Славянские племена

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

По мнению историков, славяне сначала жили на территории между Днепром и Днестром. Со временем они переселялись и осваивали новые земли. О причинах их передвижений точно сказать пока невозможно. Вероятно, это было вызвано увеличением численность славян и натиском на них соседних западных народов. Продвигаясь на юг, восток и север, славяне воевали с племенами, становившимися на их пути.

Файлы: 1 файл

Славянские племена.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

Одним нз показателей хозяйственного подъёма Болгарии являлось значительное строительство, происходившее тогда во многих болгарских городах — в Охриде, Малой Преславе, Средсце (София), Скопле, Варне и особенно в тогдашней столице Первого Болгарского царства — Великой Преславе. Эти города были уже не только военно-административными центрами, но постепенно становились и средоточием ремесла и торговли.

Центральная власть в Болгарском раннефеодальном  государстве постепенно усиливалась. В конце VIII — начале IX в. при князе  существовал постоянный совет из крупнейших представителей знати, так  называемых великих боляр. В середине IX в. в интересах феодального класса государственной религией было объявлено христианство (около 865 г.), принятое в Болгарии из Византии по православному обряду. Под влиянием успехов феодализации складывалась новая система правовых норм, которую господствующий класс стремился сделать общеобязательной вместо действовавшего прежде обычного права. Укреплению феодального строя и прежде всего феодальной собственности служили новые законы, принятые при хане Круме (802—814), и особенно сборник законов, известный под названием «Закон судный людем» (конец IX в.). Крум приказывал ломать ноги всем крестьянам, покушавшимся на чужую собственность, а «Закон судный людем» предписывал подобных «преступников» предавать мечу. Жестокими карами грозило законодательство и всем тем, кто пытался бежать от гнёта землевладельцев и государственных повинностей.

Образование раннефеодальных государств в Сербии

Предками  современных сербов были славянские племена,  которые поселились к югу от нижнего и среднего течения реки Савы. Вся эта часть Балканского полуострова изрезана горными хребтами, которые в ту пору были покрыты дремучим лесом. Земледельческим племенам, какими уже издавна были славяне, приходилось с огромным трудом расчищать пригодные для посевов участки. Малая семья не могла справиться с этим. Поэтому в Сербии в гораздо большей степени, чем в других занятых славянами балканских землях, сохранились большие патриархальные семьи — задруги.

Этим, а также весьма сложной политической обстановкой объяснялось несколько  более позднее, чем в Болгарии, развитие феодальных отношений в  Сербии. Оно приняло здесь широкие  масштабы только в IX—X вв. Поэтому рост политической власти сербской знати  в VII, VIII и даже в первой половине IX в. проходил ещё в сравнительно узких пределах отдельных, естественно  отграниченных областей — Рашки, Дукли, Захлумья, Зеты и некоторых других. Образование более широких политических объединений тормозилось, кроме того, и борьбой за эти земли между Византией, Аварским каганатом, державой франков и Болгарией, искусственно разжигавшими соперничество среди различных групп сербской знати.

Но  уже с конца IX в. могущество знати  в Сербии стало быстро возрастать и князья — жупаны стали всё  чаще и настойчивее предпринимать  попытки к расширению своих владений. Первые успехи были достигнуты князем Петром Гойниковичем (892— 917). В середине X в. жупан Рашки Чеслав Клонимирович распространил свою власть на Босну, Дуклю, Травунье, Захлумье, Неретву и принял титул «великого жупана».

Хотя  ни одно из этих первых раннефеодальных  сербских государств не оказалось долговечным, так как они погибли вследствие острой внутренней борьбы между различными группами феодальной знати или пали жертвой завоевания (в начале XI в. Сербия вслед за Болгарией была захвачена Византией), их существование не прошло бесследно в истории сербского народа. Борьба, которая предшествовала их созданию, и ещё больше — борьба за их сохранение с различными внешними врагами способствовала укреплению этнической общности населения этих районов. Именно с этого времени племенное наименование сербов становится общим для всего населения страны.

Хорваты и словены в VII— X вв.

С иными трудностями столкнулись  предки хорватов и словен, т. е. те славянские племена, которые обосновались в конце VI — начале VII в. на территории древних Паннонии, Далмации и Норика. Оказавшись на крайнем западе южнославянского мира, эти племена были вынуждены непрерывно бороться за независимость с многочисленными внешними врагами: с аварами, с баварскими герцогами и лангобардскими королями, а с середины VII в. — с франками. Притязала на эти землл и Византия. В этих трудных условиях государственное развитие у хорватов и словен сравнительно долго шло преимущественно в пределах княжеств, являвшихся объединениями племён.

С конца VIII в. положение ещё более  ухудшилось, так как все хорутанские (словенские) и хорватские княжества, объединявшие отдельные племена, были завоёваны войсками Карла Великого. Однако славяне не прекратили своей борьбы за незавиеимость. Начиная с 799 г., восстания против франкского владычества следовали почти ежегодно. Особенно крупным было восстание 819—822 гг. под руководством князя посавской Хорватии Людевита.

Господство  франкских, а после распада империи  Карла Великого — германских феодалов над словенами продолжалось ещё много веков и стоило словенскому народу неисчислимых жертв. Германские феодалы захватили более половины словенских земель и совершенно вытеснили оттуда славянское население. В борьбе с германскими феодалами завершилось объединение хорватских племён и было создано Хорватское государство. Уже в середине IX в. значительная часть Хорватии освободилась от власти германских феодалов и была объединена под властью князя Тпримира (845—864). В конце IX и в начале X в. процесс создания Хорватского государства был завершён. В 925 г. хорватский князь Томислав был провозглашён королём Хорватии. Освобождение от иноземного гнёта и создание своего самостоятельного государства облегчили и ускорили общественное развитие Хорватии.

В том же 925 г. хорватские феодалы признали западнохристианскую церковь в качестве государственной. Это затруднило развитие самобытной хорватской культуры, так как папство жестоко преследовало распространение славянской письменности. Под знаменем борьбы за богослужение на славянском языке хорватский народ не раз выступал против западнохристианской церкви. Но хорватские феодалы, заинтересованные в поддержке такого сильного союзника, как папство, подавляли эти восстания.

Города Адриатического Поморья

Одной из важных страниц в средневековой  истории южного славянства является история городов Адриатического Поморья — Дубровника, Задара, Сплита, Шибеника, Трогира, Котора, Бара, Леша и др. В конце VI — первой половине VII в., когда славяне вышли к Адриатическому побережью, древние, некогда цветущие города Далмации переживали период глубокого упадка, вызванного общим кризисом рабовладельческого общества. Славянская колонизация Балканского полуострова обеспечила расцвет поморских городов, но уже на новой, феодальной основе и с новым, преимущественно славянским, населением.

Уже в VIII в. славяне Адриатики были известны как искусные мореходы и предприимчивые купцы. Венецианцы не раз должны были выплачивать им дань за право торговли в портах Адриатического моря. В IX—X вв. соперничество с Венецией ещё  больше обострилось. Особенно опасным  конкурентом Венеции стал город Дубровник. В связи с этим венецианский сенат принял специальное постановление о том, чтобы «каждую пятницу рассуждать о средствах уничтожения Дубровника».

Наряду  с торговлей в поморских городах  в IX—X вв. развивалось и ремесло. Появились ремесленные объединения. Городское население в это  время распадалось на два сословия: властелей (по латинской терминологии юридических актов того времени они именовались нобили или патриции) и народ — популус. Политическими правами пользовалась только знать. Из числа знати избирались и все представители в органы городского самоуправления — глава города (князь, приор или ректор) и его помощники. Административное устройство городов Адриатического Поморья было сходно с государственным устройством некоторых итальянских городов.

Между знатью различных поморских городов  существовали острые противоречия, обусловленные  главным образом столкновением  торговых интересов. Нередко отдельные  группы знати обращались за помощью  против своих конкурентов дазке к Венеции. В первую очередь именно это обстоятельство и помогло венецианцам к концу X в. установить свой протекторат над большой частью Далмации. Известную роль сыграла здесь также угроза со стороны арабов.

Культура южных славян

Наиболее  высокого уровня в период раннего  средневековья достигла культура Болгарии. В период существования Первого  Болгарского царства многочисленные разрозненные племена консолидировались, превратившись в болгарскую народность. Этот важнейший результат всего  исторического развития Болгарии в  раннее средневековье нашёл своё яркое отражение в развитии болгарского  языка и в особенностях самобытной болгарской культуры. Оформился единый для всей страны язык — язык болгарской народности. Сложились своеобразные формы материальной и духовной культуры.

Раньше, чем у других южных славян, в  Болгарии получила широкое развитие письменность. Окончательное оформление славянского алфавита относится  к середине IX в. Но славянская письменность, согласно археологическим данным и  письменным источникам, начала создаваться  много раньше на основе знаков славянского  письма, так называемых черт и роз. Византийские миссионеры и церковные  деятели IX в. Константин (Кирилл) и Мефодий  при окончательном оформлении славянского  алфавита употребляли, чтобы выразить особенности славянской фонетики, не только греческий алфавит, но, по-видимому, и письменные знаки, уже существовавшие у славян.

Возникшая письменность была сразу же использована феодалами в своих интересах. Классовую направленность литературы IX—X вв. открыто выразил пресвитер  Константин, призывавший болгарских крестьян «с радостью» выполнять  свои повинности по отношению к властелям и вести «смиренный» образ жизни.

Болгарская  литература господствующего класса имела и некоторые особенности, отличавшие её от современной ей литературы западноевропейских стран, создавшейся  на мёртвом латинском языке. Болгарское государство к моменту принятия христианства было уже настолько сильным, что сразу подчинило церковь своим интеросам и заставило Византию примириться с богослужением, а также и с литературой не па греческом, а на славянском языке.

В произведениях болгарской литературы этого времени нередко звучал патриотический призыв к усилению Болгарского  государства. Некоторые из этих произведений, например «Проглас к Евангелию» пресвитера Константина или «О письменах» Черноризца Храбра, были посвящены прославлению славянского языка и грамоты. Ещё более отчётливо это сказывалось в светской литературе, например, в самом древнем из дошедших до нас болгарских рассказов — «Чудо с болгарином», относящемся к X в.

То  же можно сказать и о болгарской архитектуре. Открытые во время археологических раскопок руины дворцов и базилик в Плиске, дворца и Золотой (златокупольной) церкви, построенных при царе Симеоне в столице Болгарии Великой Преславе и др., свидетельствуют о том, что все эти монументальные строения были рассчитаны на прославление мощи и могущества Болгарского государства и в основе своей были самобытны, хотя и подверглись некоторому влиянию византийского зодчества.

Сохранилось немало археологических и этнографических  материалов, свидетельствующих о  достижениях народной культуры раннесредневековой Болгарии. Уже в этот период постепенно оформились типичные для болгар орнаменты  в изобразительном искусстве, ритм и мелодии народных напевов и  плясок, бытовые обряды и пр.

Сохранилось и некоторое количество письменных памятников, отражавших мировоззроние народных масс. Это так называемые апокрифы, т. е. религиозные книги, не признанные господствующей церковью. Во многих апокрифах чувствуется влияние догматики богомилов. По апокрифам можно судить и о богатстве народной поэтики, и об уровне развития болгарского языка.

По  такому же пути, только более медленными темпами, шло в раннее средневековье  развитие культуры и языка у сербов и хорватов. Развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило  в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык  в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы. (Кириллица и глаголица - названия двух древних славянских азбук. Название "кириллица" происходит от имени одного из проповедников христианства в Моравии - Константина (Кирилла). Кириллица иглаголица имеют почти одинаковый буквенный состав, но кириллица отличается от глаголицы более простой и чёткой формой букв. Самобытный характер древнеславянских азбук проявляется не в начертании букв, а в том, что алфавитно-буквенный состав этих азбук соответствует звуковому составу древнеславянского языка. Кириллица лежит в основе современного славянского алфавита; особенно широкое распространение в средние века она имела на Руси и в Восточной Болгарии. Глаголица была распространена в Моравии, Македонии и у хорватов.) Одним из основных жанров сербской и хорватской литературы этой эпохи были так называемые жизнеописания, изображавшие важные исторические события, быт и нравы сербо-хорватского общества. Широкое распространение, как и в Болгарии, имела апокрифическая литература.

Значительных  успехов в Сербии и Хорватии достигла архитектура. Крепостные и церковные  постройки отличались монументальностью  и красотой. Таким образом, к концу  раннего средневековья у всех южных славян, несмотря на весьма неблагоприятные  внешнеполитические условия, материальная и духовная культура достигла высокого уровня. Сложились южнославянские народности с едиными для каждой народности языками и с самобытной культурой. Этим были созданы предпосылки для  успеха в дальнейшей борьбе южнославянских народностей за освобождение от иноземного гнёта.

 

Западные славянские племена

В состав западных славян входили  три основные группы племен: польская, чешская и полабско-прибалтийская. Последняя группа состояла из ряда племен, живших по реке Лабе -(Эльбе) и группировавшихся в союзы сербо-лужицкий, лютицкий и бодрицкий, а также славян прибалтийских, или поморян, живших в местности, которая впоследствии получила у немцев название Померании, Чехо-моравские племена жили в бассейне рек верхней Эльбы, Влтавы и Моравы, а польские племена населяли бассейн Вислы и Варты.

Информация о работе Славянские племена