Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г.г.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. Рассмотреть положение страны в период 1930-1940 г.г.
2. Дать общую характеристику правоохранительных органов;
3. Рассмотреть правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г.г.

Файлы: 1 файл

Система правоохранительных органов СССР 1930-1940.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     К существенным особенностям становления  и развития отечественной спецслужбы следует отнести, прежде всего, их отрицание преемственной связи со спецслужбами царской России. Классовый принцип, положенный в основу формирования карательных органов, означал, что бывшие сотрудники охранных отделений жандармских управлений не только не привлекались к работе в ВЧК - ОГПУ - НКВД, но и подвергались преследованиям. В целом можно отметить, что главными факторами, повлиявшими на нарушение процесса преемственности в деятельности спецслужбы, явились революция и последовавшая за ней Гражданская война.

     Отвергая  кадры служб, осуществлявших функции  политической полиции, выказывая недоверие работникам контрразведывательных подразделений дореволюционной России, руководство советских органов госбезопасности все же в определенной мере использовало их опыт.

     Нормативные акты, ведомственные инструкции, в  которых воплотился опыт сломленных и ликвидированных царских спецслужб и политической полиции, главным образом в оперативно-розыскной деятельности, активно использовались советской разведкой и контрразведкой. В Особом бюро при наркоме внутренних дел сосредоточивалась новейшая литература по истории спецслужб, воспоминания многих видных отечественных специалистов. На одном из оперативных совещаний нарком внутренних дел Н. И. Ежов подчеркнул, что необходимо воспитывать «своих Спиридовичей» [Рыбников В. В., Алексушин Г.В. «История правоохранительных органов Отечества» — М.: «Щит-М», 2007].

     Комиссия  политбюро ЦК ВКП(б) в 1939 году с сожалением констатировала, что такое важное направление оперативной деятельности, как шифровальная и дешифровальная работа в значительной степени зависит от опыта людей, работавших еще в «канцеляриях Его Императорского Величества», и нет никакой возможности заменить их другими специалистами. На первых порах в процессе становления органов военной контрразведки своеобразно был использован накопленный опыт военного контроля. В 1937 - 1938 годах, когда последовали аресты сотрудников органов государственной безопасности, наиболее опытные оперативники различных отделов ГУГБ НКВД СССР временно направлялись из тюрем в Особое бюро при наркоме. В течение нескольких месяцев они передавали свои знания молодому поколению, участвовали в написании учебников.

      

Глава 3. Система правоохранительных органов СССР в 1930-1940-е  годы

 

     Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно привело к реорганизации всей системы органов, призванных осуществлять это принуждение. С началом насильственной коллективизации на местах в широких масштабах стали применять внесудебные репрессии. Их осуществляли тройки в составе первого секретаря обкома (или райкома) партии, начальника местного ОГПУ (их называли полномочными представителями) и прокурора. Весной 1930 г. «тройкам» были делегированы полномочия Судебной коллегии ОГПУ, то есть им было разрешено «на законных основаниях» применять внесудебную репрессию, вплоть до расстрела.

     В декабре 1930 г. после ликвидации союзных  НКВД в ведение ОГПУ были переданы милиция и уголовный розыск. Это  существенно расширило возможности  политического сыска, поскольку  сеть подразделений милиции, которые  теперь могли использоваться в интересах  ОГПУ, покрывала всю страну. К тому же милиция милитаризовалась, будучи подчинена воинскому дисциплинарному уставу, а ее содержание в 1932 г. было окончательно переведено с местного бюджета на общегосударственный.

     Функции милиции постоянно расширялись. В 1932 г. с введением паспортной системы и обязательной прописки на милицию был возложен контроль за соблюдением паспортного режима. Тогда же она получила право выдачи виз и контроль за пребыванием иностранцев в стране и в ее структуру вошел ОВИР (отдел виз и разрешений). После того как Конституция СССР 1936 г. объявила социалистическую собственность священной и неприкосновенной, появилась система органов БХСС (борьбы с хищениями соц. собственности). Развернувшаяся борьба с вооруженным «националистическим» подпольем в начале 1940-х годов вызвала к жизни спецподразделение по борьбе с бандитизмом (ББ).

     Одновременно  создавалась лагерная система, приспособленная  к массовому использованию труда  заключенных. В исправительно-трудовых лагерях содержалась огромная армия  «дешевого» труда, ставшая одним из рычагов проведения форсированной индустриализации. С 1929 г. в них размешались все приговоренные к лишению свободы на срок 3 года и выше, как по судебному приговору, так (с 1930 г.) и по постановлению Особого совещания ОГПУ. В 1930-е годы в исправительно-трудовых лагерях постоянно находилось от 1,5 до 2 миллионов заключенных.

     Формирование  мощного репрессивного аппарата завершилось созданием объединенного  наркомата – НКВД СССР. Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. включило в его состав бывшее ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Главное управление милиции (ГУМ), Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ). НКВД были подчинены также пограничные и внутренние войска, пожарная охрана, отделы актов гражданского состояния. Самым мощным и многочисленным было ГУГБ (в три раза больше ГУМ), выполнявшее функции внешней разведки и внутренней контрразведки, охраны госбезопасности и существовавшего режима.

§1. Создание и деятельность прокуратуры

  

 23 ноября 1923 года  была образована Прокуратура  Верховного суда Союза ССР.  Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.     

     После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать  две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.    

     20 июня 1933 года была образована  Прокуратура Союза ССР, на которую  возлагались:

     1. надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;

     2. наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

     3. возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

     4. надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

     5. общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.   

     Прокурор  Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.

     В июле 1936 г. был создан общесоюзный  орган судебного управления - Наркомат юстиции СССР. Он наблюдал за применением  судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения к законам, вел работы по кодификации законодательства и судебной статистике, руководил изданием юридической литературы. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами, осуществлял общее руководство нотариатом и коллегией адвокатов, организовывал юридическую помощь населению.

     В течение 1938-1939 гг. была перестроена  вся судебная система СССР. Она  соответствовала административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный Суд автономной республики - избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения нарсудов.

     Верховный Суд союзной республики избирался  ВС республики на 5 лет. Он рассматривал особо важные дела, мог принять к производству любое дело любого суда на территории республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных судов, мог пересматривать дела в порядке надзора.

     Общесоюзными  являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный Суд избирался ВС СССР на 5 лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

     Специальными  судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного  транспорта. Они на тех же принципах, что и все другие суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала  Верховный Суд СССР.

     В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и  структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет и МПВО).  
 
 

§2. Учреждение и развитие НКВД СССР в 1934-1938 г.г.

 

     10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Наркомом внутренних дел СССР назначен Ягода Генрих Григорьевич.

     На  вновь созданный НКВД СССР возлагаются следующие задачи:

     1. обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

     2. охрана социалистической собственности;

     3. запись актов гражданского состояния;

     4. пограничная охрана;

     5. содержание и охрана ИТУ.

     Для решения этих задач в составе НКВД создаются:

  1. Главное управление госбезопасности (ГУГБ)
  2. Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУ РКМ)
  3. Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУ ПиВО)
  4. Главное управление пожарной охраны (ГУПО)
  5. Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и трудовых поселений (ГУЛАГ)
  6. Отдел актов гражданского состояния (ЗАГС)
  7. Административно-хозяйственное управление
  8. Финансовый отдел (ФИНО)
  9. Отдел кадров
  10. Секретариат
  11. Особоуполномоченный отдел

     Всего по штатам центрального аппарата НКВД СССР значилось 8211 человек.

     Работой ГУГБ руководил сам Нарком внутренних дел СССР Г. Г. Ягода. В состав ГУГБ НКВД СССР вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:

     1. Особый отдел (ОО) контрразведка и борьба с вражескими действиями в армии и на флоте;

     2. Секретно-политический отдел (СПО) борьба с враждебными политическими партиями и антисоветскими элементами;

     3. Экономический отдел (ЭКО) борьба с диверсиями и вредительством в народном хозяйстве;

     4. Иностранный отдел (ИНО) разведка за границей;

     5. Оперативный отдел (Оперод) охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение;

     6. Специальный отдел (Спецотдел) шифровальная работа, обеспечение секретности в ведомствах;

     7. Транспортный отдел (ТО) борьба с вредительством, диверсиями на транспорте;

     8. Учетно-статистический отдел (УСО) оперативный учет, статистика, архив

     Впоследствии  неоднократно производились реорганизации, переименования, как управлений, так и отделов.

     3 февраля 1941 Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД СССР был разделён на два самостоятельных органа: НКВД СССР (нарком — Л. П. Берия) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ) (нарком — В. Н. Меркулов).

     Одновременно  Особый отдел ГУГБ НКВД СССР расформирован, а вместо него созданы: 3-е управление Наркомата обороны (НКО) и Наркомата военно-морского флота (НК ВМФ) и 3-й отдел НКВД СССР (по оперативной работе в войсках НКВД).

Информация о работе Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы