Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Истории Беларуси.docx

— 255.35 Кб (Скачать)

— официальные названия государств при существовании общего названия «Речь Посполитая»;

  • печать с символом государства (в ВКЛ — изображение «Погони», в Польше — изображение «Орла»);
  • язык официального делопроизводства (старобелорусский — в ВКЛ, польский и латинский — в Польше).

Итогом Люблинской унии стало  создание государства — Речь Посполитая. Она по своему устройству являлась федерацией, т. е. государством, состоящим  из самостоятельных государственных  образований, объединенных на определенных условиях в единую страну. В составе  этого шляхетского многонационального государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

Итогами Люблинской унии осталась недовольна большая часть магнатов ВКЛ, которой теперь нужно было делить политическую власть с феодалами  Польши. Особенно недовольны магнаты  ВКЛ были тем, что польская шляхта получила право на земельные владения в пределах Княжества. Шляхта ВКЛ  практически потеряла подобное право  в тех районах, которые по условиям унии отошли к Польше. Антипольские настроения в ВКЛ нарастали и  вскоре приобрели практический характер.Люблинская уния положила начало так называемой полонизации — ополячиванию прежде всего шляхты ВКЛ через присоединение  ее к «польским шляхетским вольностям». Так, в 1696 г. шляхте ВКЛ, подобно польской шляхте, были даны права полного  контроля за деятельностью высших должностных  лиц Княжества, а также короля. В условиях наступления католической церкви на земли ВКЛ многие магнаты  переходили в католическую веру. Это  открывало путь к занятию ими  высших государственных постов. За магнатами потянулась остальная  шляхта ВКЛ. Через католицизм она  стала приобщаться к польской культуре и языку. В 1696 г. все официальное  делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который  приобрел статус государственного. Со временем в ВКЛ сложилась новая  общность — «народ шляхетский» —  объединение шляхты не только со своими особыми правами (привилегиями), но и с единой верой (католицизмом) и  единым языком (польским).

Однако самым мощным всплеском  государственной независимости  Великого Княжества Литовского было принятие Статута 1588 г, который, по существу, упразднял многие положения Люблинской унии. В частности, в этом законодательном  акте о Люблинской унии даже не упоминается. Согласно Статуту, Великое Княжество Литовское — самостоятельное, независимое государство со своей территорией, государственным аппаратом, армией, финансами и законодательством, в котором иногда появлялись и антипольские статьи.Таким образом, сформированная в Польше монархически-республиканская государственно-политическая система была не в состоянии объединить земли Речи Посполитой. Этого можно было достичь только централизацией наподобие московского самодержавия.

 

 

12. Реформационное движение в Зап. Европе. Идеи реформации в ВКЛ. Деятельность иезуитов. Берестейская церковная уния 1569 г. Униатство и его сущность: современная дискуссия.

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух конфессий (направлений) христианства. Православной веры придерживалось в XVI в. большинство восточнославянского  населения (белорусы, украинцы). Католическая вера постепенно распространялась на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католичество для укрепления своей  власти. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ утвердилась  религиозная толерантность —  веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять свое ведущее положение на территории Беларуси.

В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольско-католическую политику руководства Речи Посполитой возникли братства. Они представляли собой национально-религиозные организации  православного, преимущественно мещанского населения. Братства сыграли большую  роль в расширении просвещения, открытии школ и типографий. В братских школах использовались церковнославянский и  старобелорусский языки. Со второй половины XVI в. в ВКЛ активизировались иезуиты  — члены «Общества Иисуса», которые  через свои школы стремились укрепить позиции католической церкви. Иезуитские школы в Полоцке, Гродно, Менске переросли  в' коллегиумы. По сравнению с начальными школами при православных братствах  коллегиумы давали более высокий, почти  университетский, уровень образования. Шляхта стремилась получить образование  в университетах Европы, откуда в  середине XVI в. начали проникать на белорусские  земли идеи Реформации.

Реформация — широкое  общественно-политическое движение, направленное против всевластия католической церкви. Сторонники Реформации выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она была дешевой для  прихожан, за богослужение на родном языке. Они высказывали протест против церкви как крупного землевладельца, предлагали ликвидировать пышные католические богослужения (отсюда название одного из направлений внутри христианства — протестантизм). Реформаторы отрицали церковь как посредника между Богом и людьми.

