусство индустриального века».

Оглавление

Введение 3
Глава 1, Предметный мир доиндустриальных цивилизаций 1 1
Древний Египет 12
Эпоха Античности: Греция и Рим 18
Средневековая Европа 25
Эпоха Возрождения 32
Европав Новое время 38
Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства
в России X-XVIII вв 45
Литература 53
Глава 2. Зарождение дизайна как новой универсальной
творческой профессии 55
1.1. Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм
промышленной продукции 56
2.2.Промьш1ленныевыставкиХ1Хв.иихвкладвразвитие дизайна 61
2.3. Первые теории дизайна: Дж. Рёскин, Г. Земпер, Ф. Рёло 66
J 2.4. Уильям Моррис: теория и практика 74
J 2,5, Модерн 78
-I 2.6. Мастера модерна: А. Ванде Вельде и Ч. Р. Макинтош 84
2.7. Россия в международных промышленных выставках.
Проблемы художественно-промышленного образования
в России XIX — начала XX в 91
Конструктивизм 97
Немецкий Веркбунд - первый союз
промышленников и художников 102
2.10. Петер Беренс-первый промышленный дизайнер 106
J 2.11. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна 111
2.12. Производственное искусство
вСоветской России: теория и практика 117
2.13. Реформы художественного образования
в Советской России. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН 124
Литература 131
Глава 3. Развитие дизайна в XX в 133
3.1. Становление промышленного дизайна в США.
Пионеры американского дизайна 134
Раймонд Лоуи- пионер коммерческого дизайна 139
Дизайн в США в послевоенные годы 145
Дизайне странах Западной Европы во второй половине XX в 149
Феномен японского дизайна 158

Оглавление 223
Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай тек 164
Современные формы
организации дизайнерской деятельности 169
3.8. Дизайн-образование
в странах Западной Европы, Японии и США 175
3.9. Дизайн в Советском Союзе в 1960—1980-х гг. 183
3.10. Некоторые проблемы современного этапа
развития дизайна 186
Литература 193
Заключение: Некоторые проблемы теории дизайна 195
Вопросы к экзамену 199
Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ 201
Литература ко всему курсу 203
Иллюстрации 206

Файлы: 1 файл

современный дизайн.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

В отечественном дизайне в 1960-х гг. была предложена теория «тотального проектирования среды». Ее целью была выработка общих принципов проектирования и выделение его в относительно самостоятельную сферу человеческой социальной практики, которая развивается по своим собственным внутренним законам. В этом случае теория дизайна должна была объединить в себе знания из самых разных наук: философии, социологии, эстетики, экономики, эргономики и т. д. Столь глубинное понимание сущности дизайна его теоретиками, однако, по объективным причинам никак не повлияло на практические успехи дизайна в нашей стране- Крупнейший отечественный теоретик дизайна О. Генисаретский пишет, что в 1960-е гг. для искусствоведов, историков, философов и методологов дизайн был чем-то вроде Клондайка - землей, где можно было испытать свои силы. Однако практически все крупные работы по методологии, теории и истории дизайна, подготовленные в период 60-70-х гг. к печати, не были опубликованы. Та же участь постигла многие статьи, затрагивающие принципиальные вопросы дизайна, ибо по давно заведенной советской академической традиции ■«принципиальные вопросы», в частности методологические, объявлялись прерогативой «генералов от профессии». Складывались и распадались целевые научные группы, приходили и уходили сотрудники. Само слово «дизайн», пока в 1985 г. его не произнес в Куйбышеве Генеральный секретарь ЦК КПСС, вызывало подозрения и подменялось эвфемизмами вроде «технической эстетики», «художественного конструирования», «художественного проектирования»1.

Американские  дизайнеры, напротив, никогда не увлекались выстраиванием собственных теорий, зато добились грандиозных успехов на практике. Высокоидейным представлениям 1920-1930-х гг. о «честности» дизайна и о «удовлетворении основных человеческих нужд» как главном его назначении американцы противопоставили требования рынка. В 1950-х гг. США не испытывали трудностей, связанных с производством. Проблема состояла не в том, чтобы спроектировать и произвести товар, а в том, чтобы его продать. Теперь потребление не должно было отставать от производства. Учитывая это, Артур Дрекслер, американский дизайнер автомобилей, предположил, что современному дизайнеру необходим талант пси-

фессии дизайнеров даже называли «архитекторами изделий промышленного производства* и «архитекторами малых форм». Нередко дизайн сопоставляют с декоративно-прикладным искусством. Это особенно обоснованно, когда речь заходит о единичных авторских дизайнерских работах.


И все же дизайн - это  вполне самостоятельная, более того, принципиально новая область творчества. Прежде всего, дизайн - феномен XX в. Конечно, люди создавали окружающий их предметный мир на протяжении многих веков. Орудия труда, предметы мебели, домашняя утварь, созданные в «додизайнерскиЙ» период, можно охарактеризовать как образцы «стихийного» дизайна. Всем им присущи отдельные черты современного дизайна: они разрабатывались в той или иной степени техническим способом, в их облике наглядно отражалось взаимодействие формы, конструкции и функции, они тиражировались, по крайней мере, во времени. И даже если не все они являются произведениями декоративно-прикладного искусства, для нас они - ценнейшие памятники материальной культуры, ремесел, истории техники.

При этом главное  отличие «стихийного» дизайна от профессионального состоит в том, что в нем отсутствует предварительное изучение, специальное моделирование функционирования создаваемой вещи. Лучшие его образцы рождались медленно, этот процесс шел путем проб и ошибок, а введение даже незначительного новшества растягивалось иногда на несколько столетий. С начала XX в. значительно ускорился сам темп развития, смена образа жизни людей и предметного мира. В результате научно-технического прогресса в повседневный обиход вошло огромное количество технических новинок: бытовые электрические приборы, средства транспорта и связи, электронно-вычислительная техника. Весьма непростые задачи пришлось решать первым дизайнерам, когда они столкнулись с необходимостью создавать принципиально новые вещи, не имеющие аналогов в прошлом. Художественного вкуса и элементарного опыта оказалось недостаточно. Необходимо было обладать одновременно развитым художественным мышлением, присущим представителям сферы искусства, и рациональным проектным мышлением, изучать закономерности предметного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструкторской деятельности.

Дизайн с  самого начала своего существования  ставил пред собой задачу связать в единое целое красоту и целесообразность, техническое и эстетическое начала, создания новых видов и типов изделий, организации целостного предметного мира, соответствующего уровню развития материальной и духовной культуры современного общества. Задача эта грандиозна, но можно надеяться, что дизайн справиться с ней, неуклонно расширяя сферу своей деятельности, накапливая практический опыт и вырабатывая свои собственные, научно обоснованные теоретические и методологические принципы.

 

Вопросы к экзамену

  1. Дизайн как составной элемент культуры.
  2. Различные подходы к определению истории дизайна.
  3. Материальная культура Древнего Египта.
  4. Ремесло в эпоху Средневековья.
  5. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.
  6. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.
  7. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России 
    X-XVIII вв.
  8. Специфика художественного проектирования в условиях мануфак 
    турного производства.
  9. Начало технической революции. Зарождение промышленного про 
    изводства и проблемы формообразования.
  10. Первые российские промышленные выставки. Участие России в 
    международных промышленных выставках.
  11. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
  12. Художественно-промышленные училища в России. Строгановское 
    училище.
  13. Проблемы формообразования в предметно-пространственной сре 
    де на рубеже XIX-XX вв.
  14. Теория и практика в творчестве У. Морриса.
  15. Стиль модерн.
  16. Конструктивизм и функционализм.
  17. Школы промышленного конструирования в начале XX в.
  18. Немецкий Веркбунд.
  19. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной 
    продукции.
  20. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промыш 
    ленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг.
  21. Пионеры советского дизайна.
  22. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США.
  23. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.
  24. Основные принципы коммерческого дизайна.
  25. Р. Лоуи - пионер коммерческого дизайна.
  26. Высшая школа формообразования в Улъме: новая концепция ди 
    зайн-образования.
  27. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой 
    войны.
  28. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой 
    войны.
  29. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.
  30. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой 
    войны.
  31.  

