Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".
Марксистская литература
начала проникать в Белоруссию и
Россию из стран Запада. Знакомство
с ней в Белоруссии относится
к середине 70-х годов, когда в
отдельных народнических
Во второй половине 80-х
— начале 90-х годов в Белоруссии
были организованы марксистские кружки
и группы (в Минске — З.Абрамовича,
И.Гурвича, С.Трусевича, в Гродно —
М.Демьяновича, С.Галюна и других), где
изучались работы К.Маркса и Ф.Энгельса.
Эти кружки и группы были еще малочисленными
и не связанными с рабочим движением.
Основной своей задачей они считали
подготовку из числа рабочих пропагандистских
кадров. Цикл учебы в кружках продолжался
не менее трех лет, причем на протяжении
первых двух лет изучались
Занятия в кружках носили академический характер и проводились с сохранением правил конспирации. В реальную борьбу рабочих за улучшение своего положения кружки не вмешивались. Среди пропагандистов того времени существовало мнение, что только таким путем можно через некоторое время добиться осознания рабочим классом своей исторической миссии.
Переход социал-демократов
к массовой агитации привел к расширению
и укреплению их собственных рядов.
Первой организационно и идейно оформилась
польско-литовско-белорусская
Активизация рабочего движения
в России в связи с массовой
агитацией социал-демократов, создание
на этой основе крупных общегородских
социал-демократических
ЦК Бунда обеспечил
и его проведение. Он проходил 13 марта
1898 года в доме П.В.Румянцева, железнодорожного
служащего, местного социал-демократа.
Съезд провозгласил создание Российской
социал-демократической
Но фактически партия еще не была создана. Социал-демократические организации не имели еще устава, программы, у них не было организационного и идейного единства. Тем не менее, решения съезда и «Манифест РСДРП» за короткое время стали известны на всей территории России, а это содействовало консолидации местных социал-демократических групп. Многие из них стали преобразовываться в партийные комитеты.
Основные события первой российской революции 1905—1907 гг. в Беларуси были связаны прежде всего с выступлениями рабочих в связи с событиями «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 г. в Петербурге. В этот день царскими войсками было расстреляно мирное шествие к Зимнему дворцу (резиденции царя Николая II), что означало расстрел веры рабочих «в доброго царя». Весной—летом 1905 г. в Беларуси наблюдался подъем экономических и политических забастовок в связи с празднованием дня солидарности рабочих — 1 Мая. Летом под воздействием рабочего движения усилилась борьба крестьян с помещиками. В деревне появилась новая форма борьбы — общие забастовки крестьян. Произошли также солдатские волнения в Минске и Витебске.
В октябре 1905 г. рабочие Беларуси приняли активное участие во Всероссийской политической стачке. Этими выступлениями в Беларуси руководили коалиционные советы, а в крупных центрах революционного движения в России — Советы рабочих депутатов. В коалиционные советы входили, как правило, представители РСДРП и Бунда.
18 октября в городах
Беларуси был объявлен
В Минске 18 октября 1905 г. при
потворстве местных властей был
расстрелян многолюдный народный митинг.
Это событие получило в истории
название «Курловский расстрел»
по имени тогдашнего губернатора
Минска П. Курлова. Народный митинг был
расстрелян также и в Витебске.
В ответ на «Курловский расстрел»
часть членов партии эсеров, которая
придерживалась тактики индивидуального
террора, постановила убить губернатора.
Исполнителями стали Иван Пулихов
(в прошлом студент
Формирование белорусской нации происходило в эпоху складывания буржуазных отношений, когда белорусские земли не имели собственной государственности и входили в состав Российской империи. Нация — это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны постоянное проживание на одной территории, общность хозяйственной жизни, литературный язык, общие черты культуры и психологии, в том числе национальное самосознание. Национальное самосознание — это совокупность идей, представлений, верований, в которых народ понимает себя как национальную общность и осознает исторические корни своего происхождения.
Большинство населения составляли православные, которые, признавая своим отечеством Россию, все-таки отличали себя от русских. Белорусы-католики, отделяя себя от поляков, назывались литвинами. В конце XIX — начале XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса. В некоторых местностях продолжали существовать региональные названия населения, например, «полешуки» — в Полесье. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыми» (здешними).
Общность хозяйственной жизни проявлялась в расширении торгово-экономических связей между различными регионами Беларуси и осознании жителей себя представителями единого белорусского этноса.
Литературный язык как наиважнейшее средство общения и взаимопонимания людей являлся основой развития национальной культуры и национального самосознания. Именно культура обеспечила сохранение этнической самобытности белорусского народа.
Под влиянием событий революции 1905— 1907 гг. появились десятки независимых периодических изданий. В Петербурге было создано издательское товарищество «Загляне сонца \ у наша аконца». Руководитель издательского товарищества Бронислав Эпимах-Шипило содействовал литературному становлению Я. Купаны, отредактировав его первый сборник произведений «Жалейка». По инициативе К. Каганца (К. Костровицкого) был выпущен первый белорусский букварь.
Значительным явлением стало издание братьями Иваном и Антоном Луцкевичами, Теткой легальной еженедельной газеты «Наша доля» в Вильно. Ее первый номер увидел свет 1 сентября 1906 г. Но пять из шести номеров газеты были обвинены цензурой в покушении на основы существующего общественного и государственного строя, и их распространение было запрещено. Седьмой номер уничтожен полицией прямо в типографии.
Продолжением дела «Нашай
долЬ> стало издание газеты «Наша
шва». Ее главными темами были Беларусь
и судьба белорусского народа. «Наша
шва» предназначалась для трудового
народа и прежде всего для крестьянства.
Этим объясняется умышленная упрощенность
и народная образность стиля ее материалов.На
протяжении 1906—1915 гг. на страницах
«Нашай швы» впервые увидели свет
поэмы Я. Купалы «Курган» и «Банда-роуна»,
отрывки из поэмы «Новая зямля» Я.
Коласа. В 1914— 1915 гг. редактором газеты
был Я. Купала. При редакции газеты
усилиями Ивана Луцкевича создавался
белорусский национальный музей.«Наша
шва» много внимания уделяла теоретическому
обоснованию права белорусского
народа на сохранение и развитие национального
языка и культуры. Она выступала
против мнения о том, что исторический
процесс будто бы неизбежно ведет
к слиянию меньших народов
с большими, пропагандировала идею
единства всех белорусов — и православных,
и католиков.Белорусская
В 1906 г. наблюдался спад рабочего и крестьянского движения, хотя летом 1906 г. удельный вес политических выступлений среди крестьянства превышал соответствующий показатель в 1905 г.
В декабре 1905 г. Николай II объявил
о проведении выборов в Государственную
думу, большинство в которой
В июле 1906 г. царским указом
I Дума была распущена и назначены
новые выборы. Они проходили в
конце 1906 — начале 1907 г. в условиях
спада революционной борьбы. Большинство
мест во II Думе от Беларуси получили представители
«Русского окраинного союза» (РОС).
Они были против революции и придерживались
лозунга «Россия для русских,
и русские должны управлять ею».
Своих депутатов во II Думе имели
автономисты — организация
3 июня 1907 г., когда спад
революции стал очевиден, Николай
II подписал указ о роспуске II Думы.
Был издан новый избирательный
закон, который обеспечивал
Революция 1905—1907 гг. не решила
большинства поставленных перед
нею вопросов, что привело ко второй
буржуазно-демократической