В отличие от Западной Европы реформационное, движение в ВКЛ не приобрело широкой поддержки. Оно  охватило в основном его высшие круги, в первую очередь магнатов. Такие  магнатские семейства, как Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи и другие, присоединились к Реформации с политическим расчетом. В преддверии заключения Люблинской унии они выступали против объединения  ВКЛ с католической Польшей и  таким образом хотели сохранить  свою власть в Княжестве. Шляхта и  горожане, поддерживавшие Реформацию, выступали с требованиями уменьшения платы за проведение церковных обрядов.

Наиболее ярким представителем реформациопного движения в Беларуси, которого называют «отцом Реформации в ВКЛ», стал Николай Радзивилл  Черный (1515—1565 гг.). Прозвище «Черный» означало цвет его волос в отличие  от брата Николая Радзивилл а  Рыжего. Николай Радзивилл Черный занимал должность канцлера ВКЛ  и еще задолго до подписания Люблинской унии стремился укрепить позиции  шляхты ВКЛ.

Николай Радзивилл Черный содействовал основанию типографии в Несвиже. Здесь в 1562 г. церковный  катехизист (протестантский учитель) и  ученый-просветитель Сымон Будный (около 1530—1593 гг.) издал книгу «Катехизис» (символ веры). Он считал, что в отношениях между верующими и Богом не должна стоять церковь. Главным для  прихожан является вера в Бога, а  не поклонение ему в костеле. Он отрицал  общепринятое в то время представление  людей о жизни души после смерти, не признавал безгрешного зачатия  Девы Марии, от которого родился Сын  Божий — Иисус Христос.

Во второй половине XVI в. в  странах Европы началось религиозно-политическое движение против Реформации — контрреформация. Главными ее проводниками стали иезуиты. В Речи Поеполитой их деятельность при правлении Сигизмунда II Августа  не имела широкого размаха, но набрала  силу при Сигизмунде III Вазе (1587—1632 гг.). Начали закрываться протестантские типографии и начальные школы, существовавшие при сборах — протестантских общинах. Протестантов разными путями возвращали в католичество. Однако контрреформация  в ГЖЛ не приобрела таких жестоких форм, как Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1582 г. во Франции, когда  было вырезано около 20 тыс. протестантов, или сожжение еретиков (неверных) на кострах святой инквизиции (суда католической церкви).

Наступление католичества в  Речи Посполитой повлияло на заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую греко-католическую униатскую церковь. Идея унии православной и католической церквей возникла уже вскоре после разделения христианской церкви в 1054 г. Она является актуальной для христианской церкви до нынешнего  времени. Подобная уния у католиков и православных была объявлена в 1439 г. на Флорентийском соборе. Однако она не получила поддержки со стороны православного населения ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть активизировала свои действия по заключению церковной унии. В этом процессе участвовали руководители католической и православной церквей в Речи Посполитой. Первые хотели через унию еще больше укрепить свои позиции в ВКЛ, особенно на территории с православным населением. Вторые надеялись вернутьутраченные позиции, а затем на равных с католической церковью влиять на политическую жизнь государства, например, участвовать в работе сейма.В 1595 г. римский папа в Ватикане торжественно объявил унию православной и католической церквей. По ее условиям православные верующие признавали управление униатской церковью со стороны папы римского, однако сохраняли свои прежние церковные обряды. Идея унии была поддержана со стороны православной церкви. Одним из ее инициаторов и организаторов стал Ипатий Потей.

Подготовка унии продолжалась с 1590 по 1596 г. За это время было разработано  восемь вариантов текста унии. После  утверждения унии на церковном соборе 1596 г. в Бресте верховная власть Речи Посполитой стала на путь насильственного  навязывания униатства. Закрывались  православные церкви и школы. В униатских  церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского. Это  вызвало сопротивление православного  населения. Во время одного выступления  в Витебске в 1623 г. был убит униатский  архиепископ И. Кунцевич, который  жесткими мерами вводил новую веру. В результате получилось, что уния не объединяла, а разъединяла население  ВКЛ. После этого руководство  Речи Посполитой приостановило гонения  на православных, признало православную церковь и разрешило ее деятельность.

13. Войны на территории Беларуси в XVII в.(1632-1634 гг., 1654-1667 гг.): результаты и последствия. Антифеодальная война 1648-1651 гг.

Мирно сосуществовали Москва и Речь Посполитая на протяжении 14 лет. В 1632 г. между ними вновь разгорелась  борьба за Смоленск. Война длилась  два года и закончилась подписанием  Поляновского договора, который подтвердил границы между ними, установленные  в 1618 г. Определялся 20-летний срок договора, и он в основном был выдержан.

