Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г.г.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. Рассмотреть положение страны в период 1930-1940 г.г.
2. Дать общую характеристику правоохранительных органов;
3. Рассмотреть правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г.г.

Файлы: 1 файл

Система правоохранительных органов СССР 1930-1940.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     В годы первых пятилеток СССР совершил невиданный индустриальный скачок. Было построено около 10 тысяч новых предприятий. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства держались на уровне 10% (по официальной статистике 30-х годов - 17%).

§2. Общественно-политическая жизнь в годы первых пятилеток

 

     К середине 30-х годов в СССР окончательно сложился авторитарный политический режим пирамидального типа с высоким уровнем централизации власти, замыкавшейся на главе партии и государства. Оформился культ личности И.В. Сталина. В глазах миллионов партийных и беспартийных советских людей он превратился в отца нации, его личность буквально боготворилась. Социальной опорой власти выступали трудящиеся классы - пролетариат и бедняцкие слои деревни, защитником интересов которых она выступала. Важнейшую роль в политической системе стали играть лично преданные вождю органы государственной безопасности, поставленные над законом и даже над партийной элитой. Террор приобрел широкие масштабы и коснулся буквально всех слоев общества и людей всех рангов. Всю эту строго функциональную систему цементировала идеология мессианского типа, подпитывавшаяся установкой на мировую революцию и борьбу за светлое будущее всего человечества, культом человека труда, отвержением ценностей буржуазного мира.

     Авторитарный  политический режим носил на себе признаки тоталитаризма, т.е. такого способа управления обществом, при котором государство контролирует почти все аспекты жизни общества и личности:

     1) наличие единой партии во главе  с общепризнанным лидером;

     2) слияние партии с государством;

     3) преобладание в обществе политических ценностей и главной из них - лояльности людей к власти;

     4) монопольное положение официальной  идеологии;

     5) господство управленческого принципа: "разрешено то, что не запрещено".

     В наше время под влиянием публицистики сложилась порочная традиция рассматривать 30-е годы под углом исключительного негативизма, а все беды сваливать на стиль руководства И.В. Сталина. На деле же действовали факторы троякого рода.

     Во-первых, сказывался характер решаемых страной  задач. Общество совершало форсированный рывок в индустриальное состояние. Ускоренная технологическая модернизация в условиях нехватки капиталов ограничивала возможность материального стимулирования труда и объективно способствовала возрастанию роли государства как фактора развития общества. Сверхиндустриализация была напрямую связана со слаженностью государственных механизмов перекачки ресурсов из деревни в город.

     Во-вторых, созданный в 30-е годы государственный  социализм подпитывался национальной традицией сильного государства, провозглашавшего максиму "все есть государево дело". Сильные позиции государства в России создавала неизменная в веках доминанта общественного сознания - уравнительно-коллективистская национальная психология. Апелляция к ней помогла привести в движение индустриальную махину, то, что на путях индивидуального труда и рыночной стихии сделать было бы совершенно невозможно. Грандиозность решаемых задач и зримое улучшение жизни как нельзя лучше стимулировали массовый энтузиазм, отвечая глубинным запросам национальной души, ее стремлению к подвигу во имя общего дела.

     Наконец, в-третьих, динамика политэкономических процессов в Советском Союзе  не выходила за рамки глобальных тенденций 30-х годов - общемировой структурной  перестройки экономики, перехода к  регулируемому рыночному хозяйству в ведущих странах Западной Европы и Северной Америки.

     Обычно, если встают на точку зрения тотальной  критики 30-х годов и сталинского  руководства, в качестве альтернативы противопоставляют программу развития страны Н.И. Бухарина. Основой его программы был отказ от индустриального рывка, который поставил бы СССР в прямую и жесткую зависимость от стран принципиально иной общественно-политической ориентации. Эти отношения должны были бы строиться на рыночной основе. Притом, что рынок в Советском Союзе, несмотря на все потуги нэпа, так и не сложился и просто не мог сложиться при заданных политических условиях, страна на международной арене в скором времени оказалась бы в числе просителей. Любая экономическая зависимость неизбежно порождает политическую и идеологическую. Ориентируясь на индивидуальное трудовое низкотоварное хозяйство крестьян и не имея достаточной возможности стимулировать его рыночную активность, СССР был бы обречен пребывать в полосе затяжных продовольственных кризисов и уж, конечно же, не думать ни о какой индустриализации, не только форсированной, но и постепенной. Или логикой самой жизни бухаринцам пришлось бы отказаться от любых форм регулирования экономики с тем, чтобы дать простор стихии рынка.

Глава 2. Общая характеристика правоохранительных органов

 

     Признаки  правоохранительного органа:

1) правовая  регламентация его статуса и  деятельности;

2) стоящие  перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;

3) наличие  в его распоряжении средств  (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом  является учреждение, а в некоторых  случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

     К числу правоохранительных органов  принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Конституционные,  Уставные суды субъектов Российской Федерации;

3) суды  общей юрисдикции (Верховный Суд  РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи);

4) арбитражные  суды (Высший арбитражный Суд  РФ, федеральные арбитражные суды  округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

5) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

6) Международный коммерческий арбитражный суд;

7) Морскую  арбитражную комиссию при Торгово-промышленной  палате Российской Федерации;

8) Третейские  суды для разрешения экономических  споров;

9) Министерство  юстиции РФ;

10) Судебный  департамент при Верховном суде  РФ;

11) органы  предварительного следствия (следователей  органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции);

12) начальников  следственных отделов (органов  внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);

13) органы  дознания (органы внутренних дел,  органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ и т.д.);

14) нотариат;

15) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов  РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

16) некоторые  иные правоохранительные органы. 
 
 
 
 

§1. Правоохранительные органы в период НЭПа

 

     Органы  юстиции. В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.

     На  прокуратуру возлагался надзор за законностью  действий центральных и местных  органов власти и управления, она  возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

     Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым  по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся  только ему. В уезды посылались помощники  губернского прокурора.

     Органы  государственной безопасности. За годы Гражданской войны компетенция ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя за пределы охраны госбезопасности. Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 г. и в 1922 г. ВЧК была упразднена, однако вместо нее в составе НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление, которое приняло на себя функции охраны госбезопасности, при этом было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.

     С образованием СССР было создано Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.

     Органы  милиции. По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий. В 1925—1926 гг. милиции вменили в обязанность оказание содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам. Милиция считалась вспомогательным органом государства, функции милиции со временем все больше расширялись, на нее возлагались обязанности, не свойственные этому органу. При этом штаты милиции систематически сокращали, урезали и расходы на ее содержание.

     Кроме общей, была создана ведомственная  милиция для охраны государственных  предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция разделялась на специальные виды в зависимости от характера охраняемых объектов и содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.

§2. Развитие правоохранительных органов  СССР в 1930-е годы

 

     Начало  этого периода ознаменовано попытками  ограничить компетенцию ВЧК и  определить более четко ее роль и  место в системе государственного управления. Однако с самого начала была обозначена очень широкая трактовка сферы деятельности спецслужбы. Ленинские установки о необходимости «подвергнуть ВЧК реформе, определить ее функции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими» открывали широкий простор для последующего расширения роли спецслужбы, в условиях сформировавшегося в СССР тоталитарного режима

     В конце 1930-х годов деятельность органов  государственной безопасности была направлена главным образом на борьбу с контрреволюционными преступлениями и особо опасными для Союза ССР преступлениями против порядка управления. На Главное управление государственной безопасности возлагались разведывательная работа, борьба с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств, осуществление мероприятий по обеспечению сохранности государственных тайн.

     И.В.Сталин осуществлял постоянный личный контроль над деятельностью органов государственной безопасности, вплоть до внесения конкретных поправок и дополнений в приказы ОГПУ - НКВД СССР по вопросам совершенствования агентурно-оперативной работы.

     Такое руководство имело положительные  и отрицательные стороны. С одной  стороны, наличие у органов государственной  безопасности и Разведывательного  управления РККА, то есть у всех спецслужб  государства, одного руководящего центра позволяло избегать дублирования и параллелизма в деятельности, экономнее расходовать бюджетные ассигнования, маневрировать силами и средствами в целях повышения эффективности их работы. После ряда крупных провалов по линии Разведупра политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об укреплении взаимодействия между двумя разведслужбами - ИНО ОГПУ и РУ РККА, а также об их более тесной связи с контрразведывательными подразделениями. С другой стороны, такое руководство влияло на усиление функций спецслужбы как органа политической полиции, когда значительные средства отвлекались на борьбу с силами, оппозиционными правящей партии.

Информация о работе Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы