Система местного самоуправления 12-17 вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа материалов о деятельности органов местного управления исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного самоуправления в период XII - начала XVII века.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система местного самоуправления в Росси XII- XV вв. 5
1.1 Государство в период удельного правления XII в. 5
1.2 Развитие системы местного самоуправления в северо-западных землях Руси (новгородские и псковские вольности) 9
2. Местное самоуправление в период создания и укрепления русского централизованного государства 16
2.1 Местное самоуправление в XV веке 16
2.2 Социально-экономические и политические предпосылки реформ 19
3. Состав городского (посадского) населения в XVI–XVII веках. 28
3.1 Особенности системы городского самоуправления 28
3.2 Правовой статус органов местного самоуправления России в XV - XVII вв. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Бутман Яна Курс Система местного самоуправления 77%.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Неизвестно, существовали ли какие-либо правила, чтобы не допускать  неправильных созывов веча. Случалось, однако, что смельчаки созывали вече и, поддерживаемые своими сторонниками - партией, проводили свои планы по низвержению власти и установлению новой.

Вече устанавливало  приговоры по управлению, договоры с князьями и с иностранными землями, объявляло войны, заключало мир, призывало князей, делало распоряжения о сборе войска и охранении страны, уступало в собственность или в кормленье земли, определяло торговые права и качество монеты, устанавливало правила и законы.

Таким образом, вече совмещало  законодательные и судебные функции, особенно в делах, касающихся нарушения общественных прав.

Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так  и черные люди, имели право быть на вече деятельными членами. Каких-то имущественных цензов не существовало. В вече участвовали посадники, бояре, купцы, житые и черные люди.

Бояре-землевладельцы являлись представителями всех земель Великого Новгорода, боярин мог жить в своем  отдаленном имении, но назывался новгородцем  и мог приехать в Новгород, чтобы  подать голос на вече. Точно так же и купцы могли проживать не в Новгороде, а в пригороде, и также подавать голос. Житые люди участвовали на вече как жители городских концов, потому что при отправке посольств обыкновенно выбирались житые люди от концов. Что касается до черных людей, то их участие несомненно, но как оно совершалось - неизвестно: участвовали только те кто жил в городе, или и из волостей присылали выборных.

Неясно, в какой степени, когда и как участвовали в  новгородском вече пригороды и волости. Есть указания, что часто вместе с новгородцами в решении дел участвовали и пригородные жители, но данные летописей не позволяют сделать заключения, что пригороды постоянно участвовали на вече корпоративно. Неизвестно, существовал ли способ поверки лиц, приходивших на вече, для недопущения прихода тех, которые не имели на это права. Неизвестно также, существовал ли какой-то способ сбора голосов.

Известно, что на площади, где проводилось вече, было возвышение, служившее трибуной. Оно находилось у вечевой башни, в которой помещалась вечевая изба, т.е. канцелярия веча. Решение веча называлось приговором и записывалось в грамоту: для этого существовала должность вечного дьяка (секретаря). К грамоте прикладывалась печать. В Пскове Большое вече имело те же права, что и новгородское.

Кроме князя, главными административными  распорядителями в Новгороде  были посадник и тысячский. Они представляли собой исполнительную власть Великого Новгорода. Слово посадник известно было во всей Русской Земле, и не составляло исключительного достояния Великого Новгорода.

В других землях посадник является лицом, имеющим значение княжеского наместника: князь, принимая город и  край под свою власть, сажал там  своего посадника. Однако в Новгороде  и Пскове посадник был правитель, выбранный народом, в то время как в других землях посадник означал княжеского наместника, а если в городе находился князь, посадника при нем не было.

Новгород политически  являлся единым целым с пригородами. В пригородах управляли посадники. Из летописей видно, что посадников могли переводить с одного места службы на другое5. Назначениями посадников из Новгорода пригороды не всегда были довольны, местное население могло не принять посадника. В псковских пригородах управляли посадники Пскова.

Пригороды являлись административными  центрами управления приписной к ним территории, называвшейся волостью пригорода. Пригороды имели свое торговое место и свою церковь. В пригородах должны были быть непременно и свои вече.

Учреждение вече было общее не только по пригородам, но и  по селам. Чтоб сойтись в Новгороде, надлежало прежде собираться в пригородах. Пригороды имели свою казну. Из казны, собранной с волости, относившейся к пригороду, определенная доля направлялась в Новгородскую казну. В 1347 г. Новгород устанавливает право Пскова управляться самобытно своим жалованьем: это право состояло в том, что Новгород не назначал туда своих посадников и не звал к суду в Новгороде.

Великий Новгород часто  отдавал свои пригороды в кормленье  призванным князьям. Князь на пригороде  был в отношении к пригороду на таком же праве, как князь в Новгороде к Новгороду: не получал пригорода во владение, не был в нем государем, но получал известные доходы и обязывался защищать свой пригород в случае войны.

Обычно пригороды, как  укрепленные места, строились в  таких пунктах, где можно было ожидать неприятеля. Помещение приглашенного князя в пригороде значило, что Новгород считает необходимым усилить защиту пригорода и окружающей его волости. При появлении князя пригород не приобретал особой самостоятельности и князь не получал над ним личного права.

Отдачи городов Новгородом в кормленья князьям были довольно часты. Волости могли передаваться князьям и наследственно, но при  этом они не уходили из-под власти Новгорода. Власть князя в пригородах, отданных на кормленье, не могла расшириться до того, чтоб сделаться для него правом, независящим от воли Новгорода. Если жители пригорода были очень недовольны деятельностью какого-то князя, то нередки случаи, когда они являлись в Новгород, и Большое вече могло перевести князя в другой город, или совсем изгнать его, если он признавался негодным к охранению вверенной ему территории.

Таким образом, Великий  Новгород принимал князей к себе на службу и поручал им свои волости  в управление и защиту по существовавшим в то время правам и обычаям. Доходы, которые шли в пользу князя, являлись вознаграждением за работу по управлению и охранению вверенного ему края.

Слово волость означало подвластную кому бы то ни было территорию. Поэтому в обширном смысле вся  Новгородская Земля была волостью Великого Новгорода, пригородом, распадавшимся, в свою очередь, на несколько волостей. В общем смысле волостью называлось соединение поселений, принадлежащих к одному владению6.

В зависимости от того, кому перечислялись доходы, различались  волости новгородские, т.е. принадлежащие Великому Новгороду, волости боярские, волости монастырские и волости княжеские.

Несмотря на то, что  в результате централизации власти в Москве местное самоуправление в Новгороде было постепенно ликвидировано, традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.

Итак, для Новгорода  и Пскова были характерны некоторые  особенности общественного строя  и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим  фактором была не земля, а капитал. Это  обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»)7.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское  вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые  собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер.

 

2. Местное самоуправление в период создания и укрепления русского централизованного государства

 

2.1 Местное самоуправление в XV веке

 

Объединение русских  земель под властью Московского  княжества завершилось в первой четверти XVI века, когда в состав Русского, теперь уже Российского  государства, вошли Северские земли (1500-1503г. г.), Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Образование единого государства в условиях восходящей стадии развития феодальных отношений и отсутствия сколько-нибудь реальных элементов буржуазных связей повлекло за собой значительные изменения в его социальной структуре, экономическом и политическом строе.

Наряду с развитием  земледелия наиболее существенным моментом в экономике Русского государства XV - XVI вв. являлся рост общественного  разделения труда, что нашло свое выражение в развитии ремесла, городов  и торговли. Разделение труда между земледелием и ремеслом, отделение последнего от сельского хозяйства, появление отдельных районов, специализирующихся на производстве какой-либо ведущей группы товаров (что определялось производственными и географическими условиями регионов) приводило к росту товарного обращения.

Материальной основой  процесса ликвидации феодальной раздробленности  и создания централизованного государства  являлось постепенное преодоление  экономической замкнутости отдельных  русских земель и установление рыночных связей между ними. Этот процесс роста товарного обращения, усиление обмена между районами, развитие рынков и постепенное установление между ними прочных связей, стал одним из определяющих моментов экономического развития России XV - XVII в. в., причем, именно в конце XV - первой четверти XVI века были созданы важнейшие экономические предпосылки образования всероссийского рынка.

Будучи временем глубоких сдвигов в области экономики, рассматриваемый период характеризуется  не менее важными изменениями  и в сфере классовых отношений, среди которых важнейшее место занимают изменения в структуре класса землевладельцев, что выразилось в появлении внутри феодального класса особой группы дворян - помещиков.

Дворянство поддерживало центральную власть не только на первоначальном этапе централизации, когда происходил процесс собирания земель в единое государство, но и тогда, когда центром тяжести государственной политики стала перестройка власти и управления на началах самодержавия. Дворянство видело в государственной централизации прочную гарантию своих классовых интересов применительно к новым экономическим условиям, а потому стремилось к укреплению центральной власти, так как было заинтересовано в решительной перестройке центрального и местного аппарата власти и управления, в котором дворянство стремилось играть решающую роль и, с помощью которого, возможна была бы эффективная защита их феодальной собственности, а также удержание в покорности феодально-зависимого населения.

Если позиция дворянства в процессе создания централизованного  государства представлялась более определенной, то позиция бояр по отношению к проводимым реформам не была столь однозначной. "Боярство боролось (и то не всегда и далеко не всё) не вообще против всякой централизации, а за такую централизацию, которая более бы соответствовала его социальным и политическим интересам. и главным условием этого ставило ограничение самодержавия Боярской думой .

Итак, конец XV - начало XVI века являлись временем крупных изменений  в государстве. Общий экономический  подъем, рост сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли, разрушение натурально-замкнутого феодального хозяйства повлекли за собой перемены во всех сферах социальной, культурной и конечно же, политической жизни.

В этих условиях существовавшая до середины XVI в. политическая форма Русского феодального государства - раннефеодальная монархия, не могла остаться без изменений. Необходимость мобилизации всех слоев господствующего класса вокруг царского престола для борьбы с нарастающим движением крепостных крестьян и посадских людей против феодального государства, задача вытеснения феодальной знати с ведущих позиций и усиление политической роли поместного дворянства, становившегося опорой государства, необходимость дальнейшего укрепления царской власти привели к изменению формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, являющаяся промежуточной формой между раннефеодальной и абсолютной монархиями, то есть такая форма правления, при которой власть монарха ограничивается органами сословного представительства от различных сословий: местными органами, построенными на началах сословного представительства8.

XVI век стал временем  глубоких перемен в истории  России, связанных, прежде всего,  с реформами, проведенными в  годы правления Ивана Грозного  и имевшими своей целью укрепление  централизованного государства.  В период сословно-представительной  монархии в основном закончилось образование Русского централизованного государства. Дальнейшее поступательное развитие было невозможно и без существенной перестройки государственного аппарата. В изучаемый период Боярская Дума продолжает играть важную роль в системе высших органов государства. Но в самом составе этого органа происходят некоторые изменения: все более утрачивается аристократический характер Боярской Думы и усиливается представительство дворян.

Среди высших государственных  учреждений появляются новые органы - Земские соборы, созываемые для решения наиболее важных государственных вопросов: избрания царей, решения вопросов о войне и мире, установления новых налогов, принятия законов. Решения Соборов в значительной мере определяли основные линии внутренней и внешней политики правительства и в начале своего существования служили опорой монархии и укрепляли царскую власть.

Информация о работе Система местного самоуправления 12-17 вв.