Ведя борьбу с Россией, правящие круги Речи Посполитой стремились укрепить свое влияние в приграничных с ней районах и в первую очередь в Белоруссии. В этом их активно поддерживала католическая церковь и ее ударный отряд  — орден иезуитов, получивший после  Люблинской унии в восточных районах  ВКЛ обширные земельные владения. Расширили свою сеть и другие монашеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев  и др. Они должны были содействовать  распространению католицизма среди  местного православного населения, ликвидировать оппозиционные настроения местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз демонстрировали свои симпатии к России в ходе многочисленных войн.

В насаждении католицизма  в Белоруссии был заинтересован  и Ватикан. Он давно вынашивал  планы включения в сферу своего влияния православного населения  не только Белоруссии и Украины, но и на огромных пространствах России.

Имели место и другие причины  активизации деятельности католической церкви в Белоруссии в рассматриваемый  период. Одной из них было возникновение  и развитие реформационного движения в Литве и Белоруссии. В середине XVI в. началось стремительное распространение  идей западноевропейского протестантизма, итальянского антитринитаризма, русской  ереси. Религиозными новшествами особенно увлеклись магнаты (Радзивиллы, Сапеги, Валовичи, Глебовичи и др.) — противники унии с Польшей. С помощью протестантской веры они планировали сохранить  обособленность ВКЛ, ослабить в нем  влияние католической Польши. Шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекала возможностью подорвать  могущество церкви, которая ущемляла их права. Но широкие народные массы  остались глухими к ней. Поэтому  реформационное движение здесь не получило такого размаха, как в странах  Европы.

С середине XVII в. борьба населения  Белоруссии и Украины против социального  и национально-религиозного гнета  вылилась в освободительную войну, длившуюся шесть лет. Начало ей положило восстание на Украине под предводительством  Б.Хмельницкого. Уже первые известия о победах казаков под Желтыми  Водами и Корсунем в мае 1648 г. вызвали  массовые выступления крестьян в  южных районах Белоруссии.

Для поддержки вооруженной  борьбы на территории Белоруссии Б. Хмельницкий  летом 1648 г. направил в ее южные районы казацкие отряды (загоны) под командованием  Головацкого, Гладкого, И.Голоты, А.Небабы, Хвесько, Гапалича и др. Все они  были укомплектованы в основном выходцами  из Белоруссии.

Летом 1648 г. казацко-крестьянские отряды одержали ряд побед над  шляхетским ополчением и наемными войсками ВКЛ. Около Речицы были разбиты шляхетские хоругви под командованием писаря ВКЛ Воловича, под местечком Горваль  — крупный отряд наемников  и шляхты во главе с магнатом Мирским. В руках восставших оказались  Гомель, Лоев, Чечерск, Брагин, Бобруйск, Мозырь и другие южные и юго-восточные  города и местечки Белоруссии. Их население  не оказывало сопротивления повстанцам. Только те населенные пункты, где находились крупные военные гарнизоны, держали  бой с казаками и крестьянами. Это были хорошо укрепленные города-крепости — Слуцк и Старый Быхов. которых  не удалось взять повстанцам на протяжении всей антифеодальной войны.

Успешные действия казацко-крестьянских отрядов вызвали переполох и  панику среди шляхты, католического  и униатского духовенства. Они убегали  в глубь страны, подальше от театра военных действий. Широкий размах повстанческого движения в Белоруссии благоприятно сказался на ходе военных  действий на Украине. Благодаря тому, что войска ВКЛ не смогли нанести  удар по казацким войскам с тыла, Б.Хмельницкий в сентябре 1648 г. нанес  сокрушительное поражение польской шляхте под Пилявцами. Эта победа втянула в освободительную войну  новые слои населения как на Украине, так и в Белоруссии.

Осенью 1648 г. повстанческое  движение в Белоруссии приобрело  еще более широкий размах. Этому  способствовало прибытие сюда новых  казацких загонов. Особенно интенсивно оно нарастало в центральных  и юго-западных районах Белоруссии (Минск, Слуцк, Минск, Кобрин, Повогрудок, Слоним, Брест), угрожая слиться с  выступлениями крестьян в самой  Польше. Такое развитие событий серьезно встревожило правящие круги Речи Посполитой. Они в спешном порядке  приступили к формированию новых  отрядов шляхетского ополчения, увеличивали количество наемников. Войска направлялись в юго-восточные  и западные районы Белоруссии, где  повстанческое движение приобрело  наиболее широкий размах.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"