Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:07, шпаргалка
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте — православии — состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так сак в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь
Вопрос 45
5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. В сентябре 1953 г. Хрущев становится первым секретарем ЦК КПСС. Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Многие, кто при Сталине являлись узниками лагерей, были освобождены. В печати все чаще стали появляться публикации о вреде культа личности. Наметился курс на отказ от наиболее одиозных проявлений тоталитаризма и демократизацию советского общества. Важной вехой советской истории, стал XX съезд КПСС. Съезд проходил в феврале 1956 г. На нем с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н.С.Хрущев.
Однако отношение к тем, кто выражал несогласие с линией партии, Хрущев не исключал жестких, а подчас и карательных мер. Именно в эти годы в СССР зарождалось движение инакомыслящих (дисидентов). В эти же годы противоборство между СССР и США достигали такой остроты, что ставили мир на грань ядерной войны. По инициативе Н.С.Хрущева партийное руководство сформулировало задачу - догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по экономическим показателям. С этой целью была проведена реформа управления экономикой. Вместо существовавших министерств были созданы советы народного хозяйства (совнархозы). Особое внимание в эти годы уделялось жилищному строительству, страна превратилась в гигантскую стройплощадку. В годы хрущевской «оттепели» была проведена реформа образования. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В марте 1954 г. Было принято решение об освоении целинных и залежных земель. Но все же в целом положение дел в сельском хозяйстве все более ухудшалось. Дело дошло до того, что в 1963 г. страна, из острой нехватки продовольствия вынуждена была начать закупки зерна за рубежом. Хрущев был отстранен от власти осенью 1964 года.
Вопрос 46
Приобретение большинства видов товаров и услуг было затруднено в силу их дефицита, Качественные вещи, особенно импортного производства, невозможно было приобрести в открытой продаже, это делалось либо путем записи в очередь, либо через знакомых, «по блату». Одна из причин такого положения — огромная доля военных статей в государственном бюджете страны {до 70%). Большую часть экономики составлял военно-промышленный комплекс, который требовал громадных расходов. В постоянном кризисе, несмотря на все предпринимаемые меры по поддержке колхозов, находилось сельское хозяйство. При огромной территории пахотных угодий Советский Союз был вынужден закупать зерно за рубежом. Отсутствие заинтересованности в результатах своего труда, уравнительная заработная плата на предприятиях вели к стагнации производства, сокращению темпов роста. Развитие экономики носило экстенсивный характер, Советский Союз оставался на индустриальном уровне развития. СССР все больше отставал от стран Запада, вступивших в новую, постиндустриальную, эпоху и делавших упор на энергосберегающие технологии, наукоемкие производства, увеличение роли образовательной сферы.
Важно отметить также, что обеспечение приемлемого уровня жизни населения было достигнуто за счет распродажи природных богатств государства, в первую очередь сырьевых ресурсов. Благоприятная внешняя экономическая конъюнктура — повышение цен на нефть и газ на мировых рынках — позволили советской системе при всех недостатках плановой социалистической экономики просуществовать без крупных катаклизмов вплоть до второй половины 80-х гг.
Вопрос 47
Нараставшие кризисные явления в экономике, среди которых резкое падение темпов прироста национального дохода, на фоне быстрого развития стран Запада отчетливо ставили перед руководством государства задачу изменения существующих порядков. Первые попытки выхода из сложившейся ситуации были предприняты после смерти Л. И. Брежнева (1982) сменившим его Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым. Бывший руководитель КГБ СССР попытался методом «закручивания гаек добиться увеличения производительности труда и укрепления дисциплины. Однако уже в то время было очевидно, что только косметическим ремонтом советского строя невозможно решить проблему вывода страны из тупика.
Избранный в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёв тоже не сразу пошел на кардинальные изменения. На первом этапе «перестройки» (1985—
1988) основными лозунгами
развития страны стали
Второй этап «перестройки» (1989—1991) ознаменовался нарастанием социально-политической напряженности в обществе. Центральная власть все меньше могла контролировать происходившие на всем пространстве СССР процессы, которые быстро вышли за рамки провозглашенного М. С. Горбачёвым «социалистического обновления». В этот период происходит стремительное усиление роли руководителей регионального и республиканского уровня, «парад суверенитетов» и распад единого союзного государства на 15 независимых стран.