200 Вопросы к экзамену

  1. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
  2. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.
  3. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии 
    в дизайне.
  4. Концепция производственного искусства. Теория и практика.
  5. Теоретические взгляды Рёскина, Морриса, Земпера, Рёло и их вклад 
    в развитие теории дизайна.
  6. Искусство XX в. и дизайн.
  7.  

Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  1. Эпоха Возрождения: синтез красоты и пользы в формообразовании 
    предметной среды.
  2. Эпоха Возрождения: художник - первый конструктор машин.
  3. Проблема гармоничного сочетания красоты и пользы в эстетических 
    взглядах поздних романтиков.
  4. Зарождение промышленного производства и его влияние на форми 
    рование дизайна.
  5. Поиски в области теории и практики формообразования машинных 
    и промышленных изделий в конце XIX - начале XX в.
  6. Пути преодоления эклектики в формообразовании на рубеже XIX- 
    XX вв. в Европе и России.
  7. У истоков дизайн-образования: школа А. Ван де Вельде.
  8. «Неорусский стиль» в России в конце XIX - начале XX в. Объедине 
    ния художников: Абрамцевский кружок, село Талашкино.
  9. Стиль модерн в России.

 

  1. Искусство книги в России в начале XX в. Графический дизайн в 
    Советской России в 1920-1930-е гг.
  2. Проблема реконструкции быта в Советской России в 1920-е - 
    1930-е гг. Оборудование жилища. Супрематизм в мебели.
  3. Текстильный факультет ВХУТЕМАСа. Массовая и модная одежда 
    в Советской России в 1920—1930-е гг.
  4. Сравнительный анализ дизайнерских школ в странах Западной 
    Европы, США и Японии. Сочетание традиций и новаторства.
  5. Проблемы дизайна в СССР: ориентация на обеспечение качества 
    продукции в условиях замкнутого рынка.
  6. Дизайн в системе маркетинга.
  7. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха продукции в ус 
    ловиях общества потребления.
  8. Возрастание влияния экологии и культурологических факторов в 
    дизайне в XXI в.
  9. Пионеры советского дизайна.
  10. Школы и направления в современном отечественном и зарубежном 
    дизайне.
  11. Социально-этические концепции подготовки дизайнеров в теоретичес 
    ком наследии Баухауза. Взгляды Гропиуса, Мейера на сущность дизайна.
  12. Теория «производственного искусства» в Советской России в 1920-е гг. 
    Деятельность Пролеткульта, ЛЕФа, ИНХУКа.
  13. Теоретические предпосылки функционализма как ведущего направ 
    ления в дизайне в 1930-1950-е гт. в США и Западной Европе. Ле Корбю 
    зье, Салливен.
  14.  

202 Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  1. Проблемы профессиональной этики в работах теоретиков дизайна.
  2. Проблема свободы творчества в дизайне.
  3. Теоретические взгляды Дж. Нельсона.
  4. Теория и практика дизайна в творчестве Т. Мальдонадо.
  5. Теория дизайна в СССР в 1960-1980-е гг. и ее связь с дизайнерской 
    практикой.
  6. Деятельность ВНИИТЭ и его вклад в разработку теоретических 
    вопросов дизайна.
  7. Эстетические проблемы формирования предметно-пространствен 
    ной среды во второй половине XIX в.
  8. Дизайн в системе современной культуры.
  9.  

Литература ко всему курсу

Учебники  и монографии

  1. Аронов В. Р. Дизайн и искусство. - М.: Знание, 1984.
  2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимо 
    действия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Совет 
    ский художник, 1987. - 232 с.
  3. Безмоздин Л. И. В мире дизайна. - Ташкент: Фан, 1990.
  4. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 1: Этапы раз 
    вития мирового дизайна. - М: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1997. - 101 с.
  5. Воронов И. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 2: Русский 
    дизайн. Производственное искусство. Гл. 3 и 4. - М: МГХПУ им. С. Г. Стро 
    ганова, 1998. - 145 с.
  6. Генисаретский О. И. Эстетические концепции современного дизай 
    на. - М.: Изобразительное искусство, 1988.
  7. Гпдион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984. - 
    455 с.
  8. Гизе М. Э. Очерки истории художественного конструирования в Рос 
    сии XVIII - начала XX вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  9. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на За 
    паде. - М: Искусство, 1970. - 191 с.

