Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, шпаргалка
1. История в системе Теория и методология исторической науки
2. Восточные славяне. Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.
3. Феодализм в Европе.
...
21. Петровские реформы 1700 — 1725 гг. способствовали приближению русской культуры к Западу
географический открытие мореплаватель
10 Эпоха возрождения в западной европе
Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение – понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).
Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением – Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).
Свою эпоху современники
Возрождения переживали как время
перехода от «средневековой дикости, темноты
и невежества» (состояние смерти)
«к свету культуры и человечности»
(радостное и светлое
В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.
XII–XIV вв.– Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.
XIV–XV вв.– раннее Возрождение,
проявившееся сначала в
Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) – Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.
XVI в. (с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) – позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме – художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).
Кризис итальянского Возрождения
совпадает с развитием и
Русская культура 13-16 в
лияние монгольского нашествия на культуру русских земель.
Вихрь монгольского нашествия стёр
с лица земли замечательные памятники
древнерусской культуры. В огне пожаров
погибли произведения архитекторов
и художников, летописцев и ремесленников.
Многие талантливые мастера были угнаны
в ордынский плен. Некому было передать
новым поколениям копившиеся долгие годы
традиции ремесла и зодчества. Например,
в течение пятидесяти лет после монгольского
нашествия на Руси не строили каменных
зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной
резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет
перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве
и других городах на время прекратилось
летописание. Даже в Новгороде и Пскове,
до которых монголы не дошли, культурная
жизнь словно замерла.
«Погибла наша красота, богатство наше
досталось другим, дело нашего труда досталось
поганым», - горевал один из писателей
того времени.
Постепенное возрождение культуры русских
земель началось в конце XIII века. Заново
отстраивались города. В Твери, Новгороде,
Москве, а потом и в других городах снова
начали сооружать каменные здания. Возрождалось
ремесло, создавались новые летописи.
^ Русская культура не умерла в огне нашествия.
С конца XIII века началось её возрождение.
Литература XIV века.
Книги на Руси по-прежнему были рукописными.
Их переписывали как в крупных
городах – Москве, Новгороде, Твери,
так и в небольших. Менялись правила
письма и написание букв. В XIV веке
начали использовать не только принятый
ранее шрифт устав, но и полуустав.
Написание его букв было не таким
строгим, они могли иметь наклон,
буквенная строка стала менее
ровной. Сам процесс письма значительно
ускорился. Теперь писец успевал
сделать за день гораздо больше.
С конца XIV века стала распространяться
скоропись – буквы стали писать
слитно. Кроме того, скоропись допускала
сокращение слов.
Непросто было заслужить славу «доброписца»
- создание книги было непростым делом.
Часто в текст закрадывались ошибки, они
кочевали из одной рукописи в другую. Порой
переписчики прямо в книге делали вот
такие примечания:
«А если где я описался, или неверно написал,
или не дописал, читайте исправляя ради
Бога, а не проклинайте, потому что книги
ветхие, а ум молодой не дошёл».
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую
привозили из Италии и Франции. Она стоила
дешевле пергамента, на ней было удобнее
писать. Появление бумаги привело к тому,
что книг стало гораздо больше.
Одним из самых крупных писателей Руси
конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева
монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни
он провёл также в Москве и Твери. Епифаний
был одним из лучших книжных писцов своего
времени, украшал книги выразительными
миниатюрами. Он тщательно собирал сведения
о великих современниках, об особенностях
природы и жизни людей в разных русских
землях. Епифаний писал свои произведения
своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало,
как полагали тогда, об особой учёности
автора. Его перу принадлежат жития Сергия
Радонежского, Дмитрия Донского.
Епифаний не случайно обратился к именам
тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении
страны, борьбе за её свободу. После Куликовской
битвы тема героического подвига её участников
стала ведущей в русской литературе.
В Москве была написана летописная повесть
о борьбе с Мамаем. Она получила широкую
известность и вошла в состав многих летописных
сводов. Автор повести воздавал должное
личному мужеству Дмитрия Донского.
«Хочу как словом, так и делом быть впереди
всех и перед всеми сложить свою голову
за братьев и за всех христиан; тогда и
остальные, увидев это, станут с усердием
проявлять своё мужество», - говорит князь
своим сподвижникам перед битвой.
Автор летописной повести не только рассказывал
о героических подвигах, но и анализировал
причины победы над Мамаем. В его взглядах
отразилось мировоззрение жителей русских
земель того времени. По мнению автора,
победа на Куликовом поле предопределена
Божьей волей, а князем Дмитрием движет,
прежде всего, любовь к Богу и православной
церкви. Божественное начало, идеалы христианского
служения людям помогали жителям Руси
укрепить свой дух в эпоху тяжёлых испытаний,
они находили их в чистоте и святости религии.
В конце XIV века появились первые поэтические
произведения о Куликовской битве, которые
в дальнейшем составили обширный литературный
цикл – «Задонщину». Как предполагают
учёные, начало ему положила песня, сочинённая
рязанским боярином Софонием. Он был хорошо
знаком с древнерусской литературой, «Задонщина»
перекликается со «Словом о полку Игореве».
«А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы…
возлетали они под синие небеса, загремели
золотыми колокольчиками на быстром Доне,
хотят напасть на многие стаи гусиные
и лебединые. Это богатыри, русские удальцы,
хотят напасть на великие силы царя Мамая».
^ В рукописных книгах отражалась идея
борьбы Руси за свободу.
Ереси на Руси.
Основную массу книг, которые
переписывали и читали на Руси, составляла
церковная литература. Христианское
учение лежало в основе отношения
наших предков к окружающему
миру, к людям, к историческим событиям.
Поэтому каждый, кто задумывался
над тем, как устроена природа, что
является самым важным в жизни
человека, как улучшить жизнь, обращался
к религиозному учению. Но многим образованным
горожанам было недостаточно тех
ответов, что давали простые священники
или монахи. Люди видели, что среди
тех, кто служит Богу, есть и те, кто
живёт по заветам Христа, и те,
кто их нарушает. Это заставляло
некоторых прихожан сомневаться
в истинности проповедей священников.
В результате в конце XIII – начале XIV века
на Руси появились ереси – учения, не совпадавшие
с тем, что говорила церковь. Например,
в «Слове о лживых учителях» писалось
о том, что духовенство наживается на простом
народе, выслуживаясь перед государственной
властью. При этом, по мысли автора «Слова»,
церковники скрывают от народа «истинное»
слово Божье.
Еретики появлялись в самых разных городах
Руси. Но больше всего их было в Новгородской
земле. Жители вечевой республики отличались
свободомыслием, они не привыкли гнуть
спину перед князьями или знатными церковниками.
Церковь осуждала ереси, расправлялась
с теми, кто их распространял. Но учения
еретиков, тем не менее, широко распространялись
среди городского населения.
^ Еретические учения становились частью
духовной жизни народа.
Возрождение каменной архитектуры
на Руси.
Выдающиеся памятники
В XIV веке новгородцы выработали особый
архитектурный стиль, наиболее яркими
памятниками которого являются церкви
Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти
постройки не столь значительны по размерам,
как, например, Софийский собор. Простота
их форм сочетается с величественностью.
Стены украшались очень скромно, более
нарядными были главы церквей. Строители
использовали самые разные материалы:
в ход шли известняковые плиты, валуны,
кирпич. Это придавало постройкам особое
своеобразие.
Зарождение каменного строительства в
Москве относится ко времени правления
Ивана Калиты. По его приказу в связи с
переездом митрополита Петра построили
первый (потом были и другие) Успенский
собор. Князь хотел показать, что Москва
стала духовным центром русских земель.
Знаменитый Успенский собор во Владимире
словно передал эстафету своему московскому
собрату.
Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский
собор, который стал усыпальницей московских
князей. К концу XIV века Московский Кремль
был застроен множеством одноглавых белокаменных
храмов. Стал формироваться неповторимый
архитектурный облик главного города
Руси. К сожалению, постройки XIV века не
дошли до наших дней.
Наши предки стремились бережно относиться
к архитектурному наследию прошлого. При
этом они не просто изучали и в чём-то повторяли
старинные образцы. В конце XIV века было
предпринято восстановление древних сооружений
во Владимире, Переяславле-Залесском,
Ростове.
^ Самые яркие архитектурные памятники
XIV века были созданы в Новгородской и
Московской землях.
Новые темы в живописи.
В иконописи, как и в других видах
искусства, нашли отражение трагические
события, потрясшие страну. В русских
землях возникло особое почитание святого
Николая. Появилось множество
11 Иван Грозный
Иван Грозный. Начало царствования. Рано стал сиротой сын Василия III, рос в обстановке интриг, часто видел в детстве сцены казней, предательства. Все это оставило неизгладимый отпечаток на его характере. Когда ему было 13 лет, он приказал псарям расправиться со знатным боярином и того замучили до смерти. Окружающие смотрели на взрослеющего Ивана с ужасом. Очень способный человек –писатель, сочинитель церковной музыки, шахматист – с одной стороны, а с другой – властный, беспощадный, убийца. С детства он видел себя самодержавным монархом, который повелевает судьбами людей и государства. Сторонники укрепления великокняжеской власти возлагали на него надежды.
1547 год. Великого князя Ивана IV возводят в цари в Успенском соборе Московского кремля и митрополит Макарий венчает голову его «шапкой Мономаха». Это имело символическое значение – конец политической зависимости от иноземных восточных монархов.
Внутренняя политика Ивана Грозного.
Стояла важнейшая задача – совершенствование управления страной. Первоначально великий князь давал поручения, «приказывал» руководить послами, организовывать сторожевую службу, собирать налоги и т.д. Боярин для исполнения этих поручений получал помощников, так появились постоянно действующие органы управления – Приказы. Посольский приказ – связи с другими странами. Поместный приказ – распределение земель. Разрядный приказ – служебные дела дворян, и многие другие.
Отменяется система «кормлений
Реформы Избранной рады. Государственные реформы Иван Грозный проводит при поддержке приближенного круга лиц (Избранной рады). Восстание в Москве и большой пожар 1547 года – подтолкнули проведение реформ. Собирается первый в истории России – Земский собор. Представители бояр, дворян, духовенства, торговых людей, выборные от ремесленного люда и черносошных крестьян слушали резкую речь царя против боярского самовластья. В 1550 году составлен новый Судебник. По нему усиливается закрепощение крестьян (уйти можно только в Юрьев день, после уплаты помещику «пожилого» за утрату рабочих рук). Дворянам дано право суда. Положено начало созданию стрелецкого войска.
1551г. Церковный собор, по количеству глав постановления назван Стоглавом. Власти сократили льготы религиозных учреждений. Земли принимать церкви можно теперь было с разрешения властей.
В середине 50 годов завершили губную реформу: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям, передали это старостам из дворян, которые подчинялись Разбойному приказу.
Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Вводились регулярные военные смотры.
Развивалась налоговая система – вводились новые налоги: на содержание стрелецкого войска, на выкуп пленников. Росли прежние налоги – на почтовую службу, на строительство городов.
Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, способствовали его централизации. Все преобразования имели своей целью укрепление мощи государства.
Государство значительно
окрепло. Растут старые и возникают
новые города или поселения торгово-
Восточная политика. Потребности государства требовали активной внешней политики. Задача – ликвидация осколков Золотой Орды, освобождение торгового пути по Волге. Казанские ханы нападали на русские города, угоняли в плен жителей, их продавали в рабство в Крыму, в Северной Африке. С 1545 года Иван Грозный организует походы на Казань. Многие татарские феодалы переходят на службу к русскому царю. До 1550 года походы были неудачными. Казань была взята в 1552 году. Через четыре года судьбу Казани разделила Астрахань. Через год российское подданство принимает Большая Ногайская Орда. Волга с истоков до устья стала русской рекой. Башкирия признала власть русского царя к концу столетия.
Покорение Сибири. Сибирские народы и их правители с середины 16 в после падения Казани и Астрахани чаще вступают в контакты с Москвой и ставят вопрос о подданстве.
Русские торговые и промышленные
люди шли на восток за пушным зверем
и прочими богатствами.