3. Расселение
славян на территории современной Беларуси.
Этнические общности раннего средневековья:
радимичи, кривичи, дреговичи.
В период VIII—IX вв. на территории
Беларуси сложилось несколько объединений
восточных славян. Кривичи-поло-чане
расселились по течению Западной
Двины. Существует литературная гипотеза,
что их название происходит от слова
«кровные», что значит «близкие по крови».
Кривичи возникли в результате славянизации
балтов — смешения пришлых славянских
с местными балтекими племенами.
Южными соседями полоцких
кривичей были дреговичи, жившие между
Припятью и Двиной. Наиболее распространено
мнение, что их название происходит
от слова «дрыгва» — заболоченная
местность, на которой они жили (в
древности 11рипятское 1 [олесье представляло
собой едва ли не сплошное огромное
болото). Соседями дреговичей были радимичи,
поселившиеся на реке Сож. Восточные
славяне постепенно осваивали территорию
Беларуси и к X в. стали основным ее
населением. Для обозначения общности
всех восточных славян историки используют
термин «древнерусская народность».
Основными хозяйственными занятиями
населения земель Беларуси в IX—XII вв.
были земледелие и животноводство,
а также домашние промыслы и ремесла.
Они относились к производящему
виду хозяйства. Такое хозяйство
характеризуется тем, что люди с
помощью созданных ими орудий
труда производили вещи (продукты
питания), которых не существовало в
готовом виде в природе. Второстепенную
роль играли охота, рыболовство, бортничество
(сбор меда лесных пчел). Эти занятия
относились к присваивающему виду хозяйства.
Развитие земледелия у
славян прошло путь от мотыжного и
подсечно-огневого к пашенному.
При подсечно-огневом, или
лесном, типе земледелия вырубали лес,
жгли пни и освобожденную от леса
землю засевали. В качестве удобрения
использовали пепел, образовавшийся после
сжигания пней. Обрабатывать землю
бороной-суковаткой, сделанной из ствола
дерева с обрубленными суками. С
переходом к пашенному типу земледелия
сначала использовали деревянную соху
с железным сошником.. Распространенными
сельскохозяйственными культурами
были рожь, просо, пшеница.
4. Основные концепции
происхождения белорусского этноса.
Современные дискуссии по данной
проблеме.
Проблема происхождения
белорусского народа очень сложная
и недостаточно изученная. Сложность
ее обусловлена тем, что она исследуется
путем анализа многих, разных по
характеру, источников — памятников
письменности, данных этнографии, археологии,
антропологии, лингвистики и др.
Глубоко изучить все эти источники,
сопоставить информацию, содержащуюся
в них, довольно сложно. К тому же
этногенез — очень богатый
по содержанию исторический процесс. Чтобы
дойти до истины, необходимо охватить
все его стороны. Есть разница
и в способах анализа фактического
материала исследователями этой
проблемы. Все это и обусловливает
существование разных взглядов на происхождение
белорусского народа. Среди них можно
выделить "финскую", "балтскую",
"кривическо-дреговичско-радимичскую",
"древнерусскую" концепции белорусского
этногенеза. В соответствии с "финской"
концепцией (И.Ласков) предками белорусского
народа были славяне и финны. В
качестве доказательства он ссылается
на то,- что некоторые названия белорусских
рек и озер, например Двина. Мордва,
Свирь. финского происхождения. Сторонники
так называемой "балтской" концепции
(В.Седов, Г.Штыхов и др.) считают, что
предками белорусов являются славяне
и балты. Они ссылаются на названия
белорусских рек и озер балтского
происхождения (Ореса. Клева, Реста
и др.), утверждают, что о балтах
как предках белорусов свидетельствуют
некоторые элементы традиционной белорусской
культуры и языка (культ ужа, женский
головной убор повойник, твердый звук
"р" и др.). Авторы "кривичско-дреговичско-радимичской"
концепции (Е.Карский. М.Довнар-Запольский.
В.Пичета и др.) считали, что основными
предками белорусского этноса являются
кривичи, дреговичи, радимичи. К числу
их аргументов относятся преемственность
материальной культуры и языковые заимствования.
Те, кто придерживается "древнерусской"
концепции происхождения белорусского
народа (Е.Корнейчик и др.), утверждают,
что предками белорусов была одна
из частей так называемой древнерусской
народности. При этом они уверены
в существовании единого древнего
государства - Руси, в которой существовали
единые древнерусские язык и культура
(например, былины).
Чтобы определить отношение
к разным концепциям, необходимо сначала
выяснить, какое место в этнической
(культурной) истории края занимают
факты, на которые опираются эти
взгляды. Являются ли названия некоторых
белорусских рек финского происхождения
доказательством того, что предками белорусов
были и финоязычные группы населения?
Можно с уверенностью сказать, что не являются.
Финоязычное население на территории
Беларуси жило в глубокой древности, в
конце каменного века, и было ассимилировано
здесь не славянами, а древними балтами,
которые расселялись в Понеманье. Подвинье
п Верхнем Поднепровье в бронзовом веке.
Финны на территории Беларуси были субстратом
(подосновой) не белорусов, а древних балтов.
Финские названия рек и озер в нашем крае
сначала были восприняты балтами, а затем
от балтов перешли в лексику славянского
населения, появившегося в Понеманье.
Подвинье и Верхнем Поднепровье после
балтов. Много спорного и в доказательствах
"бал-тской" концепции. Факты, на которые
ссылаются ее сторонники, характерны не
только для балтов и белорусов. Твердый
"р", например, кроме балтов и белорусов
присущ также языку украинцев, болгар,
чехов, словаков, на которых балты не оказывали
культурного влияния. Женский головной
убор повойник был характерен не только
для балтов и белорусов, но и для других
славянских народов, в частности украинцев,
болгар, поляков. А такое явление, как культ
ужа, было распространено еще более широко.
Оно присуще религии не только балтов
и славян, но и греков, албанцев. Названия
белорусских рек и озер бал-тского происхождения
нельзя считать доказательством балтского
субстрата (подосновы) белорусов. Они свидетельствуют
только о том, что в прошлом после финнов
на территории Беларуси жили древние балты.
В результате широкого расселения славян
на территории нашего края и смешения
их с восточными балтами образовались
не белорусы, а первичные восточнославянские
этнические общности — кривичи, дреговичи
и радимичи. Распространенный до этого
времени взгляд, что они с самого начала
были чисто славянскими этническими общностями,
а не смешанного происхождения, не имеет
основательных доказательств. Значительно
больше аргументов в пользу взгляда, что
дреговичи, кривичи и радимичи сформировались
на территории Беларуси. Часть славян
была только одной из групп предков каждой
этнической общности, а другой — часть
балтов. В сравнении с древним финоязыч-ным
и балтоязычным населением исторически
ближе к белорусам восточнославянские
этнические общности кривичей, дреговичей
и радимичей. Но и в аргументации взгляда,
что непосредственными предками белорусов
являются кривичи, дреговичи и радимичи,
есть спорные моменты. Элементы культуры
и языка белорусов (разные типы сохи —
полесская и с перекладиной,
особенности говоров
отдельных регионов — "аканье",
дифтонги уо, 1е), считающиеся составными
элементами культуры и языка
дреговичей или кривичей, возникли
позже, чем существовали кривичи,
дреговичи и радимичи, не раньше
XII в.. и распространялись на более
широкие ареалы, чем их территории.
Много схематического в представлениях
"древнерусской" концепции
происхождения белорусов. Спорной
является и мысль о том, чтобы
считать Древнюю Русь общей
колыбелью белорусской, украинской
и великорусской общностей, так
как она распалась, исчезла
раньше, чем возникли белорусский
и великорусский народы. Региональные
особенности культуры и языка
восточных славян как ранней,
так и поздней поры не соответствуют
восточнославянским этносам —
белорусам, украинцам и великорусам.
Западная часть территории восточных
славян, ставшая ареалом формирования
белорусского этноса, во время
существования Древней Руси не
выделялась в отдельную лингвистически-
и этнографическую зону. Утверждение
о том, что Древняя Русь является
колыбелью трех восточнославянских
этнических общностей, — это
упрощенный подход к сложному
историческому процессу.
Вероятно, основными предками
современных белорусов были группы
населения, жившие на современных белорусских
землях после того, как исчезли
кривичи, дреговичи и радимичи. Ими
стали прежде всего жители, которые
занимали север подвинско-днепровского
и поприпятского регионов. Первая
общность сформировалась в результате
трансформации кривичей, вятичей
и северной части радимичей, вторая
— дреговичей, древлян и южных
родимичей. Обе имели также общее
название "русины", "русские",
т.е. восточные славяне. Они отличались
от кривичей, дреговичей и радимичей
новыми чертами культуры и языка.
У жителей подвинско-днепровского
региона были распространены соха с
перекладиной, гумна прямоугольной
формы, верхняя одежда прямого покроя,
зачинальная свадебная песня (столбовая)
и др. В их речи возникло "аканье"
(произношение гласного звука "о"
не под ударением как "а"), а
также "дзеканье" (согласный звук
"д" стали произносить более
мягко).
Другой очень важной стороной
белорусского этногенеза была диффузия
(проникновение) культурных и языковых
явлений. Диффузия оказала заметное
влияние на образование белорусского
языка, в частности его фонетики.
Фонетика белорусского языка возникла
путем соединения некоторых черт
разговорного языка поприпятского
населения, с одной стороны, и
подвинского — с другой. Сначала
оно произошло в центральном
регионе понеманских и поднепровских
земель, а затем через центральный
регион расширилось дальше в южные и северные
части края. С юга (Поприпятья) на север
(Подвинье) широко распространялись твердые
"р" и "ч", а с севера на юг — мягкий
"д" ("дзеканье"), а также "аканье".
Диффузии культурных и языковых явлений
способствовали переселения как восточнославянских,
так и невосточнославянских групп, смешение
их с местными жителями и ассимиляция
восточнославянским населением западнославянского
(польского), балтского, тюркского (татарского).
Белорусский этногенез тесно связан с
политической историей края. Он происходил
как во время существования древних княжеств
— Полоцкого, Туровского и др., так и в
период создания нового государства —
Великого Княжества Литовского, Русского
и Жемойтского.
5. Полоцкое и Туровское
княжество – первые гос-ные
образования на территории Беларуси.
Полоцк впервые упоминается
в «Повести временных лет» под 862
г.Летописец отметил, что Полоцк
был основан кривичами. До последней
трети 9 в. полоцкие кривичи не зависили
ни от Киева, ни от Новгорода. Только в
860 гг варяжские князья Аскольд и
Дир осущ-ли поход на полоцк. Не исключино,
что они включили Полоцк в орбиту
влияния Киева. После того как
князь Олег сменил Аскольда и Дира,
полоцкие земли были в некоторой
завис-ти от Киева. Полоцк в нач. 10 в.
можно рассматривать как союзника
Киева. В посл. трети 10 в в Полоцке
княжил независимый от Киева и
Новгорода князь Рогволод. В 980 г
новгородский князь Владимир пришёл
с дружиной к городу, захватил и
сжёг его, Рогволод был убит, а его
дочь Рагнеда принудительно стала
женой Владимира. Так Полоцк потерял
самостоятельность и был включён
в состав Киевского гос-ва. Род
исторических полоцких князей начинается
от Изяслава(умер в 1001г). После смерти
Изяслава полоцкий престол перешёл
к Брячеславу Изяславичу, а после
– к Брячеславовому сыну. Размещённый
на важном пути «с варягов в греки»,
Полоцк начал соперничать с Киевом
и Новгородом. Полоцкие князья старались
расширить свои владения, овладеть
важными торговыми путями. В 1021 г.
Брячеслав осущ-ил поход на Новгород,
занял город и вышел с большой
добычей, однако на обратном пути был
разбит киевским князем Ярославом Мудрым.
Ярослав Мудрый заключил с Брячеславом
мирный договор и отдал ему
города Витебск и Усвят. Этим был
установлен союз м/у Полоцком и Киевом.
Новгород остался под влиянием Киева.во
второй пол. 11в. княжил Всеслав Брячеславович(1044-1101).
В 1065 он напал на Псков, а через
год захватил и ограбил Новгород.
