Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:42, шпаргалка
Образование Древнерусского государства (VIII-XI вв.). Особенности экономического и социально-политического развития Киевской Руси.
Первые киевские князья (IХ – Х вв.) Принятие христианства
Наивысший расцвет Киевской Руси (ХI – начало ХII вв).
Святославу Игоревичу было всего три года, когда он унаследовал княжеский престол после смерти отца, великого князя Игоря Рюриковича. До совершеннолетия Святослава бразды правления страной взяла его мать, княгиня Ольга.
С малых лет Святослав сроднился с боевой жизнью. Княгиня Ольга, решив отомстить древлянам за убийство мужа, пошла на древлянскую землю и взяла с собой четырехлетнего Святослава, т.к. по древнерусской традиции поход должен возглавлять сам князь. Он первый бросил копье, хотя слаба была еще детская рука, но это была его первая боевая команда дружине.
Князь Святослав Игоревич большую часть своей жизни провел в походах. Война ради выгоды и славы была смыслом его жизни, государственные дела его не интересовали. Поэтому внутреннюю политику князь Святослав возложил на плечи княгини Ольги.
Походы князь Святослав совершал необычайно быстро, не возил с собой никаких обозов и шатров, ел и спал, как простой воин. Дружина относилась к нему с большим уважением. Святослав очень дорожил мнением дружинников и, видимо, по этой причине отказывался креститься. Душа князя-воителя не лежала к христианству с его кротостью и милосердием.
Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече.
В 964 г. Святослав решил совершить поход в Хазарию. Путь его проходил через вятичей, которые платили дань хазарам. Русский князь Святослав заставил их платить себе и продолжил поход, добравшись до Волги. Худо пришлось болгарам, жившим по Волге: поход Святослава на волжскую Болгарию закончился разорением и грабежом городов и сел.
Навстречу русским вышло большое хазарское войско с самим каганом. Хазары были совершенно разбиты (965 г.). Святослав взял их город Белую Вежу, разорил их землю. После этого он одержал победу над ясами и косогами, жителями Прикавказья.
Недолго отдыхал Святослав в Киеве после череды побед, как к нему прибыло посольство от греческого императора Никифора II Фоки просить помощь против дунайских болгар. В 967 г. киевский князь Святослав отправился на Дунай. Болгары были разбиты, множество городов было захвачено. Святославу очень понравились богатые болгарские земли, занимающие выгодное положение в соседстве с Византией, и он даже захотел перенести столицу в Переяславец.
Хазарский каганат в течение долгого времени был как бы заслоном от набега азиатских кочевников. Разгром князем Святославом хазар открыл путь новой орде, печенеги быстро заняли степную полосу.
В 968 г. печенеги, подкупленные византийским императором, воспользовались отсутствием киевского князя Святослава и окружили Киев. Княгине Ольге удалось вызвать на помощь воеводу Претича, находившегося в это время на противоположном берегу Днепра. Печенеги подумали, что сам Святослав с войском идет на выручку города, и отступили. А когда князь Святослав вернулся в Киев, он прогнал печенегов далеко в степь.
Не сиделось Святославу долго на месте, но княгиня Ольга уговорила его остаться, т.к. чувствовала, что скоро умрет.
После смерти матери в 969 г. Святослав не стал сдерживать свою ненависть к новой вере. Он убивал христиан, в т.ч. высокопоставленных лиц и родственников, уничтожил несколько храмов и церквей.
В том же году князь Святослав отправился во второй поход на Болгарию, оставив вместо себя править трех своих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На тот момент ситуация в Греции изменилась. Император Никифор II Фока был убит, троном завладел Иоанн Цимисхий.
Святослав одержал победу над болгарами и взял в плен двух сыновей царя Бориса. Новый византийский император не желал господства Святослава в Болгарии, т.к. это представляло бы опасность для Византии. Он отправил к русскому князю послов с дарами и требованием покинуть Болгарию. В ответ Святослав предложил грекам выкупить болгарские города.
Началась война с греками. В результате долгой тяжелой битвы греки завладели Переяславцем, почти все русское войско погибло. Святослав в это время находился в Доростоле, куда затем переместился бой. Греки сильно превосходили по численности и вооружены были лучше.
В течение 3 месяцев находился Святослав в осажденном городе, терпя со своим войском голод, нужду, болезни. В одном из боев он, раненный, едва спасся от плена. Греки тоже были изнурены продолжительными битвами.
Стороны заключили договор, по которому Святослав обязался выдать всех пленных греков, уйти из Болгарии и не начинать войны с Византией, а также мешать нападению на них других племен.
Пока князь Святослав воевал в Болгарии, печенеги опустошали его земли и чуть не завладели Киевом. Говорят, византийский император известил печенежского вождя о том, что Святослав возвращается с малым количеством воинов. Печенеги подстерегли киевского князя, завязалась схватка, и великий князь Святослав погиб со всеми дружинниками.
По преданию печенежский вождь Куря из черепа Святослава сделал чашу, украсил ее золотом и пил из нее на пирах.
Еще при своей жизни великий князь Святослав Игоревич, не любивший заниматься государственными делами, разделил Русскую землю на уделы и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший сын, получил Киев, а после смерти отца в 972 г. и звание великого князя; Олег стал княжить на древлянской земле, а Владимир – в Новгороде.
Недолго ладили братья. Через 3 года правления Ярополка возникла угроза единству Руси с древлянской стороны.
Как то раз на охоте князь Олег убил Люта, сына Свенельда, главного советника Ярополка. Разгневанный Свенельд подбил князя пойти войной на Олега и отобрать у него волость, он советовал киевскому князю собрать русские земли под одной властью. Ярополк послушался и начал войну с древлянами, которые уже наметили курс отделения от Киева. Ярополком была взята древлянская столица Овруч. В этой схватке (977 г.) князь Олег погиб, упав с моста в ров. Князь Ярополк не хотел смерти Олега и очень горевал по нему.
Вскоре весть о гибели Олега дошла до Новгорода. Древнерусский обычай требовал от Владимира отомстить за смерть брата. Он вместе с дядей, воеводой Добрыней отправился к варягам, чтобы собрать войско, а Ярополк в это время присоединил Новгород к своим владениям и посадил там наместника.
Но Владимир скоро вернулся с ратью и снова занял свой удел, а затем двинулся на Киев. Князь Владимир вступил в переговоры, которые от имени Ярополка вел воевода Блуд. Он сговорился с Владимиром и убедил Ярополка покинуть город, сказав, что его положение в Киеве непрочно, дружина относится к нему с недоверием.
Послушав Блуда, Ярополк покинул столицу и перебрался в город Родня, а Владимир занял Киев и осадил Родню. В Родне начался голод. Отсюда пошла по Руси поговорка: «Беда, как в Родне».
И опять рядом с Ярополком оказался Блуд со своими советами. Он рекомендовал Ярополку заключить мир с Владимиром. Слуга Ярополка Варяжко предупреждал его о заговоре и советовал бежать к печенегам, чтобы собрать там войско и отвоевать престол.
Но Ярополк по совету Блуда сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина пронзили его мечами, когда тот шел к нему мириться.
У Ярополка осталась беременная супруга, бывшая греческая монахиня, которую привез ему отец Святослав из Византийского похода. Князь Владимир взял ее себе в жены.
Ярополк во время своего княжения имел дипломатические отношения с германским императором Оттоном II. В генеалогии немецкой королевской семьи есть запись, что родственник императора, граф Куно (будущий швабский герцог Конрад) в конце 970-х годов выдал свою дочь замуж за «короля ругов». Вероятнее всего «королем Руси» являлся Ярополк, который одновременно со вступлением в брак (в то время на Руси было распространено многоженство) собирался принять и крещение.
Любовь к христианству Ярополку привила его бабка великая княгиня Ольга. И даже есть такие сведения в Никоновской летописи, что Ярополк принимал у себя послов от папы римского. Был ли крещен князь Ярополк Святославович при жизни неизвестно, но в 1044 г. его племянник, Ярослав Мудрый, раскопал могилы Ярополка и Олега, крестил их останки (несмотря на то, что такое деяние запрещено православными канонами) и перезахоронил рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.
Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князяСвятослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.
В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.
После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем иЯрополк.
Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.
Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.
До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.
Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.
Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы - представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.
Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.
Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.
Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.
По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.
Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.
Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.
В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.
В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.
После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.
Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.
У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.
Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.