Вопрос 48
В условиях ослабления государственной
машины вспыхнули тлевшие до этого
времени межнациональные
Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением социального положения граждан. Не имея программы коренных реформ, правительство СССР не смогло стабилизировать экономику. Всеобщий дефицит товаров, спад уровня жизни населения привели к началу широкого забастовочного движения по всей стране. Попытки летом 1990 г. провести в жизнь программу «500 дней», рассчитанную на поэтапный переход к рынку, провалились вследствие сопротивления консервативной части бюрократии.
Таким образом, налицо был серьезный социально-политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за другой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении единого Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Молдавии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть а стране, устранив законно избранного в 1990 г. Президента СССР М. С. Горбачёва. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г. И. Янаевым 19 августа 1991 г. объявил о запрете оппозиционных партий и введении контроля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Юридическим закреплением распада СССР стало подписание в Беловежской пуще в декабре 1991 г. договора между Россией, Украиной и Белоруссией о прекращении деятельности всех структур Советского Союза. Там же было объявлено об образовании Содружества Независимых государств (СНГ) в качестве межгосударственного объединения трех стран. В 1991 г. к СНГ присоединились еще восемь государств бывшего СССР, а в 1993 г. — Грузия. Таким образом, на постсоветском пространстве образовалось пятнадцать независимых государств, двенадцать из которых (кроме прибалтийских стран) продолжали сотрудничать между собой в рамках СНГ.
Вопрос 50
Кардинальные экономические преобразования российское правительство начало проводить с января 1992 г. При этом приоритетными направлениями реформы стали либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе был взят курс на акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства.
Уже к весне 1992 г. товарный
дефицит в России был в основном
ликвидирован. Однако вместе с этим
упала покупательная
Таким образом, проводимые российской властью после 1992 г. социально-экономические преобразования носили противоречивый характер. С одной стороны, рыночные структуры обеспечили широкий выбор товаров и услуг населению, набрал ход процесс структурной перестройки экономики. С другой стороны, реформы разделили общество на богатых и бедных, причем разрыв в доходах между ними продолжительное время возрастал. Многие миллионы бывших советских граждан не смогли вписаться в новые рыночные отношения, будучи слишком привержены традициям коллективизма и уравнительства. Вместе с этим образовавшаяся во многом благодаря реформам за последнее десятилетие социально активная часть общества хочет продолжения преобразований, видя в них залог своего благополучия. Очевидно, что малообеспеченные слои населения нуждаются в поддержке со стороны государства, в то время как частное предпринимательство — в смягчении налогового бремени. При одновременном выполнении этих задач российское правительство сталкивалось с серьезными трудностями, которые во многом стали причиной экономических потрясений августа 1998 г. Под влиянием обвала государственных облигаций и курса рубля социально-экономические преобразования были скорректированы, больше внимания стали уделять адресной помощи нуждающимся, началась реформа налогового законодательства.
Вопрос 51
На протяжении 1992—1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного, В результате долгих переговоров в январе 1994 г. в Кремле было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско-украинских соглашений о разделе Черноморского флота. В 1992—1993 гг. большинство государств СНГ присоединились к Договору о коллективной безопасности. Действуя под флагом СНГ, Вооруженные Силы России взяли на себя функцию миротворчества в ряде военных конфликтов на постсоветском пространстве (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан).
Отношения России со странами дальнего зарубежья, в первую очередь Запада, носят противоречивый характер. С одной стороны, США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов.
Тем не менее в последнее время руководством страны подчеркивается наличие у России собственных национальных и геополитических интересов на международной арене. Проявлением этой тенденции стало укрепление отношений со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возвращение к сотрудничеству с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами — ЮАР, странами Персидского залива.
Период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. Российская Федерация стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира. В 1997 г. в Париже состоялось подписание договора об особом партнерстве нашей страны с НАТО. Происходит активный диалог с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейским Союзом, Советом Европы, Организацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона.