Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:39, шпаргалка

Краткое описание

46. Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития.
47. На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в качественно новый этап своего интеллектуального развития.
48. Русская революция 1905-1907гг. была первой народной революцией эпохи империализма. Она была буржуазно-демократической революцией нового типа.

Файлы: 1 файл

история .docx

— 122.83 Кб (Скачать)

48. Русская революция 1905-1907гг. была первой народной революцией эпохи империализма. Она была буржуазно-демократической революцией нового типа.

При руководящей роли рабочего класса в годы революции складывался  союз рабочего класса и крестьянства, союз с другими непролетарскими  слоями трудящихся. Вместе с русским  рабочим классом в революции  приняли участия рабочие и  крестьяне многих национальных районов  страны.

Революционные события поколебали вооруженную опору царизма - армию  и флот. Так, в июле 1905 года произошло  восстание на броненосце "Потемкин"; позднее вспыхнул ряд восстаний  матросов и Солдатов в Кронштадте, Свеаборге, Владивостоке и на Черном море.

Российская буржуазия не только не возглавляла революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но и стремилась не допустить дальнейшего  развития революции.

Буржуазию не удовлетворяли сохранение его сословного неравноправия с  дворянством, а также отсутствие доступа к высшим постам в государственном  аппарате. Она хотела ликвидации сословных  ограничений, упразднение всех препятствий  развитию торговли и промышленности, совершенствовали законодательство. Но, тесно связанная с царизмом и  напуганная революцией, буржуазия готова была идти на сделку с самодержавием, была согласна только на реформы.

Революционные события начались с  так называемого "кровавого воскресенья" - 9 (22) января 1905года, когда была расстреляна  мирная демонстрация петербургских  рабочих, шедших с петицией к царю. Наибольшего подъема революция  достигла в конце 1905 года, когда была организована всеобщая политическая забастовка (в октябре) и вспыхнули вооруженные  восстания (в Москве и некоторых  других городах).

В ходе революции были созданы новые  органы политической борьбы - Советы рабочих  депутатов. Один из первых советов - Иваново-вознесенский Совет уполномоченных (весна 1905года).13 октября 1905года был создан Совет  рабочих депутатов Петербурга. В  ноябре - Совет рабочих депутатов  Москвы. Советы рабочих депутатов  возникли во многих городах - Нижнем Новгороде, Твери, Харькове, Ростове и др. Кроме  Советов рабочих депутатов возникали  Советы солдатских и матросских депутатов, Советы крестьянских депутатов.

Советы были созданы революционным  творчеством народных масс. В первое время они представляли собой  стачечные комитеты, постепенно превращавшиеся в органы политической борьбы.

Единообразия организации и  порядка выборов в Советы не было. Но тем не менее определились некоторые важные общие принципы: представительный характер Советов; демократические выборы путем тайного или открытого голосования; включения в их состав женщин; создание исполнительных комитетов (или президиумов) и комиссий; отчеты депутатов перед избирателями; замена депутатов, не оправдавших доверие, новыми; наказы избирателей; широкое привлечение рабочих к заседаниям Советов.

В процессе своей деятельности Советы противопоставляли себя как боевые политические органы революционной  борьбы рабочих правительственным  органом власти. Советы превратились в зачаточные формы народной государственной  власти. Они осуществляли меры революционно-демократического характера - создавали боевые дружины, рабочую милицию, захватывали типографии, имели свои издания, вводили фактическую свободу печати и другие демократические права (свободу слова, печати, митингов, демонстраций).

Революция 1905-1907гг. имела огромное значение не только для народов России, но и для всемирной истории. Это  была первая в истории человечества буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой был пролетариат, действовавший в союзе с крестьянством. Она оказала огромное влияние  на революционное и национально-освободительное  движение во многих странах. Так революционные  события произошли в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии. Развернулось широкое движение солидарности. Революция1905-1907гг. оказала огромное воздействие на народы Азии - Китай, Индию, страны ближнего Востока и др.

Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в  Казахстане стали нарастать революционные  настроения среди рабочих, все активнее распространявшиеся на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае.

Летом 1905 года протесты казахского населения  приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос  заявила о себе, как выразительнице интересов казахского народа, национальная интеллигенция, бесспорным лидером  которой стал Алихан Букейха-нов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Куяндинской ярмарке собрались представители казахского населения — более 14,5 тыс. человек из 31 волости и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и, прежде всего аграрного, связанного с изъятием казахских земель, а также русификацией в области духовной культуры.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую  стачку, прошедшую в октябре. Стачечные  комитеты были созданы на Успенском  руднике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября состоялись массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября — политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября — забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западносибирского полка, а 21 ноября — солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным совместным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой Русско-киргизский союз против капитала. Ее поддержали рабочие Караганды. Всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, содержавшую требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда и быта, отстранении чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из этих требований были частично удовлетворены, забастовка пошла на убыль, по истечении 12 дней ее подавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 года волнения прошли в  ряде городов и населенных пунктов, в том числе в Усть-Каменогорске, Павлодаре и др. Требования участников революционного движения становились  все более политическими. Наряду с лозунгами о повышении заработной платы и улучшении условий труда, стали раздаваться призывы о свержении самодержавия, изменении существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповеданий и равенства языков, развития образования на родном языке. Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов явилосв болвшой школой, позволявшей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение.