 

  1. Горюнов В. С, Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. 
    Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, С.-Петербургское отделение, 
    1992. - 360 с.
  2. Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: Искусство, 1971.-286 с.
  3. Дижур А. Л. Дизайн в капиталистических странах. - М.: Знание, 
    1968. - 63 с.
  4. Дизайн в системе культуры: Тезисы конференций, совещаний. - М.: 
    ВНИИТЭ, 1982.-71 с.
  5. Дизайн США / Ред. Б. Хорриган - Манила, 1989. - 64 с.
  6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Воз 
    рождение; страны Западной Европы XVII и XVIII вв. - М.: Искусство, 
    1989.-318 с.
  7. Дмитриева Я. А. Краткая история искусств. Вып. 3: Страны Запад 
    ной Европы XIX века; Россия XIX века. - М.: Искусство, 1992. - 361 с.
  8. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 219 с.
  9. Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы матери 
    ально-художественной культуры. - М.: Искусство, 1967. - 280 с.
  10. Кантор К. М. Правда о дизайне. - М: АНИР, 1996. - 286 с.
  11. КесД. Стили мебели: Пер. с венг. - Будапешт: Изд-во Академии наук 
    Венгрии, 1981.-272 с.
  12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. - М.: 
    Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
  13.  

204 Литература ко всему курсу 

  1. Ле Корбюзье Архитектура XX века. - М: Прогресс, 1977. - 303 с.
  2. Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х гг. - 
    М.: Наука, 1975. -270 с.
  3. Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. - М.: «Союз дизай 
    неров», 2002. - 240 с.
  4. Моррис У. Искусство и жизнь. - М.: Искусство, 1973. -511с.
  5. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. - М.: Искусство, 1971. - 207 с.
  6. Нешумов Б. В., Щедрин Е. Д., Мипервин Г. Б. и др. Художественное 
    проектирование. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
  7. Николаева Н. С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. Середина 
    XVI - начало XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.
  8. Рёскин Дж. Лекции об искусстве. - М: Изд. Маг. «Книжное дело», 
    1900.-102 с.
  9. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. - М.: Искусство, 1974.
  10. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового вре 
    мени. Пер. с англ. - М.: Искусство, 1971. - 250 с.
  11. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала 
    XX века. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 320 с.
  12. ФорестДе Э. Американские школы дизайна. - Нью-Йорк, 1990.
  13. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 
    1995.-424 с.
  14. ХолмянскийЛ. М., Щипаное А. С Дизайн: Книга для учащихся. - М.: 
    Просвещение, 1985. - 240 с.
  15. Цыганкова И. Г. У истоков дизайна. - М.: Наука, 1977. - 112 с.
  16. Шульгина Е. Н., Пронина И. А. История Строгановского училища. 
    1825-1918. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2002. - 336 с.

Статьи и  периодика

  1. Аронов В. Р. Земпер - теоретик //Декоративное искусство СССР. - 
    1965. - № 6.
  2. Аронов В. Р. Лоуи - пионер коммерческого дизайна // Декоративное 
    искусство СССР - 1973. - № 3. - С. 35-38.
  3. Аронов В. Р. Петер Беренс - дизайнер // Декоративное искусство 
    СССР.-1965.-№10.
  4. Безмоздин Л. Я. Дизайн в современной культуре // Искусство в сис 
    теме культуры: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. С. Каган. - Л.: Изд-во «Наука», 
    Ленингр. отд-е, 1987. - 272 с. - С. 163-167.
  5. Венедиктов А. И. История европейского искусствознания: Вторая 
    половина XIX - начало XX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1969. - Кн. 1. - 
    347 с.
  6. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной 
    среды. - М.: ВНИИТЭ, 1989. - 144 с. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая 
    эстетика; Вып. 58).
  7.  

Информация о работе Современный дизайн становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна