Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:39, шпаргалка

Краткое описание

46. Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития.
47. На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в качественно новый этап своего интеллектуального развития.
48. Русская революция 1905-1907гг. была первой народной революцией эпохи империализма. Она была буржуазно-демократической революцией нового типа.

Файлы: 1 файл

история .docx

— 122.83 Кб (Скачать)

— партия национальной демократической  интеллигенции, “Уш-Жуз” — партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и “Шуро-и-Ис-ламия” — организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях “чистого ислама”, а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что “Шуро-и-Исламия” первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация “чистого ислама” “Шуро-и-Улема”. Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях “осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата”

Теперь о партии “Уш-Жуз”. Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность “Уш-Жуз” связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 годов.

“Алаш” стала выходить с декабря 1916 года. По содержанию она во многом продолжала традиции “Айкап”, издание которого прекратилось в 1915 году. После Февральской революции, свергнувшей самодержавие, Кольбай Тогусов вместе с членами редколлегии газеты “Алаш” публикует серию статей, бичующих преступную политику самодержавия, колониальные порядки царизма.

Ранней  весной 1917 года он сближается с лидерами “Шуро-и-Исламия”, вступает в ее ряды и по заданию Сырдарьинского областного комитета выезжает в Чимкент, Туркестан, Казалинск, выступает на митингах сторонников новой организации с горячими призывами к объединению и защите жизненных интересов коренного населения Туркестана.

В противовес “Алаш” Кольбай решает создать политическую партию социалистической ориентации. В ноябре 1917 года благодаря усилиям К. Тогу-сова и его единомышленников возникает Казахская социалистическая партия “Уш-Жуз”. Первая информация об этой партии появилась в газете “Революционная мысль” (Омск) 17 ноября 1917 года. В ней сообщалось: “Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии “Алаш”, организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию “Уш-Жуз”, цель партии — объединение тюр-ко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики. Партия выставляет свой особый список в Учредительное собрание”.

В выступлениях К. Тогусова периода ноября-декабря 1917 года превалировали суждения об “Уш-Жуз” и “Алаш” как о братских партиях. Эта же идея отражена в первых публикациях газеты “Уш-Жуз” — центрального органа партии, где казахские социалисты названы “младшим братом” либералов. Но наличие собственных кандидатов в депутаты Учредительного собрания, подталкивание противоборствующих партий к отходу от общенациональных к классовым задачам основательно скорректировали политическую линию “Уш-Жуз”. Лидер партии К. Тогусов заявляет, что “Уш-Жуз” становится партией советского типа и разделяет основные положения программы партии левых социал-революционеров.

В этих условиях К. Тогусовым стала проводится линия на противостояние и устранение партии “Алаш” с политической арены Казахстана. Она осуждалась многими активистами партии “Уш-Жуз” и даже некоторыми ее руководителями. Против него выступили председатель ЦК “Уш-Жуз” Мукан Айтпе-нов и ряд других лидеров. Кольбай Тогусов срочно собирает заседания Центрального Комитета “Уш-Жуз” и проводит единственное выгодное ему решение. М. Айтпенов был снят с поста председателя партии. ЦК “Уш-Жуз” возглавил сам К. Тогусов, а редактором центрального органа партии стал Шаймерден Альджанов.

В ходе борьбы с верхами “Алаш” К. Тогусов смог добиться лишь частичного успеха. Комитеты партии “Уш-Жуз” устранили своих соперников в Омске, Петропавловске, Акмолинске, но позиции “Алаш” в Семипалатинске оказались прочнее, чем они предполагали.

В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель [17, с. 59]. Лишившись лидеров, партия “Уш-Жуз” прекратила свое существование.

51. В преддверии революционных событий 1917 года крупнейшим восстанием, потрясшим Среднюю Азию и Казахстан, было восстание 1916 года. Оно явилось результатом обострения капиталистических отношений, выразившихся в разжигании первой мировой войны и кризиса русского царизма.  
Первая мировая война до предела обострила все противоречия в обществе, привела к резкому упадку сельскохозяйственного и промышленного производства, значительному снижению жизненного уровня населения. Материалы архивных документов свидетельствуют о значительных масштабах мобилизации мужского населения на фронт. В 1915-1916 гг. по всей стране развернулось забастовочное движение рабочих, вспыхивали волнения деревенской и аульной бедноты. Во второй половине 1916 года после обнародования царского указа от 25 июня 1916 года отдельные народные выступления переросли в антиколониальное, антифеодальное национально-освободительное восстание.  
Первые работы, посвященные восстанию 1916 года, появились в печати в середине 20-х годов ХХ века. Попытку показать свое видение основных причин восстания предпринял Т.Рыскулов. Автор в своей статье «Из истории борьбы за освобождение Востока», доказывает, что восстание 1916 г. было спровоцировано колониальной царской администрацией. В статье автор стремится показать узурпаторство и произвол политики царской администрации. В журнале «Новый Восток» 1924 года, была напечатана работа Г.И. Бройдо. Автор, поддержав мнение Т. Рыскулова, показывает, что восстание порождено подстрекательской политикой царского правительства.  
В 1926 году вышла в свет монография Т. Рыскулова, в которой дан анализ социально-экономическому положению народов Средней Азии и Казахстана накануне восстания, а так же дана характеристика ходу восстания в некоторых областях. Автор показал восстание, как массовое, направленное против политики царского правительства. Т.Рыскулов четко определил основную причину восстания – это колонизация земель местного населения и переселенческая политика царского правительства. В 30-х годах ХХ века было продолжено изучение восстания 1916 года. Большой вклад в изучении событий 1916 года внесли труды С. Брайнина, Ш. Шафиро, А. Шестакова и С. Асфендиарова. В этих работах дана оценка характеру восстания как национально-освободительного движения, сделан анализ социально-экономическим причинам восстания и рассмотрен ход восстания отдельных областей. Хотя в этих работах господствовал классовый подход в оценке происходивших событий, но в плане наличия богатейшего фактического материала они имеют большую научную значимость.  
В своей работе С. Асфендиаров рассматривал восстание 1916 года как борьбу народных масс за свободу. Характеризуя восстание 1916 года как национально-освободительное, С. Асфендиаров, к сожалению, под давлением сталинской идеологии, вынужден был придерживаться классовой оценки восстания. 
В 1937 году с началом сталинских репрессий исследовательская работа по истории национально-освободительных движений была практически свернута. Однако, несмотря на это, в этот год вышел в свет сборник документов, в котором были представлены воспоминания участников восстания о положении края накануне восстания и о ходе восстания. В 1947 г. был издан сборник документов, качественно отличающийся от работ вышедших ранее. Сборник давал полное представление о ходе событий 1916 г., и картину основных очагов восстания. В совокупности с материалами периодической печати и воспоминаниями участников восстания публикуемые документы сгруппированы по главам: движущие силы восстания, проникновение идей большевизма в повстанческую массу, ход восстания. Анализ документов подтверждает, что трудовое казахское крестьянство являлось основной движущей силой восстания. По решению объединенной научной сессии, был сделан следующий вывод: «в подавляющем большинстве районов восстание носило прогрессивный, революционный, народно-освободительный характер и было направлено … против царского самодержавия, отчасти против феодально-байских элементов. Оно возникло в обстановке начавшегося в России революционного кризиса и смыкалось с революционной борьбой русского рабочего класса и крестьянства против империалистической войны и царизма. В отдельных же районах это восстание, превращенное усилиями реакционных, феодально-клерикальных элементов в антирусское, националистическое, феодально-монархическое движение, носило реакционный характер». На сессии была высказана необходимость дальнейшего изучения источниковой базы всего региона Средней Азии и Казахстана, охваченного в 1916 году восстанием, создания фундаментальных монографических исследований, раскрывающих экономические, социальные и политические мотивы развития революционного и национально-освободительного движений. Сессия показала, что историками проделана значительная исследовательская работа по раскрытию правильной сути и характера этого движения.. Елеуов в своем труде «Народно-освободительное восстание 1916 г. показывает как пролог к восстанию реализацию царского указа о мобилизации на тыловые работы мужчин в возрасте от 18 до 43 лет. По Семипалатинской области было призвано – 85 479 человек, по другим источникам – 85 000 человек. В Акмолинской области численность призванных по указу царя составила 60 000 человек. В сравнении с другими областями Степного края, эти районы подверглись наибольшей «реквизиции» мужского населения на нужды фронта. Недовольство проводимой политикой выражалось в различных формах. Т. Елеуов подробно описал забастовочное движение рабочих 1916 г. в гг. Семипалатинске, Зайсане, Усть-Каменогорске и др. Благодаря новым материалам, он уточнил состав и численность сарбазов из различных областей в повстанческих отрядах, осветил характер основных сражений.  
В 1962 году вышел в свет труд Х.Т. Турсунова, в котором дан анализ восстанию, охватившего всю Среднюю Азию и Казахстан. Это первая работа, охватывающая такую огромную территорию. В работе содержится обстоятельный анализ социально-экономических и политических предпосылок, характера и движущих сил восстания. Разделы о самом восстании в основных областях Средней Азии и Казахстана, о его движущих силах освещены довольно полно. Автор подчеркнул, что борьба трудящихся крестьян против национально-колониального гнета царизма являлась частью общей борьбы народов России против войны и самодержавия. Далее в работе автором определяются причины поражения: «Восстание 1916 года было стихийным выступлением крестьянских масс против национального и социального гнета, что накладывало свой отпечаток на самое ядро восстания, на его отряды. При всем мужестве и стойкости, проявлявшихся повстанцами в боях с карателями, повстанческие отряды, возникавшие почти на всей обширной территории Казахстана, не были единой и целостной военной организацией. Бессознательность, неорганизованность, стихийность, которыми характеризовалась в прошлом борьба крестьянства в России и в других странах, - все эти черты в неизмеримо большей степени были присущи восстанию 1916 года в Казахстане». Но, несмотря на поражение восстания 1916 года, автор отмечает его важность и огромное историческое значение. В зарубежной историографии большинство исследователей признают истинной причиной восстания в Казахстане резко обострившуюся в начале XX века нехватку земли, связанную с экспроприацией пастбищных кочевий казахов в пользу русских крестьян-переселенцев, последовавшую массированную колонизацию, что вылилось в кровавые межэтнические эксцессы во время восстания. Помимо этого к причинам восстания относят недовольство великодержавной русификаторской антимусульманской политикой правительства, бесправное положение инородцев и т.д. Национально-освободительное движение в Казахстане и Средней Азии 1916 года ушло в прошлое, но его историческое значение до сих пор до конца не осмыслено современниками. Требуют дополнительного исследования и переоценки вопросы национального состава народного движения, его географии, судьбы участников и лидеров, военного искусства повстанцев и другие.

52. Шура-и-Ислам (араб. «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма. Возглавил организацию М. К. Абдурашидханов. Активную роль в организации играли М. Чокаев, А. В. Кори, М. Муминбаев, А. Темирбеков и др. К концу марта 1917 отделения Шура-и-Ислам возникли почти во всех городах Туркестана. 
Одним из главных политических требований организации было создание национально-религиозной автономии Туркестана в составе России. Организация выступала за сохранение частной собственности, в том числе на землю. 
16—23 апреля 1917 прошел съезд Шура-и-Ислам, на котором присутствовали делегаты 42 её отделений. Съезд принял решение о культурно-политическом самоуправлении Туркестана и выразил доверие Временному правительству. На съезде был избран «Краевой совет туркестанских мусульман». 
С момента создания организации в ней выделилось два основных крыла джадидов и улемистов. Первые выступали за проведение буржуазно-демократических реформ, вторые были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер. В июне 1917 улемисты вышли из Шура-и-Ислам и образовали свою организацию Шура-и-Улема 
Члены организации негативно встретили Октябрьскую революцию в России и Вооруженное восстание в Ташкенте в октябре 1917 года. В ответ на провозглашение в Ташкенте Туркестанской советской республики члены организации приняли участие в создании национального правительства в Коканде (См. Кокандская автономия). После разгрома правительства в Коканде, члены организации участвовали в движении басмачей против Советской власти в Туркестане. Туркестанская автономия, (официальное название: Туркестани мухтариат (Туркестанская автономия), в литературе известна также как Кокандская автономия) — непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 18 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Киргизстана, в пределах Туркестанского генерал-губернаторства. Правительство Туркестанской автономии возглавили Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай (казахи по национальности) а также полковник Чанышев (по национальности татарин). После Февральской революции, в Туркестане начинают складываться общественно-политические организации представляющие коренное мусульманское население региона Одним из первых в марте 1917 была создана "Шуро-и-Исламия" (Исламский совет) идеологически выросшее из либерального движение джадидов. Позднее от Шуро-и-Исламия откалывается "Шуро-и-Улема" (Совет духовенства), созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов). На выборах лета 1917 года кадимисты уверенно обошли джадидов. В марте 1917 года создается "Союз трудящихся мусульман", сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров. В ответ на создание в Ташкенте Совнаркома в Коканде под руководством "Шуро-и-Исламия" был созван IV Чрезвычайном краевой общемусулмьанский съезд. На съезде присутствовало около 200 делегатов. 27 ноября на съезде Туркестан был объявлен "территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой". Туркестан было решено именовать Туркестон мухториати (Туркестанская автономия). Были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать Временный Народный совет в количестве 54 человек, исполнительным - Временное правительство, состоящее из 12 человек. 
Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением - такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации» В январе 1918 в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент [3] прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Осипова К. П.. В состав карательного отряда входили также красноармейцы ташкентского гарнизона и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тыс. мирных жителей. Эта операция вместо достаточно лояльного к России Туркестанского правительства, фактически на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. [4]. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы [5] 
Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после создания. Мустафе Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент позже через Актюбинск в уральских степях присоединился к членам правительства «Алаш-Орды», и вновь включился в политическую борьбу.

53. Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры. Например, российский историк Рой Медведев считает, что жертв репрессий было значительно больше — примерно сорок миллионов человек!  
Ученые института истории продолжают изучать трагическую эпоху. В Казахстане с 1921 по 1954 год по политическим мотивам было осуждено 100000 человек, 25000 из них расстреляны...  
Закономерным результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Усилились политические преследования участников партии Алаш, высказывавших сомнения в правильности политики центра. Грубо нарушались права республики, не считались с национальными особенностями и интересами Казахов. Политика давления усилилась с Голощекиным.

Политика  Малого Октября привела к бедствиям  и массовым репрессиям 1937-1938 годах. Несогласных с «преобразованиями» под разными предлогами в 1927-29 гг. удаляли из республики — Нурмаков, Рыскулов. Сняты со своих постов нарком просвещения Садвокасов. К концу 20-х гг. подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В 1928 г. была репрессирована большая часть интеллигенции, бывшие деятели Алаш Орда - Дулатов, Жумабаев, Аймауытов. В это время начинаются поиски врагов, случайные аварии на шахтах объясняются их происками, фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. Было создано большое количество лагерей – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие.  
Репрессивная машина набирала обороты. Только в Казахстане службой НКВД было «разоблачено» 183 организаций, с общим числом «агентов» - 3720 человек. С 1920-1953 гг. было подвергнуто политическим репрессиям около 110 тыс. человек. В 1935-1938 гг. около 17% всей казахстанской партийной организации было объявлено врагами народа. Сталинская репрессивная машина оборвала жизни таких видных деятелей как: Абдурауф Фитрат, Абайдулла Ходжаев, Ашурали, Захири и многих других. Была уничтожена и национально-либеральная интеллигенция, среди них – Х.Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, М. Жумабаев, т.е. почти все деятели партии Алаш-Орда – было репрессировано 4297 человек.  
Излюбленным объектом сталинских репрессий выступали носители того или иного уклона. Ещё на Х съезде Ленин говорил, что эти уклоны не серьёзны, что их ещё можно поправить, и по сталинской системе «поправка» эта заключалась в моральном и физическом уничтожении политических оппонентов. Также репрессиям подверглись и местные партийные деятели – так называемые национал - уклонисты. Одни из них мечтали о «переходе отсталых народов» к более передовым социалистическим нациям. Среди них – Т. Рыскулов, У. Исаев, С. Сейфуллин, У. Джандосов, Т. Жургенев, А. Токжанов, А. Икрамов, Г. Артыков, А. Каримов и др. другие находились в поисках более умеренных альтернатив. Они были больше ориентированы на этническую идею с учётом реалий своих республик. Их отличало трагическое ощущение последствий силового вторжения в государства. Поэтому они выражали неприятие большевистской модели трансформации традиционного общества. В отдельные моменты они даже полностью отходили от политики, но все же были уничтожены системой.

«АЛЖИР»

Акмолинский лагерь жён изменников Родины (А. Л.Ж. И.Р.) — полушуточное народное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ (1938—1953), крупнейший советский женский лагерь, один из 3 островов «Архипелага ГУЛАГ». Существовало и второе народное название лагерного отделения — «26 точка».  
Название связано с составом заключенных, значительная часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486 как ЧСИРы — члены семей изменников Родины.  
Лагерь располагался в 26-ом поселке трудопоселний (сейчас село Малиновка, Акмолинской области Казахстана).  
В 1938 года в лагере находилось около 8 тыс. заключенных женщин, в том числе 4500 ЧСИР. Еще около 1500 ЧСИР находилось в других отделениях Карлага.  
История лагеря  
Лагерь был открыт в начале 1938 на базе 26-го посёлка трудопоселений как исправительно-трудовой лагерь «Р-17». Начиная с 10 января 1938 г. в лагерь начали приходить этапы. В течение полугода отделение переполнилось и руководство Карлага вынуждено было вначале временно распределять очередные этапы осужденных ЧСИР по другим лаготделениям, а к осени создать еще одно специальное отделение для ЧСИР — Спасское.  
С 29 декабря 1939 года официально включен в структуру Карлага как «Акмолинское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря» (до этого времени формально подчинялся непосредственно ГУЛАГу НКВД СССР).В 1953 году 17-е акмолинское лагерное отделение Карлага было закрыто.  
Условия содержания заключенных  
В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было обнесено несколькими рядами колючей проволоки, были установлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озеро заросшее камышом. Камыш служил для отапливания бараков зимой и для строительства летом.  
Условия содержания не отличались от общих в Карлаге. Существовавший первые полтора года режим «особого лагерного отделения» накладывал дополнительные ограничения на заключенных. В частности, была запрещена переписка, было запрещено получение посылок, существовал запрет на работу по специальности. Тем не менее, большинство женщин с «нужными» лагерю профессиями работали по специальности. Специалисты гуманитарного профиля (музыканты, поэты, учителя и т. д.) получившие на медицинской комиссии категорию «ТФ» были заняты на сельскохозяйственных полях и в качестве подсобных рабочих на стройке. Больные, немощные, старики и дети работали на вышивальной и швейной фабриках.

КАРЛАГ.

Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР.  
За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равнялась территории Франции.  
Лагерь располагался на территории Карагандинской области Казахстана. Протяженность территории Карлага с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км. К 1940 году освоенная площадь территории лагеря составляла 1 780 650 Га.  
Административно-хозяйственный центр лагеря находился в селе Долинское, в 45 км юго-западней Караганды.  
Всё местное население было депортировано с "совхозных" земель в 1931 году, поэтому на.  
История создания лагеря  
Главной целью организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты.  
Для осуществления этой цели требовалась решить две главные задачи:  
·                     1) найти источник рабочей силы (по возможности, максимально дешевой);  
·                     2) обеспечить условия для работы и проживания.  
В феврале-марте 1931 года начались массовые аресты крестьян по всему Поволжью, Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. Массовое заселение Центрального Казахстана и создание промышленных центров было невозможно без железнодорожного сообщения с центральными районами России. Первый этап численностью 2567 человек был отправлен для строительства железной дороги от Акмолинска до будущей Караганды. Дорога была закончена в рекордно короткие сроки и уже к маю 1931 года была запущена в эксплуатацию.  
К началу осени 1931 года план комиссии Андреева по спецпереселенцам был выполнен и 52 тысячи семей доставлены в центральный Казахстан. 17 сентября 1931 года приказом ОГПУ СССР №527/285 официально создан Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. 17 декабря 1931 года объявлены штаты Карлага.  
Началось освоение Центрального Казахстана.  
К своему закрытию лагерь уже практически не содержал заключенных по политическим статьям, и нарицательное выражение "карлаговец" стало обозначать закоренелого уголовника.  
27 июля 1959 Карагандинский исправительно-трудовой лагерь закрыт (реорганизован в УМЗ УМВД Карагандинской области)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"