Содержание и основные положения классической школы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
I.Историческое развитие школ управления…………………………………..4
I.1. Развитие подходов в управлении…………………………………..5
I.2. Школы американского менеджмента……………………………...6
II. Основные положения классической школы управления…………………8
III.Научная школа управления………………………………………………..11
1.Школа научного управления Тейлора ………………………………12
IV.Классическая, или административная школа в управлении…………….17
1.Классическая или административная школа в управлении Анри Файоль………………………………………………………………………….17
V.Школа человеческих отношений…………………………………………..23
1.Развитие поведенческих отношений………………………………...26
VI.Математическая школа менеджмента…………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

Содержание и основные положения классической школы.docx

— 52.26 Кб (Скачать)

Научное управление также  выступало в защиту отделения  управленческих функций обдумывания  и планирования от фактического выполнения работы, теорияе. они впервые отделили управление от производства, назвав его  особой функцией, которую должны выполнять  специально обученные люди.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало  широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований.

  1. Школа научного управления Тейлора (1885-1920 гг.)

Основная идея школы: смотрели на управление, как на машину, пытались усовершенствовать многие операции ручного труда.

Основные положения:

-считали, что используя  наблюдения, замеры, четкое нормирование  труда моно усовершенствовать  многие операции ручного труда,  добиваясь их более эффективного  управления.

-систематическое использование  стимулирования с целью заинтересовать  работников в результатах своего  труда. 

-признавали важность  отбора людей, которые физически  и интеллектуально соответствовали  выполняемой ими работе.

-менеджеры должны думать, а рабочие - выполнять. Признавали, что работа по управлению это  отдельная специальность, самостоятельный  вид деятельности, теорияе. отделяли  управление от фактической работы.

Главное внимание Тейлор уделял повышению производительности труда, так  как  считал,  что  повышение  производительности  труда  принесет  изобилие как  хозяевам,  так  и  рабочим. В падении производительности  труда  виноваты неэффективные системы управления.

Основным  положением  концепции  Тейлора  является  необходимость 

установления рабочему научно обоснованного дневного задания  и методов его выполнения.  Тейлор  считал,  что  управляющие  не  знают потенциальных возможностей рабочего и поэтому  устанавливают нормы  выработки «на  глазок».

Управляющие не заинтересованы в росте выработки рабочих, перевыполнении норм, поэтому они урезают расценки. Тейлор считал, что в этом состоит основная причина нежелания рабочих повышать производительность труда.

Большое  внимание в  системе  Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментом, приспособлениями,  тарой и пр.). На мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих мест всем необходимым  для  эффективной  работы,  обучения рабочих,  в том числе инструктаж, выдача заданий за день вперед и т. д.

Свою  систему  Тейлор  разработал  применительно  к  производствам 

с тяжелым физическим трудом. Тейлор считал, что каждый рабочий  должен:

- получать тот объем работы, который он сможет качественно выполнить;

-  развивать,  особенно  не  напрягаясь,  наивысшую производительность

труда;

-  работая с наивысшей производительностью труда,  рабочий должен

получать  оплату,  повышенную  на 30-100 %  в  зависимости  от  характера  его работы;

- быть уверен, что в случае невыполнения своего урока он понесет поте

ри в оплате труда.

Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался  только  вопросами  рационализации труда  рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию  производственных  фондов  предприятия.  Большое  значение имеет правильный выбор оборудования для выполнения определенной работы, уход  за  этим  оборудованием  и  его  ремонт,  подготовка  к  работе  инструмента  и своевременное обеспечение им рабочих мест, а также заточка, ремонт и обмен инструмента и т. д.

В  системе  Тейлора  большое  внимание  уделялось  организации  учета и отчетности на предприятии. Эта работа поручалась специальному исполнителю в  составе  распределительного  бюро,  который  вел  повседневный  учет  как по рабочим и по всем частям предприятия, так и по административному персоналу. По  результатам  учета  необходимо  было  составлять  различные  графики,с  помощью  которых  можно  осуществлять  контроль  за  ходом  производствапо  основным  показателям  и  принимать  необходимые  меры  при  нарушении установленных заданий.

В основе концепции Тейлора  лежало разделение труда на две составляющие:  труд  исполнительский  и  труд распорядительский. «Очевидно, -  писал Тейлор, -  что человек одного  типа  должен  сначала составить план  работы,  а человек совершенно  другого типа  должен  выполнить ее». Важным  вкладом Тейлора было  признание того,  что работа  по  управлению -  это определенная специальность. Этот подход резко отличался от ранее существовавшей практики  управления,  когда рабочие были  вынуждены,  наряду  со  своей непосредственной работой, разрешать многие вопросы, относящиеся к административно-хозяйственной и административно-производственной сферам деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:

-  замена  эмпирических  приемов научным исследованием элементов

работы;

- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного  изучения  затрат  времени,  усилий,  движений  и  т.  п. Измерение  рабочего времени с помощью «единиц времени»;

-  специализация функций как в производстве» так и в управлении. 

каждый  рабочий  и  каждый  управленческий  работник  должен  знать,  за  какую функцию он несет ответственность;

- подбор, обучение и расстановка рабочих на  те рабочие места,  где они могут принести наибольшую пользу;

- планирование и подготовка работы;

- разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;

-  оплата  по  результатам труда;  дополнительная  оплата  за  перевыполнение  норм (урока);  личная  заинтересованность  является  движущим  стимулом для большинства людей;

- отделение административной работы от производственной; менеджеры осуществляют  функцию  планирования,  а  рабочие - функцию  исполнения;  использование  вместо  линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

- сотрудничество  между администрацией  и рабочими  в деле  практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.