49. В литературе о ликвидации неграмотности в СССР и союзных республиках, в частности в монографии В. А. Куманева в разделе "Всенародная грамотность - выдающееся завоевание культурной революции", отмечается, что "в союзных республиках Средней Азии и Казахской ССР были наиболее быстрые темпы роста грамотности к 1939 г. по сравнению с 1926 годом. Так, в Казахстане число грамотных мужчин возросло в 2,6 раза, женщин в 5,3 и процент грамотности мужчин достиг 90,3% и среди женщин - 78,8%". Приводя эти показатели, Куманев оценивал как "явное преувеличение" утверждение С. Б. Баишева о том, что в республике "к началу 1940 г. грамотность среди возросшего (очевидно, "взрослого". - В. К. ) населения достигла 98%". В подтверждение своего замечания Куманев привел сведения из статистического сборника "Социалистическое строительство Казахской ССР за 20 лет" (Алма- Ата. 1940) о том, что среди мужчин процент грамотности составил 85,2%, а среди женщин - 66,3% 1 . Те же сведения использовал Р. Б. Сулейменов 2 .

Опубликованные в 1992 г. материалы  переписи знакомят с историей ее проведения, позволяют судить о степени достоверности  ее сведений. Наряду с этим сборник  содержит обширный материал не только о численности и половозрастной структуре населения республик, краев и областей, но также и  о грамотности населения по возрастам  в республиках, о численности  профессиональных кадров в различных  отраслях промышленности, сельского  хозяйства, управления и в сфере  культуры. Согласно результатам переписи 1939 г., средняя грамотность населения  СССР достигала 81,2% 3 . Это само по себе свидетельствовало о том, что "сплошная" грамотность еще не была достигнута. В Казахстане, согласно переписи 1939 г., уровень грамотности населения в возрасте от 9 лет и старше исчислялся в 76,3% 4 , то есть три четверти всего населения, при общей его численности в 6 151 102 человек. Оценка достоверности данных об общей численности населения приведена в книге "Всесоюзная перепись населения 1939 года", где величина корректировки определена на уровне в 1,9% городского и 2,9% сельского населения (в сторону уменьшения) 5 . Таким образом, в материалах переписи 1939 г. сведения об уровне грамотности населения Казахской ССР отличаются от официальных очень незначительно.

Обнаруженные нами в Российском государственном архиве экономики  подлинники таблиц о численности  неграмотных в республиках, краях  и областях содержат несколько иные данные.

По переписи 1939 года, общая численность  детей в возрасте до 9 лет составляла 1 237 774 человека, из которых 94 724 зафиксированы  как обучавшиеся 6 , то есть чис- ленность детей в возрасте до 9 лет, не охваченных обучением, составила на момент переписи 1 143 050 человек.

По населению же в целом перепись 1939 года зафиксировала в Казахстане 1 165 605 неграмотных 7 . Сложив число неграмотных с числом детей, еще не охваченных обучением, получаем 2 308 655 человек - общее количество неграмотных по республике. Отнимая ее из общей численности населения, получаем 3 842 447 человек грамотных, что составляет только 61,5%.

Из-за отсутствия точных данных о темпах всеобуча и ликвидации неграмотности  в межпереписной период, о числе пострадавших от голода, о числе и уровне грамотности мигрантов все вышеприведенные расчетные цифры являются приблизительными, но они позволяют более объективно оценить темп ликвидации неграмотности в Казахстане в 1926 - 1939 годах.

Если в области ликвидации неграмотности  достижения были не столь впечатляющими, как объявляла пропаганда тех  лет, то в сфере подготовки профессиональных кадров они действительно были. Об этом также свидетельствуют данные переписи 1939 года. В Казахстане она  зафиксировала довольно значительный рост численности казахов, занятых  в промышленности, сельском хозяйстве, сфере управления и культуры. Среди  руководителей партийных организаций, государственных, кооперативных и  общественных учреждений и предприятий  доля казахов составила 36,3%. Среди  председателей сельсоветов и  их заместителей, судей и прокуроров казахов насчитывалось 61% и 51% соответственно, в группе руководителей учебных  заведений и научно- исследовательских  институтов - 35,3%, среди председателей  колхозов - 63,9%, а среди руководителей  промартелей и промколхозов - 37,0%. В рядах культурно- политико-просветительного персонала доля казахов составила 42,1 %, среди работников искусств - 25,4%.

50. 21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: о форме государственного управления; автономии в казахских областях, земельный вопрос; о народной милиции; о земстве; просвещении; суде; религии; женский вопрос; о подготовке в учредительное собрание депутатов из казахских областей; о Всероссийском мусульманском съезде “Шуро-и-Исламия”; о казахской политической партии; о положении в Семиреченской области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демокра-тического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию “Алаш”.

Программа “Алаш” была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете “Кдзак” 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической федеративной республикой. Субъекты федерации “автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах”. Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными, а Автономия казахов — на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом; суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия “Алаш” ставила задачи: создания войск для защиты народа; социального партнерства; поддержки неимущих слоев населения;

развития  народного образования; решения  аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом  партии стала газета “Кдзак”, выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета “Сары Арка”, также издавался журнал “Абай”. Лидером партии стал А. Букейханов. В партию входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жума-баев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов. Ж. и X. Досмухамедовы и др.

14 марта 1917 года на юге Казахстана  была создана организация “Шуро-и-Исламия” (“Совет сторонников ислама”), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и др. Идеология “Шуро-и-Исламия” базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был избран М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был

С. Лапин, а среди секретарей — М. Шокай. В качестве главного вопроса  на съезде рассматривался вопрос об отношении  к Временному правительству и

об  управлении Туркестаном в сложившихся  после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство  и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической  парламентской республикой во главе  с президентом и Учредительным  собранием и предоставлением  автономии областям, в том числе  и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской  мусульманской организации —  Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией “Алаш”. Вместе с тем “Шуро-и-Исламия” 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий “Шуро-и-Исламия” на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета “Кенгаш” (“Совет”). На ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того, как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация “Шуро-и-Исламия” распалась.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"