Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г.г.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. Рассмотреть положение страны в период 1930-1940 г.г.
2. Дать общую характеристику правоохранительных органов;
3. Рассмотреть правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г.г.

Файлы: 1 файл

Система правоохранительных органов СССР 1930-1940.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     С началом Великой Отечественной войны 1941-45 в целях концентрации усилий органов государственной и общественной безопасности по обороне страны 20 июля 1941 НКГБ СССР и НКВД СССР были объединены в единый наркомат — НКВД СССР (нарком — Л. П. Берия). Деятельность органов государственной безопасности была сосредоточена на борьбе с подрывной деятельностью немецко-фашистской разведки на фронте, на выявлении и ликвидации вражеских агентов в тыловых районах СССР, на проведении разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага.

     В 1934 ОГПУ влилось в новопреобразованное НКВД СССР, становясь Главным Управлением Государственной Безопасности; НКВД РСФСР прекратило своё существование вплоть до 1946 (как МВД РСФСР). В результате, НКВД стало ответственным за все места лишения свободы (включая рабочие лагеря, известные как ГУЛАГ), а также за обычную милицию.

     Другие функции НКВД:

     1. Общие милицейские и расследование преступлений (милиция);

     2. Разведка и проведение специальных операций (Иностранный отдел);

     3. Контрразведка;

     4. Охрана важных государственных лиц и множество других задач.

     В разное время, НКВД состояло из Главных Управлений, сокращенно «ГУ»:

     1. ГУГБ — государственная безопасность;

     2. ГУРКМ — рабоче-крестьянская милиция;

     3. ГУПиВО — пограничная и внутренняя охрана;

     4. ГУПО — пожарная охрана;

     5. ГУШосдор — шоссейные дороги;

     6. ГУЛАГ — лагеря;

     7. ГЭУ — экономика;

     8. ГТУ — транспорт;

     9. ГУВПИ — военнопленных и интернированных

§3. Функции органов милиции после 1934 года

 

     НКВД  СССР был создан как орган, объединявший в своем составе  огромный аппарат принуждения, одним из звеньев  которого  являлась  милиция.  Главное управление милиции НКВД  СССР  сосредоточило  в  своих  руках  решение  всех оперативных вопросов, причем в таком  объеме,  что  нижестоящие  органы  без согласования  с  главком  не   могли   решать   ни   одного   сколько-нибудь значительного вопроса. Такая  централизация  в  построении  органов  милиции привела к тому, что их работники на местах  в  значительной  мере  перестали проявлять инициативу, самостоятельность,  ожидали  директив  от  вышестоящих органов.  Данное  обстоятельство  не  могло не   влиять   отрицательно   на качественный уровень работы милиции.

     Тем  не  менее,  во  второй  половине  30-х  годов   было   немало   и положительных моментов в развитии милиции.

     Рост  автомобильного  транспорта,  повышение  интенсивности  дорожного движения  вызвали  необходимость   принятия   более   эффективных   мер   по обеспечению безопасности дорожного  движения.  В  1935  году  в  Центральном управлении  шоссейных  и  грунтовых  дорог   и   автомобильного   транспорта (Цудотранс) была образована Государственная автомобильная  инспекция  (ГАИ).

     3  июля  1936  года  СНК   СССР   утвердил   Положение   о   Государственной автомобильной  инспекции.  Этим  нормативным  актом   на   ГАИ   возлагались обязанности   бороться   с   аварийностью   и   хищническим   использованием автотранспорта, наблюдать за подготовкой  и  воспитанием  шоферских  кадров, вести количественный и качественный учет автопарка. На нее возлагался  также учет аварий автомобильного транспорта, выявление их  причин,  привлечение  к ответственности водителей машин и других виновных в  авариях  лиц,  контроль за  проведением  хозяйственными  организациями  и  учреждениями  необходимых мероприятий  по  содержанию  автопарка  в  технически  исправном  состоянии.

     Важной  функцией ГАИ являлось  регулирование  уличного  движения,  надзор  за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах  и  на  транспортных магистралях. Работникам Госавтоинспекции предоставлялись   все   права, установленные для сотрудников милиции.

     В эти годы повысилась роль милиции в обеспечении общественного порядка на  железнодорожном  и  водном  транспорте.  В  середине  1937  года   вновь создается железнодорожная милиция. В главном управлении  милиции  НКВД  СССР был образован отдел железнодорожной милиции, в ведении которого  находились отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах  нахождения  управлений железных дорог. Тогда же в морских и речных  портах  и  на  пристанях  также были созданы отделы (отделения) милиции,  которые  обеспечивали  порядок  на речных путях и коммуникациях.

     16 марта 1937 года в составе Главного  управления  рабоче-крестьянской милиции  НКВД   СССР   был   образован   Отдел   по   борьбе   с   хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС).  В  утвержденном  НКВД СССР Положении об отделе  указывалось,  что  он  создается  для  обеспечения борьбы  с  хищениями  социалистической  собственности   в   организациях   и учреждениях  государственной  торговли,   потребительской,   промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией.

     В 30-е годы существенно  расширились  возможности  милиции  в  области внесудебной репрессии.  27  мая  1935  года  приказом  НКВД  была  объявлена подписанная Ягодой и Вышинским инструкция тройкам НКВД по  рассмотрению  дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных  нарушителях  положения о паспортах. Инструкция предусматривала  обязательное  участие  в  заседании тройки прокурора и лица, привлекаемого  к  ответственности.  Решение  тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся  на  утверждение Особого совещания НКВД СССР.

     В тройках рассматривались дела о  следующих категориях лиц:

     а) имеющих судимости  или  приводы  за  уголовные  преступления  и  не порвавшие связи с уголовно-преступной средой;

     б) не имеющих судимостей  или  приводов,  но  не  занятых  общественно полезным трудом, не имеющих определенного места  жительства  и  связанных  с уголовно-преступной средой;

     в) воров-рецидивистов, уличенных в конкретных преступлениях;

     г) хулиганов-рецидивистов, приговоренных  ранее судом за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудительным работам  на  срок от  года  и  более,  в  случае  совершения  ими   хулиганства,   вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;

     д) нищих-профессионалов;

     е) злостных нарушителей паспортного  режима.

     Эти меры повлияли на снижение уровня преступности. Так, 17 марта  1936 года НКВД СССР издал специальный приказ по итогам  работы  за 1935  год,  в котором говорилось, что по сравнению с 1934 годом в СССР  число  вооруженных грабежей  снизилось  на  45  процентов,  невооруженных  грабежей  –  на   46%, квалифицированных краж – на 32%,  конокрадства  – на  55%.

     Усилившаяся   международная    напряженность    сделала    необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции  к  работе  в  условиях военной обстановки. С этой целью приказом НКВД СССР  от  3  июля  1939  года было введено в действие наставление  по  мобилизационной  работе  в органах рабоче-крестьянской   милиции.   Наставление   определяло   ее   задачи,   и обязанности  на  случай  военного  времени.  Одновременно  на   места   была направлена  директива  по   вопросам   разработки   мобилизационных   планов территориальных органов внутренних дел. Новые  задачи  по  повышению  боевой готовности милиции были поставлены в приказе НКВД от 26 февраля  1941  года.

     Каждый  орган обязывался иметь планы  сбора личного состава по тревоге.

     Подготовка  страны к обороне обусловила  необходимость  наделения  НКВД СССР и его органов некоторыми новыми функциями. В частности, в октябре  1940 года на органы внутренних дел  была  возложена  задача  организации  местной противовоздушной обороны страны [Лубянка: «ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник» / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997]

     В соответствии с Законом СССР "О  всеобщей воинской обязанности"  от  1 сентября 1939 года на органы милиции  возлагалась  обязанность  осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы   военно-учетные столы [Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939]. В предвоенные годы они проделали значительную  работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию.

 
 

Заключение

     По  Конституции СССР 1924 года разделение функций между СССР и советскими республиками выразилось в разделении наркоматов СНК СССР на общесоюзные (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов) и объединённые (Высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции) [Конституция СССР 1924 года]. Общесоюзные наркоматы осуществляли власть через «своих уполномоченных», а объединённые — через соответствующие наркоматы союзных республик. Некоторые наркоматы, связанные с национальной спецификой, были оставлены только на уровне союзных республик (наркоматы земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения).

     15 октября 1941 вышло распоряжение о переезде правительства в Куйбышев. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров СССР.

     В соответствии с Конституцией СССР 1924 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР.

     По  Конституции СССР 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР образовывался Верховным Советом СССР.

     К ведению СНК СССР относилось объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов, принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета, по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

     Созданная после Октябрьской революции  система подавления с первых шагов  несла в себе быстро развивающийся  зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью. Хотя «Всероссийская чрезвычайная комиссия» образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро её функции распространились на «искоренение контрреволюции», понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров её реальных врагов, оказался занесённым над всем обществом.

     Лидеры  большевизма, выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государства как орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение следствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы «заложников», ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственной политики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическая идеология «чекизма», отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на «криминально-патриотической» романтике.

     В 1933 г. была создана Прокуратура СССР. Основной задачей ее было укрепление законности и охрана общественной собственности на всей территории Союза ССР. Надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен был осуществлять непосредственно (реально этот пункт не действовал, органы госбезопасности были фактически выведены из под надзора прокуратуры). Прокурор Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.

     В августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В течение 1938–1939 гг. была перестроена вся судебная система СССР. Она соответствовала административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный Суд автономной республики — избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения нарсудов.

     В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). ОГПУ было преобразовано в Главное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в 3,5 раз больше сотрудников, чем в милиции). На него были возложены функции внешней разведки, контрразведки и госбезопасности, а также руководство особыми отделами в армии. В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников — тюрьмы.

Информация о работе Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы