Шпаргалка по "Историическим событиям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. История в системе Теория и методология исторической науки
2. Восточные славяне. Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.
3. Феодализм в Европе.
...
21. Петровские реформы 1700 — 1725 гг. способствовали приближению русской культуры к Западу

Файлы: 1 файл

1История в системе Теория и методология исторической науки.docx

— 122.63 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская культура 18 столетия

 

 

 

Русская литература XVIII века прошла большой путь в своем  развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха  до интимных переживаний человека (естественно, дворянина).

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским  путям, развитие промышленности, расцвет  торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди петровских времен чувствовали  свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали  на своих судьбах. Ушла в прошлое  боярская Россия, с Петром I пришло в  государство подражание европейским  обычаям, а вместе с ними, и европейским  идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государем иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал  свое развитие под воздействием эпохи  Просвещения.

Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещенный монарх или идеальный  гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма - стройный порядок  и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного  долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.

Естественно, что  каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры  имело большое прогрессивное  значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления  жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни  и комедии - просторечиями (согласно теории "трех штилей" М.В. Ломоносова).

Не меньшее значение для развития русского литературного  языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила  приблизить русский стих к русской  разговорной речи. (Подробно об этой реформе читайте в материалах, посвященных В.К.Тредиаковскому и  М.В. Ломоносову).

Но шло время. Менялись правители. Все дальше и  дальше уходили петровские времена и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещенного правителя далек от реальной жизни.

При Екатерине II русский  абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых  держав. Но крестьянская война 1773-1775 годов, возглавляемая Е.И. Пугачевым, показала те непримиримые противоречия, которые  существовали между правящим сословием  и бесправным народом. Основной принцип  просветительской идеологии об абсолютизме, как единственной разумной власти, потерпел крах.

В этот период появляется новое литературное направление - сентиментализм (М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, И. Дмитриев и др.), характеризуемый  повышенным интересом к внутреннему  миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен  ненависти, коварства, жестокости, что  на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что  именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях  того времени главное место стало  отводиться воспитанию души, нравственному  совершенствованию. Первоисточником  добродетели сентименталисты считали  чувствительность, поэтому стихи  их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и обильно смачиваемую слезами.

И снова российская действительность вторглась в мир  поэзии и показала, что только в  единстве общего и личного, причем при  подчинении личного общему, может  состояться гражданин и человек. Это доказал в своем творчестве "отец русских поэтов" Г.Р. Державин, который сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни  достойны поэзии.

Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин сделал только первый шаг в понимании  национального характера, показав  дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность  и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 Европа в 18 веке просвещение  и рационализм

Попытки реформирования политической системы россии в годы правления александра i 

 

После убийства заговорщиками  Павла I на престол вступил его  старший сын Александр I. В начале своего царствования новый госу- дарь отменил самые непопулярные указы, разрешил выезд за границу, возвратил ссыльных.  

 

В начале своего царствования император стремился проводить  политические реформы. В этом ему  помогал кружок друзей, получив- ший название Негласного комитета. Он существовал в 1801-1803 гг. В него входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Участники Комитета стремились реформировать рос- сийское государство по образцу Великобритании. При ответе на во- прос студент должен понимать, почему именно английский опыт так привлекал российских сановников. Необходимо помнить  о том, что в Великобритании наличие парламента и свобода слова сочетались  с су- ществованием  королевской власти  и сохранением дворянских привиле- гий. Участники Комитета стремились ограничить крепостное право, развивать образование. В некоторых проектах была идея создания пред- ставительного учреждения.

Поскольку представители  дворянства настороженно встречали  любые планы ограничения крепостного  права, то практические резуль- таты деятельности Комитета были не очень велики. По указу от 12 фев- раля 1801 г. все недворяне, за исключением крепостных крестьян, полу- чили возможность покупать незаселенные земли.

20 февраля 1803 г. появился  указ императора «О вольных  хлебо- пашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Помещики получили разрешение отпускать крестьян на во- лю на условиях, определенных свободным соглашением. При этом кре- стьяне должны были получать земельные наделы. В свою очередь кре- стьяне за свою свободу и землю должны были заплатить выкуп. Полу- чившие  вольную  на  основании  указа  крестьяне  стали  именоваться

«вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени  мораль- ное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хле- бопашцах» числилось лишь 47 тыс.

Важную роль в совершенствовании  государственной структуры

управления сыграло создание в 1802-1811 гг. министерств. Первона-

чально  были  созданы  8  министерств  –  военное,  морское,  финансов,

коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и ино- странных дел. Студенту необходимо понимать,  чем министерства отличались  от своих предшественников – коллегий. В министерствах важнейшие дела решались единолично министром, который нёс ответ- ственность перед императором.

В 1803 г. была проведена реформа  образования. Реформа была основана на принципах бессословности учебных  заведений и бесплат- ности начального образования. Все учебные заведения были поделены на 4 ступени – приходские училища, уездные училища, гимназии, уни- верситеты. При этом способные ученики имели возможность перехо- 

 

дить с одной ступени обучения на другую. Значительную автономию получили университеты.

Одним из наиболее видных государственных  деятелей александ- ровского царствования был М.М. Сперанский (1772-1839). Он был вы- ходцем из семьи священника, сделал карьеру благодаря своему трудо- любию и способностям.

В конце 1808 г. Александр I поручил  Сперанскому составить об- щий  план  государственных  преобразований.  По  плану  Сперанского в России сохранялись сословия: 1) дворяне (владельцы земли, на кото- рой поселены крестьяне); 2) «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне); 3) «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, слуги). При этом представители «народа рабочего» никакими политиче- скими и гражданскими правами не обладали. Наибольшими правами в государстве должны были обладать дворяне.

Сперанский предлагал  провести четкое разделение властей  на исполнительную, законодательную и судебную. Главным органом зако- нодательной власти должна была стать Государственная Дума, а судеб- ным – Сенат. И судебные и законодательные органы объявлялись вы- борными, но сами выборы носили многоступенчатый характер. К уча- стию в выборах могли допускаться только владельцы недвижимого имущества.

Координировать деятельность управленческого аппарата должен был  Государственный Совет. В нём  обсуждались все законопроекты, которые затем передавались на утверждение  императору.

У императора сохранялась  значительная власть. Он назначал се-

наторов, министров, членов Государственного Совета, имел право рас-

пустить Государственную  Думу.

Предложенный М.М. Сперанским проект вызвал сильное сопро- тивление в правительственных кругах и не был осуществлен. В жизнь была проведена только одна мера – в 1810 г. создан Государственный

Совет, который стал совещательным  органом при императоре.

Деятельность   М.М.   Сперанского   была   очень   непопулярна в дворянских кругах. Особое неудовольствие вызвал указ 1809 г. «Об экзаменах на чин». С целью повышения грамотности и профессио- нального уровня чиновников указ требовал, чтобы чин коллежского асессора присваивался кандидату лишь после предъявления универ- ситетского диплома или сдачи специального экзамена. Императору стали поступать доносы, в которых Сперанский обвинялся в шпио- наже в пользу Франции. В условиях приближавшейся войны с Фран- цией  император  решил  пойти  навстречу  общественному  мнению. В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в ссылку, из которой был возвращён в 1814 г. 

 

Реформаторская деятельность Александра I возобновилась после  окончания наполеоновских войн. Для  повышения боеспособности ар- мии и уменьшения количества крепостных крестьян была организова- на система военных поселений. Правительство скупало у разоривших- ся помещиков западных и центральных губерний крестьян, которые должны были одновременно заниматься сельским хозяйством и гото- виться к военной службе. Поскольку поселенцы должны были сами себя обеспечивать провиантом, такая армия могла стать более деше- вой, чем укомплектованная рекрутами. Вся жизнь крестьян подчиня- лась военным нормам (по команде вставали, топили печи, выходили на работу), за любые проступки их жестоко наказывали. Вследствие этого военные поселения стали причиной массовых выступлений и бунтов. К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под коман- дованием генерала А.А. Аракчеева. В 1831 г. после нового бунта в военных поселениях император Николай I облегчил условия жизни поселян, которые теперь должны были только обеспечивать расквар- тированные у них войска. Окончательно военные поселения, которые со времен Николая Павловича имели название «округа пахотных сол- дат», были отменены в 1857 г.

В 1816 г. по предложению эстляндских дворян Александр подпи- сал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимо- сти. Однако при этом крестьяне получили только личную свободу, но не землю, которую они были вынуждены арендовать у помещиков. По та- кому же плану крепостное право было отменено в других прибалтий- ских губерниях России – Курляндии (1817) и Лифляндии (1819). Таким образом, в 1816-1819 гг. на территории Прибалтики впервые в истории Российской империи было отменено крепостное право.

В 1816-1819 гг. по поручению императора государственные чиновники разрабатывали  проекты отмены крепостного права  и на коренной территории России. Один из проектов разработал Аракче- ев, который с 1816 г. стал наиболее влиятельным советником импе- ратора. По его плану государство должно было постепенно выкупать помещичьих крестьян. При этом помещики получали деньги, благо-

 

 

Реформы Александра 2

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина XIX века занимает особое место в истории  России. По значимости период можно  сравнить разве только с эпохой Петровских преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного  права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.

18 февраля 1855 г.  на российский престол вступил  37-летний Александр II. 19 февраля  1861 г. император подписал Манифест  об отмене крепостного права.  Отмена крепостного права сопровождалась  реформированием всех сторон  жизни российского общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Историическим событиям"