Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
Волго-Вятская академия
государственной службы
Кафедра истории
Реферат на тему:
«Система
государственного управления Российской
империи
в XIX – нач. XX вв.»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группа ГМУок-23
Грищенко К.А.
Проверила:
Акушева Н.Л.
Нижний Новгород
2010
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………
3
1. Государственное управление в первой половине
XIX в. ………………. 5
1.1. Реформы
высших государственных органов
при Александре I ………… 5
1.2. От коллегий
к министерствам ……………………………………………... 6
1.3. Изменение
местного государственного и
общественного сословного управления ………………………………………………………………………. 8
1.4. Государственное
управление при Николае I ……………………………. 12
2. Государственное управление
во второй половине XIX в. ……………. 16
2.1. Великие
реформы Александра II ………………………………………… 16
2.2. Реформы
системы местного управления и учреждений государственной
организации в 1860-е гг. ………………………………………………………. 17
2.3. Контрреформы …………………………………………………………….. 18
3. Государственное управление
в России с 1900 по 1917 год ……………. 21
3.1.Дуалистическая
правовая монархия 1906-1917 гг. ……………………… 21
3.2. Государственная
дума и самодержавие - два центра
управления ……... 25
Заключение …………………………………………………………………….
30
Список литературы …………………………………………………………...
34
Введение
Российское
государство прошло долгий тысячелетний
путь развития и государственное
управление все это время также эволюционировало
и развивалось. Начиная от княгини Ольги,
давшей уставы и установившей погосты,
до сегодняшнего времени усовершенствование
государственного и местного управления
остается важной задачей государственной
власти.
За период
с начала XIX и до начала XX вв. в
российском государственном управлении
существенно усилилось значение
высшего, императорского управления, для
чего реорганизованы старые и созданы новые
органы. Этот период изучался в истории,
в основном с точки зрения революционной
борьбы угнетенных народных масс против
самодержавия.
«Тезис о
неправомерном характере русской
государственности стал общим местом
не только в советской, но и в западной
историографии. Уже много лет
живет крылатая фраза: «В России правят
не законы, а люди». Этот тезис возник в
русской либеральной дореволюционной
историографии и имел сугубо политическое
назначение. Он был направлен против самодержавия
и ставил идеалом для России западные
демократии. Свою политическую функцию
этот тезис выполнил. Однако, истина, как
это часто бывает, когда политика вмешивается
в науку, пострадала: был создан очередной
миф, получивший широкое распространение
как в массовом сознании, так и в специальной
литературе» (4 - С. 109.)
Попробуем проанализировать
роль императора, самодержавной администрации,
законов, общественных институтов в государственном
управлении в рамках данной работы.
Система государственных
учреждений в течение XIX - начале XX вв.
постоянно совершенствовалась. Важнейшие реформы были проведены
при Александре I, Александре II и Николае
II. Были сделаны принципиальные усовершенствования
в начале XIX и в начале XX вв. Мы должны признать,
что верховная власть и ее администрация
в сфере государственного управления
сделали немало позитивного, если учитывать,
что передовая российская общественность
по своим взглядам и политическим требованиям,
бесспорно, обгоняла готовность народа
к парламентской демократии.
С начала XIX века
некоторая часть образованного
общества и сам император попали под влияние
либеральной доктрины государственного
управления, широко распространенной
тогда в Европе. «Эта доктрина требовала
индивидуальной свободы, ослабления государственной
опеки и невмешательства в экономическую
и духовную жизнь подданных Её лозунгом
стало предоставить дело его собственному
течению, роль государства должна ограничиваться
обеспечением личной свободы и безопасности
подданных. Либеральная доктрина поставила
на место регулярного или полицейского
государства правовое государство, которое
обеспечивает свободу и индивидуальные
права своих подданных, признает за всяким
человеком свободу личности, без которой
человек не является подлинным человеком.
Такое государство является правовым
по цели, но не по формам и приемам деятельности,
так как здесь нет речи об установлении
для проявления государственной власти
правовых форм и правовых пределов». (4
- С.141)
В развитии Российской
государственности в XIX - нач. XX вв.
выделим следующие периоды:
С начала XIX в.
до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая
I абсолютизм достигает своего апогея.
Император в данный период стремился лично
вмешиваться даже в мелочи государственного
управления. Конечно, такое стремление
было ограничено реальными человеческими
возможностями: царь был не в состоянии
обойтись без государственных органов,
которые проводили бы его желания, его
политику в жизнь. Обходясь без конституции,
российские императоры не могли в то же
время обойтись без совершенствования
государственного аппарата, без приспособления
его к нуждам нового времени.
Развитие
русской государственности во второй
половине XIX в. проходит как бы в два
основных этапа. Вначале проводятся
буржуазные реформы в 60-70-е гг. называемые
современниками «Великими реформами».
В 80-х - начале
90-х гг. наступает период контрреформ:
устанавливается жесткий полицейский
режим, следует ряд законодательных актов,
ограничивающих существующие свободы,
предпринимаются попытки отказаться от
основных положений буржуазных реформ.
Конец XIX - начало
XX в. было ознаменовано значительными переменами
в государственной и политической жизни
России. Под сильным напором внутренних
и международных обстоятельств верховная
власть сама вынуждена предпринять ряд
акций, которые привели к либерализации
политической жизни и фактически ограничивали
самодержавие. Была реализована на практике
идея об учреждении органа представительной
власти и была легализована оппозиционная
политическая деятельность, что позволило
в достаточно короткие сроки сложиться
многопартийной системе, влияющей на течение
политической жизни и на управление государством.
1. Государственное управление
в первой половине XIX в.
1.1. Реформы
высших государственных органов
при Александре I
С приходом Александра
I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики
будет строгое соблюдение законов. В изданном
12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что
будет придерживаться политического и
правового курса Екатерины II. В мае 1801
г. был создан Негласный комитет, в который
входили представители молодого поколения
дворянской аристократии, придерживавшиеся
либеральных идей и считавшие необходимым
реформировать государственное устройство
Российской империи.
«С образованием
в 1810 году Государственного совета в
качестве законосовещательного учреждения превращение России в правомерную
монархию пошло быстрыми темпами. Как
сказано было в манифесте, возвестившем
об учреждении Государственного совета,
он создавался для удовлетворения осознанной
потребности «учреждать постепенно образ
правления на твердых и непременяемых
основаниях закона». (4 - С.141.)
Совет не был
представительным бюрократическим
учреждением, его члены, число которых
с 1810 до 1890 г. увеличилось с 35 до 60 человек,
назначались императором из влиятельных
чиновников, нередко вышедших в отставку, а министры входили
в его состав по должности. «В силу этого
он не мог формально ограничивать самодержавие,
однако с момента образования Государственного
Совета все законы должны были предварительно
обсуждаться в нем, прежде чем поступить
на утверждение императора, что служило
критерием между законом и постановлениями
верховной власти в порядке текущего управления:
то, что прошло через Государственный
Совет, становилось законом, то, что не
прошло через него, имело юридический
статус постановления. Кроме того, всякий
закон должен был утверждаться государем
и опубликовываться Сенатом. Это имело
принципиальное значение: теперь воля
императора могла быть реализована при
одном очень важном условии если воля
превратилась в писанный закон, который
предварительно обсужден в Государственном
Совете и публиковался Сенатом. Ставился
заслон дурной воле, пользуясь словами
Екатерины II, «неотесанных тиранов» и
«капризных деспотов»… (4 - С.143.)
При этом император
мог «внять мнению» как большинства,
так и меньшинства Государственного совета, мог
опровергнуть и то, и другое. Тем самым
подчеркивался совещательный характер
Государственного совета. Большое значение
имела Государственная канцелярия, которая
не только вела делопроизводство Государственного
совета, и «редактировала» выносимые на
обсуждение законопроекты, т.е. проводила
всю основную работу по составлению текста
законопроектов. Развитие и осуществление
реформы центральных учреждений связано
с деятельностью председателя этой канцелярии
М.М.Сперанского, планы государственных
преобразований которого Александр I в
принципе одобрял, но на деле они воплощены
не были.
Важное нововведение
в государственном управлении при
Александре I состояло в том, что
в 1801-1803 гг. Сенат получил статус
института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими
функциями: административно-судебные
дела; надзор за правительственным аппаратом
через губернских и уездных прокуроров,
самостоятельно - с помощью самих сенаторов
и посредством жалоб; высшая инстанция
суда; охрана и удостоверение особенных
прав разных классов. Постепенно высший
суд и надзор за деятельностью коронных
учреждений стали главными функциями
Сената в течении XIX - начала XX веков.
С целью контроля
за деятельность органов коронного
управления Сенат: 1) поддерживал постоянную связь с местными
учреждениями, информировал их о результатах
проверки управления в империи, как бы
напоминал о том, что судный час наступит
для всех, требовал неукоснительно следовать
законам и инструкциям; 2) рассматривал
отчеты о деятельности учреждений и персональные
отчеты губернаторов об их работе; 3) заслушивал
губернаторов в Сенате во время их пребывания
в Петербурге; 4) рассматривал жалобы; 5)
проводил ревизии учреждений. Осуществляемый
Сенатом прокурорский надзор существенно
сдерживал безнаказанное злоупотребление
властью со стороны коронной администрации
и защищал интересы населения и казны.
Особенно эффективной
была деятельность сенаторов в качестве
ревизоров местного коронного управления,
которых нередко лично направлял
император в ту или иную губернию по полученному
сигналу. Вспомним испуг чиновников в
повести Н.В.Гоголя «Ревизор».
1.2. От коллегий
к министерствам
Наиболее
значительным изменениям в начале XIX
века подверглась система центрального
управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа,
который перестал отвечать требованиям
нового столетия, не обеспечивал необходимую
централизацию и персональную ответственность
чиновников. Необходимо было более гибкое,
оперативное, централизованное исполнительное
управление. Александр I предпочел конституции
радикальную административную реформу,
поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании
министерской системы управления, предпосылки
которой формировались в исполнительных
структурах и обозначились на рубеже веков,
отразив и министерские образцы других
стран.
В соответствии
с царским Манифестом «Об учреждении
министерств» 1802 г., было создано восемь
министерств: военных сухопутных сил,
морских сил, иностранных дел, юстиции,
внутренних дел, финансов, коммерции, народного
просвещения. Два из них прежде
не имели аналогов в Российской системе
управления - это Министерство внутренних
дел и Министерство народного просвещения.
К 1861 г. их стало 9, к 1917 - 12.
Учреждалась
должность «товарища министра» --
помощника министра. Совмещены должности министра
юстиции и генерал-прокурора Сената. Определены
функциональные направления, предметы
и параметры деятельности каждого министра,
подведомственные ему сохраненные государственные
коллегии и другие учреждения, что обеспечивало
преемственность управления и эволюционный
характер преобразования его аппарата
при переходе на качественно иной уровень
единоначалия, ответственности, исполнительности
и формирования ведомственности.
Завершило оформление
министерской системы в России издание
в 1811 г. «Общего учреждения министерств»,
составленного при участии М.М.Сперанского.
Министрам вверялась исполнительная власть
в пределах деятельности порученных им
министерств и устанавливалось, что все
министры «подчинены непосредственно
верховной власти», т.е. императору. (5 -
Манифест об «Общем учреждении министерств»
от 25 июня 1811 г.) Аппарат министерств подразделялся
на департаменты и канцелярии, возглавляемые
директорами. Наиболее важные дела рассматривались
Советом при министре - совещательным
органом, куда входили товарищи министра
и директора департаментов.
С созданием
министерств возникает и орган,
координирующий их действия, рассматривающий
вопросы, относящиеся к компетенции
нескольких министерств, ежегодные
отчеты министров, дела о награждении
и взысканиях чиновников и другие.
В манифесте 1802 года еще не было четкой
регламентации деятельности Комитета
министров, его полномочия вырабатывались
постепенно и получили законодательное
оформление к 1812 году.
Центральное
управление приобретало на министерской основе характер централизованной
и бюрократической ведомственной системы,
представленной к середине XIX в. девятью
министерствами и тремя главными управлениями,
подчиненными непосредственно императору,
который координировал их совместные
межведомственные усилия через Комитет
министров.
В отличие от
западных правительств, возглавляемых
самостоятельными председателями (премьерами)
и представлявших объединение, кабинет
министров, российский Комитет министров
не был ни таким правительством,
ни главой исполнительной вертикали управления,
хотя вопросы эти поднимались не раз в
«негласном комитете», других инстанциях.
Предлагалось изучить опыт английского
объединенного кабинета (министерства)
его королевского величества, где имелись
глава министерства и главы восьми отраслевых
отделений. Александр I и Николай I боялись
утратить часть своих верховных функций,
возникновения относительно самостоятельного
главы центрального исполнительного управления.
Был использован опыт административной
системы наполеоновской Франции, где министры
не объединялись в один совет (правительство,
правительственный кабинет), подчинялись
непосредственно императору Бонапарту,
являлись членами Сената с совещательным
голосом. Подобный опыт импонировал Александру
I и Николаю I в их стремлении удерживать
во всех случаях бразды правления в своих
руках. Сохранилось неотъемлемое право
царей самолично управлять государством.
Они сами назначали, увольняли, контролировали
министров, направляли и объединяли их
действия, принимали их индивидуальные
доклады, осуществляли через Комитет министров
верховный надзор за государственным
аппаратом.