Шпаргалка по "Историическим событиям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. История в системе Теория и методология исторической науки
2. Восточные славяне. Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.
3. Феодализм в Европе.
...
21. Петровские реформы 1700 — 1725 гг. способствовали приближению русской культуры к Западу

Файлы: 1 файл

1История в системе Теория и методология исторической науки.docx

— 122.63 Кб (Скачать)

1История в системе Теория и методология исторической науки

Давно замечено, что общественный интерес к истории усиливается  в переломные эпохи. На крутых поворотах  общественного развития, когда решаются судьбы стран и народов, особенно остро ощущается потребность  познать своё прошлое, постичь подлинный  смысл происходящего. Обращаясь  к прошлому, мы стремимся в истории  найти ответы на сложные вопросы  современной жизни. В.Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и опрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем". Мы живём в переломное время, когда встают проблемы исторического выбора. В этой связи самопознание народа с помощью истории становится залогом успешного решения задач и целей политики обновления общества. Видимо, этим и объясняется постоянный интерес к истории, проявляемый в последнее время в нашей стране. Что же такое история?

Выдающийся русский историк  В.О. Ключевский так писал об истории  как науке: "В научном языке  слово "история" употребляется  в двояком смысле:

1) как движение во времени,  процесс;

2) как познание процесса.

Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием  истории, как отдельной науки, специальной  отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или  жизнь человечества в её развитии и результатах". По мере развития общества развивалась и история  как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось  и обогащалось её содержание, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и  совокупности. Являясь социальной памятью  человечества, копилкой его социального  опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая  материал для прогнозирования будущего. В.О. Ключевский писал: "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём  живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые  не родятся, а делаются, не умирают  по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу".

Предметом изучения истории являются закономерности развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных  измерениях. Содержанием истории  вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились  в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней  и внутренней жизни страны, международных  отношений, деятельности исторических личностей.

Заметим, что главной задачей  историка является воссоздание исторической картины, адекватной прошлой реальности во всей её сложности, в борьбе страстей и эмоций. Каждая историческая эпоха  уникальна. Историк, изучая неповторимое, стремится познать общие законы развития человеческого общества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности, проследить "связь времён", ту путеводную нить, которая соединяет древние пласты истории с сегодняшним днём. К. Ясперс писал: "Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе".

Но чтобы раскрыть процесс исторического  развития, осмыслить особенности  каждого из его периодов, необходимо иметь определённую научную методику. Носителем информации о прошлом  является исторический источник.

Виды источников:

1. Письменные (знаковые);

2. Вещественные (материальные);

3. Этнографические;

4. Устное народное творчество;

5. Лингвистические.

В таком качестве могут быть представлены археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда древних  эпох), сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные приборы, утварь и т. п.); письменные источники (летописи, книги, дневники, письма, пресса и т. п.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. Основной группой являются письменные источники, которые содержат огромный материал социальной информации о прошлом. В музеях, архивах, библиотеках хранятся тщательно собираемые документальные свидетельства прошлого - важнейшая часть культуры любой страны. Именно на основе источников происходит воссоздание прошлого, его своеобразное моделирование. Причём роль инструментария для моделирования выполняют современное мировоззрение, общественные потребности. С изменением общества, его мировоззрения меняется и история. Следовательно, процесс исторического познания, в определённом смысле, бесконечен.

История выполняет несколько социально  значимых функций. Наиболее отчётливо проявляется познавательная и интеллектуально-развивающая, которая исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Следующая функция - практическо-политическая, сущность которой заключается в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества -- патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом. Вместе с тем знание истории помогает глубже разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей, их влиянии на человеческие судьбы.

История - это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени  и пространстве.

1 Место истории в системе  наук

История - это наука о прошлом  человеческого общества и его  настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных  измерениях. Содержанием истории  вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились  в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней  и внутренней общественной жизни  страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история - наука  многоотраслевая, она слагается  из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства  и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю  по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в  целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история  Азии и Африки), история отдельных  стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий  предмет исследования, изучающие  его детально и таким образом  способствующие более глубокому  пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология- изучающая системы отсчета времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; флаговедение - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камне, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение - историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным  историческим дисциплинам относятся  источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и  изучение закономерностей в развитии исторической науки.

 

2Восточные славяне. Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4 в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как Великое переселение народов. В течение 4-8 вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали  складываться союзы племен - прообразы  будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому  времени славяне упоминаются  в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые  поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым  и Балтийским морями. Их потомками  являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия  описана в «Повести временных  лет».

В 4-8 вв. восточные славяне для  защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна  и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги, дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое  родство.

Восточные славяне жили в небольших  поселках. Их дома представляли собой  полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились, по возможности, в  труднодоступных местах, обнося поселения  земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной  части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной  деятельности были: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного  продукта, и, как следствие, дало возможность  самостоятельного существования отдельных  семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс  распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников  стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная  община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а  лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных  славян были торговля и ремесло. Эти  занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах  или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к  возникновению более крупных  общностей.

Во 2-й половине 1-го тысячелетия  сформировалась русская народность, основу которой составили восточные  славяне.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

3Феодализм в Европе

 

еодальный строй в Западной Европе сложился в результате синтеза 2-х процессов: 1) распада Римского рабовладения; 2) разложения родового строя варварских племен. Феодальное общество в Западной Европе прошло в своем развитии 3 основные стадии: 1 - эпоха раннего феодализма (раннее средневековье) - с 5 по 10 века; 2 - эпоха расцвета феодализма (классическое средневековье) - с 11 по 15 века; 3 - эпоха разложения феодализма (позднее средневековье) - с 15 по 17 века. Краткая характеристика этапов. 1 этап- ранний феодализм характеризуется формированием феодального способа производства, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием городов, ремесел, денежного обращения, многоукладностью экономики, т. е. существовало несколько видов производственных отношений одновременно: - существовали рабовладельческие отношения; - патриархальные отношения (т.е. свободное общинное землевладение); - и начальные формы феодальных отношений (где поземельная и личная зависимость). Отраслевая структура. Сельское хозяйство преобладало в экономике. Главные орудия производства–легкий и тяжелый плуг, соха. Сеяли рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, стручковые. Из технических культур – лен, коноплю. В огородничестве применялись: мотыга, лопата, бороны, серпы, коса, обмолот, деревянный цеп. Зерно обрабатывали на мельницах. Развито виноградарство. Высоко развито скотоводство–коровы, свиньи, овцы и др. животные. Рабочий скот - быки, волы. Коневодство выделено в специальную отрасль. Ремесло на этом этапе ещё не отделилось от земледелия и было лишь дополнением к сельскому хозяйству и базировалось на переработке сельхозпродукции: например, гончарное, строительное, кузнечное, оружейное, по производству одежды, обуви, вина, пива, мыла, хлеба. Сельская община в 5- 6 вв. была ещё основой хозяйственной жизни. Но в конце 6 в. – начале 7в. происходит имущественное расслоение внутри сельской общины. Усиленное расслоение приводит к возникновению частной собственности на наделы общинной земли (аллоды). Постепенно мелкие аллоды превращались в крестьянские держания, при этом владелец мог распоряжаться землей по-своему усмотрению. Это создавало предпосылки для формирования крупного феодального землевладения (например, у церкви). Основная производительная сила–крестьяне свободные общинники. То есть для раннего феодализма характерно сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. В этот период происходило становление феодальных отношений и образование крупной земельной собственности путём пожалований короля служилым людям земель в феод, а с 8 века раздача земель была в виде бенефициев (т. е. на время несения службы). Феодал подчинял себе крестьян либо с помощью прямого насилия, либо когда из-за частых войн, разорявших крестьян-общинников крестьяне сами обращались за помощью к феодалам и просили покровительство у крупных земельных собственников, которые становились их господами. При этом крестьяне, попадали в личную зависимость, а лишившись земли, и в поземельную, и должны были выполнять повинности в пользу своего господина. (т.е. путём внеэкономических методам). Крестьяне попадали в зависимость также с помощью экономических методов (за долги), Так происходила феодализация. Процесс феодализации закончился к середине 11 века. 2 этап - расцвет феодализма характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений, при котором крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Такое положение вместе с натуральным характером экономики способствовало распаду раннефеодальных государственных образований и переходу к феодальной раздробленности. Благодаря усовершенствованию орудий труда, наблюдается рост производительных сил, углубляется разделение общественного труда, ремесло отделяется от земледелия. Идет расцвет ремесел, возрождение и рост городов, развитие ближней и дальней торговли, появление купеческих гильдий, развитие рыночного хозяйства. Всё это происходит на фоне усиления борьбы народных масс против феодальных порядков (крестьянские и городские восстания). Это вело к изменению форм феодальной эксплуатации, ослаблению личной зависимости крестьян, появлению свободного городского населения, изменению форм феодальных повинностей. Эти процессы коренным образом меняли облик феодального общества, способствуя ликвидации феодальной раздробленности, централизации государственной власти и образованию централизованных государств – Франции, Англии, Испании, Польши, России и др. Отраслевая структура экономики. Главная отрасль - сельское хозяйство, в которой произошел прогресс - экстенсивное расширение посевных площадей. Сохранились трехпольная и двупольная системы севооборота. Основная форма собственности и организации производства - феодальное поместье. Но если в 11–13вв.– это замкнутое натуральное хозяйство, где тесная связь господского с крестьянским хозяйством и крестьяне обрабатывают землю феодала своими орудиями и своим скотом, то в 13-14 вв. феодальные поместья втягиваются в рыночные отношения и начинается коммутация повинностей (идёт замена отработочной и натуральной ренты – денежной рентой). В ремесле совершенствование техники и технологий привели к увеличению производительности, идёт заметный прогресс в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. С 13в. строят печи до 3,5 м, с 14 в.– получают жидкий чугун, с 15в. идёт строительство домен и применение токарных станков. Наибольшее развитие получает сукноделие из-за спроса на эту продукцию. Основная форма внутренней торговли–ярмарки. Внешняя торговля ведётся на морях - Средиземном, Северном, Балтийском. 3 этап– разложение феодализма характеризуется зарождением в недрах феодального общества новых капиталистических отношений, причем в земледелии они в 16в. распространялись медленнее, чем в промышленности. Великие географические открытия приводят к расширению торговых связей, росту внутреннего и внешнего рынка, возникновению мирового рынка. В 16–17 вв. происходит развитие техники, научных знаний, что вело к росту производства. И в промышленности и в сельском хозяйстве возникают предприятия нового типа – капиталистические мануфактуры, использующие наёмный труд. В процессе первоначального накопления капитала происходила ликвидация системы поземельной и личной зависимости, феодальная собственность на землю перерастала в капиталистическую. Мануфактуры приводят к разложению феодализма, но степень интенсивности процесса разложения по странам была неодинаковой. Более быстрыми темпами развивались Голландия и Англия, во Франции феодализм господствовал до конца 18 века, а в Германии произошла консервация феодализма. Общая черта у всех стран Западной Европы состоит в том, что процесс разложения феодализма совпадает с процессом первоначального накопления капитала (в отличие от России).

Информация о работе Шпаргалка по "Историическим событиям"