Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении системы правоохранительных органов СССР 1930-1940 г.г.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. Рассмотреть положение страны в период 1930-1940 г.г.
2. Дать общую характеристику правоохранительных органов;
3. Рассмотреть правоохранительные органы, существовавшие в 1930-1940 г.г.
В годы первых пятилеток СССР совершил невиданный индустриальный скачок. Было построено около 10 тысяч новых предприятий. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства держались на уровне 10% (по официальной статистике 30-х годов - 17%).
К
середине 30-х годов в СССР окончательно
сложился авторитарный
Авторитарный политический режим носил на себе признаки тоталитаризма, т.е. такого способа управления обществом, при котором государство контролирует почти все аспекты жизни общества и личности:
1)
наличие единой партии во
2) слияние партии с государством;
3) преобладание в обществе политических ценностей и главной из них - лояльности людей к власти;
4)
монопольное положение
5)
господство управленческого
В наше время под влиянием публицистики сложилась порочная традиция рассматривать 30-е годы под углом исключительного негативизма, а все беды сваливать на стиль руководства И.В. Сталина. На деле же действовали факторы троякого рода.
Во-первых, сказывался характер решаемых страной задач. Общество совершало форсированный рывок в индустриальное состояние. Ускоренная технологическая модернизация в условиях нехватки капиталов ограничивала возможность материального стимулирования труда и объективно способствовала возрастанию роли государства как фактора развития общества. Сверхиндустриализация была напрямую связана со слаженностью государственных механизмов перекачки ресурсов из деревни в город.
Во-вторых, созданный в 30-е годы государственный социализм подпитывался национальной традицией сильного государства, провозглашавшего максиму "все есть государево дело". Сильные позиции государства в России создавала неизменная в веках доминанта общественного сознания - уравнительно-коллективистская национальная психология. Апелляция к ней помогла привести в движение индустриальную махину, то, что на путях индивидуального труда и рыночной стихии сделать было бы совершенно невозможно. Грандиозность решаемых задач и зримое улучшение жизни как нельзя лучше стимулировали массовый энтузиазм, отвечая глубинным запросам национальной души, ее стремлению к подвигу во имя общего дела.
Наконец, в-третьих, динамика политэкономических процессов в Советском Союзе не выходила за рамки глобальных тенденций 30-х годов - общемировой структурной перестройки экономики, перехода к регулируемому рыночному хозяйству в ведущих странах Западной Европы и Северной Америки.
Обычно,
если встают на точку зрения тотальной
критики 30-х годов и сталинского
руководства, в качестве альтернативы
противопоставляют программу
Признаки правоохранительного органа:
1) правовая регламентация его статуса и деятельности;
2) стоящие перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
3) наличие
в его распоряжении средств
(предусмотренных законом
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
К числу правоохранительных органов принято относить:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Конституционные,
Уставные суды субъектов
3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи);
4) арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
5) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
6) Международный коммерческий арбитражный суд;
7) Морскую
арбитражную комиссию при
8) Третейские
суды для разрешения
9) Министерство юстиции РФ;
10) Судебный
департамент при Верховном
11) органы
предварительного следствия (
12) начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);
13) органы
дознания (органы внутренних дел,
органы федеральной службы
14) нотариат;
15) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
16) некоторые
иные правоохранительные
Органы юстиции. В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.
Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.
Органы государственной безопасности. За годы Гражданской войны компетенция ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя за пределы охраны госбезопасности. Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 г. и в 1922 г. ВЧК была упразднена, однако вместо нее в составе НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление, которое приняло на себя функции охраны госбезопасности, при этом было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.
С образованием СССР было создано Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.
Органы милиции. По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий. В 1925—1926 гг. милиции вменили в обязанность оказание содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам. Милиция считалась вспомогательным органом государства, функции милиции со временем все больше расширялись, на нее возлагались обязанности, не свойственные этому органу. При этом штаты милиции систематически сокращали, урезали и расходы на ее содержание.
Кроме общей, была создана ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция разделялась на специальные виды в зависимости от характера охраняемых объектов и содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.
Начало
этого периода ознаменовано попытками
ограничить компетенцию ВЧК и
определить более четко ее роль и
место в системе
В
конце 1930-х годов деятельность органов
государственной безопасности была
направлена главным образом на борьбу
с контрреволюционными
И.В.Сталин осуществлял постоянный личный контроль над деятельностью органов государственной безопасности, вплоть до внесения конкретных поправок и дополнений в приказы ОГПУ - НКВД СССР по вопросам совершенствования агентурно-оперативной работы.
Такое
руководство имело
Информация о работе Система правоохранительных органов СССР в 30-40-е годы