Славянские племена

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, реферат

Краткое описание

По мнению историков, славяне сначала жили на территории между Днепром и Днестром. Со временем они переселялись и осваивали новые земли. О причинах их передвижений точно сказать пока невозможно. Вероятно, это было вызвано увеличением численность славян и натиском на них соседних западных народов. Продвигаясь на юг, восток и север, славяне воевали с племенами, становившимися на их пути.

Файлы: 1 файл

Славянские племена.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

Наши предки - древние  славяне

По мнению историков, славяне  сначала жили на территории между  Днепром и Днестром. Со временем они переселялись и осваивали  новые земли. О причинах их передвижений точно сказать пока невозможно. Вероятно, это было вызвано увеличением  численность славян и натиском на них соседних западных народов. Продвигаясь на юг, восток и север, славяне воевали с племенами, становившимися на их пути. В борьбе с готами, гуннами, другими народами славяне расселялись по значительной территории. Так продолжалось несколько столетий. В результате этих переселений славяне разделились на три ветви: восточных, западных и южных славян. Непосредственными предками украинцев (а также русских и белорусов) были племена восточных славян. К славянам, кроме украинцев, относятся также болгары, сербы, поляки, чехи, словаки и др. О том, что оно происходят из одного славянского корня, свидетельствуют не только археологические раскопки и письменные источники - сочинения древних авторов, но и языки этих народов. Например, древнейшие слова в языках этих народов очень похожи: мать, сестра, брат, рука и много других.

Выдающийся украинский историк  М. Грушевский считал антов предками украинского народа, а их союз - началом праукраинской государственности (с IV в.) Начальными признаками государственности у антов можно считать: постепенный переход от первобытнообщинного строя к появлению элементов феодальных отношений (собственности); определения осевшей территории, которую занимали антские племена формирование общественного устройства на принципах демократии (вече, совет), наличие талантливых и авторитетных вождей, князей (Бож, Мезамир) военная дружина, которая выполняла роль военной силой и органа управления.

 

Восточные славянские племена

Происхождение и расселение славян. В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр. 
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Античные авторы (римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей) упоминают славян под именем венедов. 
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их (спустя 8 столетий неизвестный автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово»). 
Особое место в жизни славян занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В своем продвижении на запад гунны увлекли и часть славян. 
В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: антов (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности. 
Восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов — занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — это этап на пути формирования государственности восточных славян. В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей. 
 
Хозяйственные занятия восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. 
Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет. 
Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет. 
Славяне занимались также животноводством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), рыболовством, которые имели подсобное значение. Важную роль играла охота на белку, куницу, соболя, целью ее была добыча пушнины. Меха, мед, воск обменивали на ткани, драгоценности главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать — Днепр — Черное море. 
 
Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении. 
В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Славяне жили небольшими селениями  по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения  огораживали стеной, вокруг которой  выкапывали ров. Такое место называли городом.

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить  выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая  свою верность, убивала и себя. Повсеместно  был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными  кострами больших земляных насыпей  — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские  ристалища в честь умершего. 
Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Строй у восточных  славян

Во главе племен  стояли представители отдельных родов. Сначала их избирали роды. Сильнейший, опытнейший или просто талантливейший или просто самый удачливый из этих представителей брал власть в  свои руки, назывался князем и правил племенем. Со временем князь стал передавать свою власть сыну, то есть было положено начало наследственной княжеской власти.

Большое значение в жизни  племени имели всеобщие собрания, называвшиеся вече. На вече решались самые  важные дела, например о войне и  мире. Вече могло избирать или свергать князя. Войны с соседними народами вынуждали славян объединяться. Создавалось  постоянное войско - дружина. Дружинники были хорошо вооружены: имели копья, мечи, луки, боевые секиры, щиты. Возглавлял дружину князь или назначенный  им воевода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южные славянские племена

Южные славяне — группа славянских народов и племён, говорящих на южнославянских языках и живущих преимущественно на Балканах.

Южные славяне включали: болгары, македонцы, сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы и словенцы.   

Расселение славян на Балканах было одним из завершающих этапов великого переселения народов. От кратковременных  набегов на земли империи (в VI в.) славяне перешли к прочному оседанию на захваченных территориях (с конца VI и особенно в VII в.). Византия оказалась  бессильной помешать этому. Славяне  заняли весь север Балканского полуострова, особенно густо заселив Мисию, Македонию, Иллирик, Северную Фракию; часть их прорвалась в Среднюю Грецию, на Пелопоннес и острова Эгейского моря.

Во время расселения на Балканах славяне находились примерно на одинаковом уровне общественного  развития. Преобладающим их занятием было земледелие при значительном развитии скотоводства. Деревни составляли земледельческие  общины, в которых семейная община еще сохраняла право верховной  собственности на пахотные наделы. Серьезную роль играли большесемейные отношения и родовые пережитки. Славяне находились на стадии перехода от «военной демократии» к государственным  формам организации. Быт славян в  это время был устойчиво оседлым, они вели регулярное земледельческое  хозяйство, производили необходимые  орудия труда и обихода, организовывали боеспособное войско, вступали в договорные торговые связи с городскими центрами Византии. Переходной к государству  формой политической организации славян в момент поселения на землях империи  были устойчивые союзы племен во главе с князьями, власть которых становилась наследственной и опиралась на силу постоянных дружин и поддержку формирующейся землевладельческой аристократии. 
Контакты с Византией, а затем и расселение на ее территории послужили для славян мощным стимулом, ускорили ход их общественного развития. Они осели на освоенных издревле землях, с более интенсивным земледелием и агрикультурой; в их власти оказалось и немало городов, которых славяне не имели на своей прародине. Далеко не везде автохтонное население полностью было «сдвинуто» славянами к югу. Деревни, а порой и жилища славян и автохтонов находились в непосредственном соседстве. Славяне перенимали более высокий и более рациональный в новых условиях производственный опыт коренных жителей, элементы их культуры, формы повседневного быта.

Почти повсюду на новых местах в качестве основной отрасли хозяйства у  славян сохранилось земледелие. Постепенно всё большее значение получало садоводство  и виноградарство, а на юге разведение оливковых рощ. Крупную роль продолжало играть скотоводство, особенно в гористых и лесных районах, например в Боснии, Старой Сербии и на севере Македонии. Значительное распространение получило пчеловодство. Славяне уже умели  изготовлять металлическое оружие, хозяйственные орудия и украшения. Хорошо они знали и другие ремёсла  — кожевенное, гончарное и т. д. Хозяйство у южных славян велось уже не всей родовой общиной, а  либо большими патриархальными семьями  — задругами, либо индивидуальными  семьями. Несколько живших в одной  веси — деревне или же по соседству  «больших» и «малых» семей  составляли сельскую, или соседскую, общину. Начавшийся уже ранее у  славян процесс классообразования после заселения ими Балканского полуострова близился к своему завершению.

У многих славянских племён, поселившихся на Балканах, возникновение первых государственных объединений относилось к концу VI—началу VII в., хотя это и  происходило ещё под покровом старых родо-племенных форм общественной жизни. Сохраняя свои старые наименования жупанов, племенные вожди начинали превращаться в князей, т. е. в представителей землевладельческой знати, стремившейся закрепить своё господствующее положение. Возникавшие таким образом княжества охватывали территорию одного племени или же территорию нескольких союзных племён.

В Западной Македонии в VII в. образовалось уже вполне независимое славянское княжество, известное под названием  Склавинии. Это княжество занимало значительную территорию вплоть до города Фессалоники и управлялось самостоятельными славянскими князьями. Оно сохранило свою независимость от Византии до IX в.

Большое значение в процессе возникновения  первых южнославянских государств имело  образование крупного политического  объединения славян, называемого  в источниках того времени «Союзом  семи славянских племён». В отличие  от ранее существовавших славянских союзов «Союз семи славянских племён»  представлял собой, по-видимому, уже  более прочное политическое объединение, владевшее значительной территорией, включавшей всю Нижнюю Мёзию.

Образование первых южнославянских государств происходило в условиях постоянной и крайне тяжёлой для них борьбы с Византией, всеми силами препятствовавшей их созданию.

Образование Болгарского государства

Из  всех южнославянских раннефеодальных  государств наибольшего экономического и политического расцвета в средние века достигло Болгарское. Основой Первого Болгарского царства явился «Союз семи славянских племён» Нижней Мёзии. Неизвестно, когда и как возник этот союз, но несомненно, что к 70-м годам VII в. «Союз семи славянских племён» прошёл уже достаточно длительный путь развития.

В истории образования Болгарского  государства определённую роль сыграло  тюркское племя болгар. Теснимые кочевниками-аварами, орды кочевого тюркского племени  болгар, или (как их называют в отличие  от славян, принявших это имя) протоболгар, подошли в 70-х годах VII в. к землям дунайских славян и заняли малонаселённую тогда северную часть Малой Скифии (современной Добруджи), которая номинально принадлежала ещё Византии. Но как раз в это время внутренние междоусобицы в Арабском халифате дали империи кратковременную передышку в её изнурительных войнах на Востоке. Византийское правительство получило реальную возможность перебросить часть войск на север Балканского полуострова. Перед лицом этой опасности, одинаково угрожавшей славянам и протоболгарам, и произошло, до-видимому, сближение славянской и болгарской знати.

В обстановке почти непрерывных войн это сближение очень быстро завершилось  полным включением болгар в государство  придунайских славян. Уже в 681 г. протоболгары и славяне одержали крупную победу над византийцами, закреплённую в том же году крайне невыгодным для Византийской империи договором. Более высокий уровень общественного развития славян обеспечил полную ассимиляцию ими пришельцев. Славяне восприняли лишь племенное имя болгар. Это произошло потому, что в VII и VIII вв. славянское государство начали называть Болгарией по этнической принадлежности её тогдашних военачальников — ханов (князей) из династии Аспаруха, которые захватили власть в стране. С этих же пор все жители Болгарии стали именоваться болгарами.

Развитие феодальных отношений  в Болгарии в VII —X вв.

Возникновение государства содействовало укреплению экономических и политических позиций  болгарской феодальной знати, крупных  землевладельцев — боляр. На интенсивность развития феодальных отношений у южных славян известное влияние оказало и то обстоятельство, что элементы феодального способа производства начали зарождаться на Балканском полуострове ещё до прихода славян.

К началу X в. крупное землевладение  получило в Болгарии довольно большое  распространение, а значительная часть крестьян оказалась в феодальной зависимости от крупных землевладельцев и была вынуждена выполнять в пользу последних различные так называемые властельские работы. Впоследствии этих крестьян стали называть, так же как и в Византии, париками. Утверждение феодальных отношений нашло своё выражение также и в том, что к началу X в. почти все рабы (рабы) были превращены феодалами в отроков, т. е. в крепостных, обязанных особо тяжёлой барщиной.

Развитие  феодальных отношений сопровождалось ростом производительных сил. Значительно  расширились посевные площади. В начале X в. даже на востоке Болгарии, где удобных для пашни земель было больше, чем в гористых западных областях, усиленно производилась расчистка от леса новых земельных участков. К X в. распространилось трёхполье. Всё большее значение приобретали шелководство и виноградарство. Довольно быстрыми темпами шёл процесс отделения ремесла от земледелия. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии на территории Болгарии кузнечных мастерских, существовавших в то время, судя по количеству производственных отбросов, уже в течение ряда десятилетий. Были обнаружены и следы гончарных мастерских, в которых применялся довольно усовершенствованный гончарный круг. Были найдены археологами и различные сельскохозяйственные орудия, а также металлические украшения весьма искусной работы. Значительные успехи в этот период сделала также торговля, особенно внешняя.

Информация о работе Славянские племена