С именем Тейлора связывается  первый прорыв в управленческой мысли произошедший  в  начале  века  и  заключающийся  в  том,  что  управлять  можно «научно».

Принципы «научного  управления»  Тейлора нашли широкое применени не только в промышленности, но и во всех сферах человеческой деятельности. Во времена Тейлора рабочие не имели достаточного образования, поэтому его разработки способствовали обучению рабочих и повышению их квалификации. Кроме  того,  принципы  организации  труда  были  положены  в  основу организации массово-поточного производства, создания конвейеров.

Тейлор показал, что никакого мастерства в физическом труде нет, а есть простые, повторяющиеся движения. Производительными их делает знание, точнее, знакомство с оптимальными способами исполнения и организации  простых однообразных движений. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Все это вызвало  сильнейшую неприязнь к Тейлору  со стороны современных ему профсоюзов, объединявших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых  объяснялось владением некими тайнами  ремесла, причем владением монопольным. Раздражало профсоюзы и то, что  Тейлор пропагандировал оплату труда  «по конечному результату», т.е. за выполненное в срок задание, а  не «за процесс», т.е. за количество отработанных часов. Профсоюзы и  сегодня проклинают Тейлора за эту  идею. К тому же данное Тейлором определение  работы как серии операций во многом объясняет тот факт, что его  концепции отвергают люди, никогда  сами, не занимавшиеся физическим трудом (писатели и интеллектуалы - последователи поэтов и философов прежних времен). Тейлор разрушил романтику труда. «Тайны ремесла» он заменил «последовательностью элементарных движений».

 

 

 

 

 

 

IV.Классическая, или  административная школа в управлении (1920 —1950).

Авторы, которые писали о  научном управлении, в основном посвящали  свои исслед-ия упр-ию произв-ом, они  занимались повышением эффек-ти на уровне ниже управленческого. Классическая школа  вырабатывала подходы к соверш-ию управления организацией в целом. Её представители: Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение  этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, Диндалл Урвик, Макс Вебер и д.р.

«Классики» старались  взглянуть на организации с точки  зрения широкой перспективы, пытаясь  определить общие характеристики и  закономерности организаций. Целью  классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она  исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет орг-цию  к успеху.

Основные недостатком  классической и научных школ было то, что они не учитывали человеческий фактор в управлении. Они считали, что достаточно написать хорошие  инструкции, положения об управлении и любой человек, прочитав их, может  управлять организацией.

1.Классическая  или административная школа в управлении Анри Файоль.

В  отличие от школы  научного  управления,  которая  занималась  в  основном вопросами  рациональной организации труда  отдельного рабочего, представители  классической шкоды занялись разработкой  подходов к совершенствованию  управления  организацией  в  целом.  Подобный  подход  в  известной  мере объясняется  и  тем  обстоятельством,  что  Тейлор  и Ф. Гилбрет  начинали  свою деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его  последователи имели  опыт  работы  в  качестве  руководителей  высшего  звена  управления  в большом бизнесе.

Основная идея: старались  взглянуть на управление с теорияз. широкой перспективы. Изучали особый вид деятельности - управление, пытались определить общие характеристики и закономерности организации.

 В  основе  концепции  Файоля  лежало  положение  о  том,  что  во  всяком предприятии  имеется  два  организма:  материальный  и  социальный.  Первый включает  сам  труд,  средства  труда  и  предметы  труда  в  их  совокупности,  под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т. е. он сознательно ограничил область своих  изысканий. Файоль  старался  обосновать  необходимость  и  возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Функции управления по Файолю:

  1. техническая деятельность (производство);
  2. коммерческая деятельность;
  3. деятельность по безопасности;
  4. финансовая деятельность;
  5. управление.

 

Файоль  рассматривал  предприятие  как  замкнутую  систему  управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения  эффективности  деятельности  предприятия  за  счет  совершенствования  процесса  управления.  Файоль  сформулировал  принципы (законы,  правила),  которые, по его мнению, применимы к любой  административной деятельности. При  этом Файоль  отмечал,  что принципы  далеко  не  всегда  требуют  жесткого исполнения.

14 научных принципов  управления Файоля, которые актуальны  и в настоящее время:

  1. Разделение труда.  Целью разделения  труда является  выполнение 

работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех  же затратах усилий.

  1. Полномочия и ответственность. Полномочия – право распоряжаться ресурсами предприятия (организации),  а также право направлять  усилия  сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
  2. Дисциплина. Дисциплина  предполагает  достижение  выполнения  соглашении,  заключенных между предприятием  и его работниками.
  3. Единоначалие - работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  4. Единство направления - каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
  5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на  выполнение  интересов всего предприятия и не  должны  превалировать над ними.
  6. Вознаграждение персонала. Работники должны  получать  справедливую  зарплату  за  свой  труд.
  7. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.
  8. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена.
  9. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» «социальный».  Каждый  работник  должен  иметь  свое  рабочее  место,  обеспеченное всем необходимым.
  10. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
  11. Стабильность рабочего места для персонала - высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
  12. Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями,  но  и всеми работниками предприятия.
  13. Корпоративный дух. Сила  предприятия в гармонии («единении») всех  работников предприятия.

Информация о работе Содержание и основные положения классической школы управления