Советско-финская война 1939-1940 гг. в современной отечественной историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе представлен обзор и анализ историографии по теме Советско-финская война 1939-1940 гг. начиная с 1941 г. по 2010

Оглавление

Введение. 3
Глава I: Политическая обстановка в межвоенный период в СССР и Финляндии. 9
Глава II: 1939 г. во внешней политике СССР и Финляндии. 20
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32

Файлы: 1 файл

готовый доклад.docx

— 66.45 Кб (Скачать)

     И так мы видим, что политика Финляндия ориентировалась на Германию с тем, чтобы получить гарантии независимости от той угрозы, которая непосредственно в то время или в будущем могла исходить от России. Это точка зрения, изложенная в монографии «Зимняя война» 1939-1940. Политическая история», представляется мне наиболее убедительной, и ясно демонстрирует начало политического противостояния Финляндии и России. Но германская направленность Финляндии не могла продлиться долго, из-за проигрыша Германии в Первой мировой войне. Чтобы Финляндию признали другие европейские страны, ей было необходимо переориентировать свои политические предпочтения. 

     Об  этом глобальном изменении политической направленности Финляндии было впервые  в отечественной историографии сказано в монографии «Зимняя война» 1939-1940. Политическая история». До этого в отечественной историографии провозглашалась приверженность Финляндии к политике Германии. Но вне зависимости от этого, Финляндия на протяжении всего межвоенного периода видела своим антагонистом Советское государство, поскольку согласно мирному договору, заключенному 14 октября 1920 г. в Тарту, Восточная Карелия осталась в составе Советской России.

     Этот  и ряд других спорных вопросов о границе финляндского государства  будет накаливать отношения между  Финляндией и СССР на протяжении 20-х гг., а также будут актуальны и в 30-е гг.

     О политики Финляндии в 20-е гг. в  отечественной историографии написано немного. Однако в  монографии «Зимняя война» 1939-1940. Политическая история» достаточно подробно об этом написано12, а также этот период хорошо рассмотрен в монографии В.Н. Барышникова «От прохладного мира к зимней войне: Восточная политика Финляндии в 1930-е годы»13.

     Если  говорить кратко, то на протяжении 20-х  гг. Финляндия пыталась заручиться поддержкой других государств. В 1920 г. Финляндия вступила в Лигу Наций, тогда как СССР вступил в нее только в 1934 г. Финляндия и новые прибалтийские республики во многом находились в одинаковом положении по отношению к СССР. В период освободительной войны в Эстонии финские добровольцы сыграли значительную роль в сохранении независимости этой страны. Начиная с 1919 г. представители Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы провели многочисленные встречи с целью координации своих действий. Позднее участие в этих встречах принимала и Польша. В 20-х гг. тесное сотрудничество с прибалтийскими республиками, а также с Польшей стало характерной чертой внешнеполитической линии Финляндии, а с середины 20-х гг. важной чертой внешнеполитической лини Финляндии становится еще и Швеция.14

     С начала 20-х и почти до середины 30-х годов наилучшим гарантом безопасности Финляндии считалась  Лига наций. Но я бы хотела вернуться к периоду середины 30-х гг., наиболее рассмотренный в отечественной историографии.

     Формально между СССР и Финляндией существовал договор о ненападении, заключенный в 1932 г. Срок его действия, после продления в 1934 г. по инициативе СССР, истекал в 1945 г. В декабре 1935 г. финляндский парламент сделал заявление, что страна будет придерживаться нейтралитета и ориентироваться во внешней политике на Скандинавию15. Однако, как замечает Н.И. Барышников в своей статье «Советско-финляндская война 1939-1940 гг.» договор о ненападении исчерпал себя еще к 1937 г., когда у СССР стало складываться недоверие к финляндской «политике нейтралитета», являвшейся подчеркнуто декларированной. К тому же, отмечает Барышников, в 30-х гг. наметился явный процесс сближения Финляндии с «Третьим рейхом». В 1937 г.  в одном из донесений советский военный атташе в Хельсинки сообщая в Наркомат обороны, что Финляндия уже с 1935 г. «совершенно открыто проводила политику сближения с Германией». Подобная же информация поступала и из других источников, не говоря уже о зарубежной прессе16.

     В правых националистических влиятельных  политических кругах Финляндии вынашивались идеи отторжения от СССР территории Карелии  и части Ленинградской области (Ингерманландии). После подавления восстания в северной части Восточной Карелии в феврале 1922 г. советскими войсками официальная пропаганда представляла СССР как врага, война с которым неизбежна. Это утверждение подтверждается и в статье «СССР — Финляндия: на пути к 1939-му». В январе 1936 г. в отчете за прошедший 1935 г. советский полпред в Финляндии Эрик Асмус констатировал: «В течение 1935 г. Финляндия по-прежнему привлекала к себе внимание Советского Союза как страна неизменно склонная поддерживать любую антисоветскую авантюру… 1935 год показал, что самое настороженное отношение к Финляндии с нашей стороны и принятие превентивных мер целиком оправдано и диктуется необходимостью». Глава НКИД М. М. Литвинов в целом разделял оценку полпреда. В 1935 г. в одной из бесед с финским посланником А. Юрье-Коскиненом он заметил: «… наши политические отношения с Финляндией не только не особенно дружественны, но даже и не особенно нормальны. Ни в одной стране пресса не ведет так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведется такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии. Эту пропаганду в Финляндии ведет целый ряд организаций, в особенности так называемое Карельское Академическое общество… Польша тоже молодая страна и, тем не менее, есть постоянное соответствие между поведением правительства и значительной части прессы»17.

     Хотя  Литвинов упомянул в беседе только КАО, однако количество разного рода общественных и политических организаций  и структур, не испытывавших симпатий к ССССР и оказавших влияние  на как на общественное мнение так и на политику Финляндии, было велико. Ряд проводившихся советской властью мероприятий в пограничной полосе (раскулачивание, переселение, принудительные лесозаготовки, закрытие лютеранских приходов и пр.) подпитывали антисоветские настроения в Финляндии18.

     Однако  в накале двусторонних отношений  не виноват не только СССР. В упомянутой статье «СССР — Финляндия: на пути к 1939-му» открыто называются финские политические деятели, которые способствовали ухудшению отношений в середине 30-х гг. Особая заслуга в этом принадлежит А. Хакцелю. Он в значительной степени способствовал осложнению двусторонних отношений, и без того отягощенных грузом многочисленных проблем. В 1933 г. Хакцель возглавил МИД Финляндии. Если его деятельность в качестве финансового посланника в СССР в 1920-х гг. оставила в Москве прохладные воспоминания, то действия на министерском посту сделали Хакцеля в глазах советского руководства явным врагом СССР. Не многие финские политики вызывали в Москве резкое неприятие.

     Политическая  линия Хакцеля со временем стала все чаще вызывать критику в среде финских дипломатов. В середине октября 1936 г. полпред Асмус не без удовлетворения сообщал в НКИЛ: «из особых, не подлежащих сомнению источников стало известно, что на созванном в начале сентября Хакцелем секретном совещании посланников была оппозиция. Финляндские посланники в Скандинавских странах, посланник в Лондоне Г. Грипенберг и Р. Холсти требовали улучшения отношений с Москвой и твердо заявили, что в стране их пребывания работа усложнится, если отношения с СССР остануться прежними и если Финляндия будет продолжать разрешать Германии ее компрометировать»19.

     Назначение  на пост министра ин дел в парвительстве К. Каллио в октябре 1936 г. представителя Финляндии при Лиге Нации Рудольфа Холсти свидетельствовало о том, что президент П.Э. Свинхувуд стал прислушиваться к голосам оппонентов Хакцеля.

     В течение осени - начала зимы Рудольф  Холсти предпринял ряд последовательных шагов для подготовки политической почвы в Финляндии, осознавая, что даже минимальные изменения в отношениях с СССР будут восприняты в Финляндии с предельной настороженность. Министр обороны Финляндии в декабре 1936 г. собрал 120 армейских офицеров, котым Холсти сделал доклад по проблемам отношений с сосдними странами и объяснил причины, по которым требуется устранение трений в отношениях с СССР. Собравшиеся согласились с необходимостью изменений. Поскольку перед эти министр иностранных дел заручился поддержкой всех парламентских фракций, то тем самым он «замостил себе дорогу для визита в Москву». Ранее приглашение посетить Москву советская сторона направляла его предшественнику - Хакцелю, но тот им не воспользовался. Холсти полагал, что это приглашение распространяется и на него.

     Стоит отметить, что английский посланник  в Финляндии Грант Уотсон не разделял мнение своего французского коллеги, что  стремление Холсти улучшить отношения с Москвой объяснялось его ненавистью к Германии. С этой т.з. можно согласиться. Отличное от Хакцеля видение перспектив развития общеевропейской ситуации диктовало Холсти иную постановку целей и способов их достижения. Нельзя забывать также и о существенных различиях двух министров к рассмотрению проблемы коллективной безопасности в рамках Лиги Наций. Холсти не питал никаких симпатий к СССР. Его предшествующая деятельность в качестве главы МИД в 1919-1922 гг. и последуюящая работа в качестве посланника в Эстонии свидетельствовала об обратном. Однако он был искренне озабочен реальной возможностью превращения Ф в арену военных действий в случае общеевропейского конфликта. Снятие напряженности в отношения с СССР отчасти позволяло решить эту проблему20.

     Однако  подобная политика сближения с СССР в статье Барышникова была опущена. Барышников приводит неоднозначные цитаты о финских политиков и историков о взаимоотношениях СССР с Финляндией и Финляндии с Германией21.  Барышников также говорит о начавшейся подготовке СССР к переговорам с Финляндией в 1937г . по обеспечению безопасности Ленинграда, выставляя при этом министра иностранных дел Холсти провокатором, который не собирается идти на компромисс22. Но не только СССР было заинтересованно в улучшении своего географического положения. Холсти, а также директор политического департамента МИД Паюла и полпред Асмус выехал в Москву 6 февраля. По информации главы английской мисси в СССР лорда Чильстона, полученной от Холсти уже перед отъездом последнего из Москвы, финская сторона не делала никаких предложений, а лишь настаивала на том, что следует лучше относиться к мнению другой стороны по вызывающим противоречиям проблемам, особенно по таким наиболее болезненным, как карельская и ингерманландская. Холсти поднял перед наркомом обороны Ворошиловым вопрос о строительстве советской стороной укреплений в Карелии и депортациях местного населения. Тот в ответ заявил, что подобного рода мероприятия направлены не против Финляндии, а против гораздо более крупной державы23.

     За  демонстрируемым внешне успехом  московских переговоров для обеих  сторон скрывалось понимание ими  того, что существенных продвижений произойти не может. Тем не менее, советская дипломатия попыталась предпринять ряд шагов, которые, в принципе, могли способствовать как «расчищению атмосферы», так и упрочнению позиции Холсти, который не мог общественному мнению Финляндии преподнести решение злободневного т.н. карельского вопроса. Так, 2 марта Литвинов сообщил Асмусу: «У нас имеются документальные данные, говорящие о том, что финский главнокомандующий армией в беседах с дипломатами высказался за необходимость сближения Финляндии и СССР. Он также говорил, что необходимо положить конец поездкам офицеров генштаба в Германию. Сведения вполне достоверные». Заметим, что это была лишь информация к сведению. Нарком воздержался от каких-либо комментариев. Сдержанность Литвинова в оценке перспектив развития советско-финляндских отношений сохранилась24.

     Подобные  поездки финских представителей, как отмечается в монографии «Зимняя  война» 1939-1940. Политическая история», нужно было сделать, чтобы рассеять недоверие к внешней политике Финляндии и ее приверженности к нейтралитету как в Москве, так и в других столицах25.

     На  смену Холсти 12 декабря 1938 г. пришел Э. Эркко, который ни в коем случае не мог считаться прогерманскинастроенным, однако он стремился отмежеваться от принудительных статей Лиги наций, в то время как СССР продолжал действовать в рамках коллективной безопасности Лиги наций26. Следовательно, во внешнеполитической линии Финляндии после визита Холсти в Москву не наступило поворота.

     К весне 1938 г. вероятность в ближайшем  будущем предельного осложнения военно-политической ситуации в Европе стала осознаваться практически всеми. Печально известные переговоры в Мюнхене 29 сентября 1938 г., решившие судьбу Чехословакии, стали примером самого беспринципного торга. Можно предположить, что в Москве должны были испытывать искренне удовлетворение от того, что советская дипломатия осталась не причастной к этому. В Финляндии же достигнутое в Мюнхене соглашение великих держав (в число которых, к удовлетворению Хельсинки, Россия не попала) рассматривалось многими как удачный выход для обстановки в Европе: Мюнхен продемонстрировал слабость международного положения СССР и косвенно укрепил положение Финляндии. Глава правительства Каяндер специально запросил мнение посла Финляндии во Франции и Бельгии Х. Холма о новых попытках СССР обсудить ранее поднимавшиеся вопросы безопасности. Холма считал, что слабостью России необходимо воспользоваться, иными словами, вести переговоры не стоит27. В частности, как отмечает Барышников в совей статье «Советско-финляндская война 1939-1940 гг.», в августе 1938 г. Советский союз предложил Финляндии письменно подтвердить готовность противостоять германской агрессии и принять в случае необходимости помощь со стороны СССР оружием или силами прикрытия Краснознаменного Балтийского флота, но финляндское правительство не пошло на обсуждение этого вопроса28.

     С таким подходам Финляндия подошла  к 1939 г. и грядущим переговорам с  СССР, речь о которых пойдет в  следующей главе.

     В заключение первой главы хотелось бы сказать, что внешняя политика Финляндии 20-30-х гг. не стремилась сделать из СССР своего противника, она была ориентирована на обеспечение своей безопасности и безопасности своих границ. Поэтому внешняя политика Финляндии ориентировалась в первую очередь на того, кто мог предоставить ей такие гарантии. К сожалению, ряд предприятий советской власти, о которых было сказано выше и о которых много говорится в использованной мной литературе29, не могли сделать СССР таким гарантом. Поэтому финляндская сторона на протяжении 20-30-х гг. не рассматривала СССР в качестве своего стратегического партнера и союзника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Советско-финская война 1939-1940 гг. в современной отечественной историографии