В ответ на это сыны Яраслава Мудрого
Изяслав, Святослав и Всеволод привели
дружины в полоцкую землю и
разрушили Минск. В марте 1067 на берегах
Немиги с силами Ярославичей встретилось
войско Всеслава и произошла одна
из самых кровавых в нашей древности
битв. Всяслав потерпел поражение
в битве, но окончательно побежден не
был. Киевские князья пригласили его
на переговоры, обещав не сделать ему
никакого зла, но как только Всяслав
вместе с сыновьями переправился
через Днепр, они схватили его, отвезли
в Киев, посадили в тюрьму, где
он просидел 14 мес. Однако восставшие в
1068г. киевляне освободили Всеслава и
провозгласили его киевским князем.
Семь месяцев он полновластно управлял
киевским гос-м. когда 1069 изгнаник- великий
князь Изяслав при поддержки
польского войска пришел, чтобы возвратить
киевский пристол, Всеслав оставил
столицу и вернулся на Полотчину.
Последний поход на полоцкую землю
произошел в 1084. Владимир Мономах
собрал огромное войско и повёл его
на север. Дошли до Минска. Город
был взят и полностью разрушен.
Этим походом окончилась борьба Всеслава
с Ярославичами.эпоха Всеслава была
периодом наибольшего могущества полоцкой
земли. После смерти Всеслава Чародея,
который имел шесть сыновей, территория
Полоцкой земли начала распадаться на
уделы. Между его сыновьями та междоусобная
борьба. Отношения южнорусских князей
с Полоцком в пер. трети XII в. продолжали
оставаться очень острыми. В 1129 г. киевский
князь Мстислав вероломно захватил за
неподчинение полоцких князей с семьями
в плен и выслал в Византию - воевать против
арабов, а на полоцкий престол был посажен
наследник Владимира Мономаха. В 1132 г.
полоцкое вече выбрало своим князем Василька.
В нач. 40-х гг. XII в. вся Полоцкая земля, за
исключением Копыси и Орши, опять была
под властью местной династии наследников
Всеслава. Политическая борьба Полоцка
с Киевом фактически окончилась. Киевские
князья не делали более попыток подчинить
себе Полоцк. В 1151 г, полоцкое вече прогнало
князя Рогволода Борисовича, а княжить
в Полоцк пригласили Ростислава Глебовича
из Минска, В 1158 г, Рогволод Борисович стал
снова претендовать на полоцкий трон,
которым удалось ему завладеть. Вече
- общее собрание полочан для решения различных
вопросов. Это была первоначальная форма
городского самоуправления. . В начале
XII в. роль вече возросла настолько, что
оно активно решало вопросы войны и мира,
приглашало на престол в Полоцк князей
и нередко прогоняло их из города. Вече
контролировало деятельность князя и
осуществляло высший суд. Оно ограничивало
власть князя, но не устраняло ее. Княжеская
власть в Полоцке была значительной. Князь
возглавлял военные силы, имел при себе
дружину осуществлял суд и внутреннее
управление, мог заключить мир, раздавав
волости с городами другим князьям-вассалам.
Таким образом, в Полоцке можно констатировать
наличие двоевластия в сфере социально-политической
жизни. Вечевой строй существовал рядом
с княжеской властью. В XII в. в состав Полоцкой
земли входил ряд удельных княжеств: Полоцкое,
Витебское, Минском Заславское, Логойское
и другие, в которых власть, ограниченная
вече принадлежала представителям полоцко
-кривичской правящей династии.На юге
Беларуси на основе племенного союза дреговичей
не позже чем в IX в. образовалось княжество
с центром в Турове. Туров впервые упомиется
в летописи под 980 г. Название города летописец
связал с именем князя Тура. Подчинение
Туровского княжества Киеву произошло
в 980-х г. при Владимире Святославиче. Подчинение
Туровского княжества Киеву произошло
в 980-х г. при Владимире Святославиче, который
раздал бывшие плема ные центры своим
сыновьям - наместникам. В 988 г, в Турове
был посажен Святополк. Оставаясь князем
Туровским, Святополк после смерти Владимира
Святославича в 1015 г. занял и киевский
великокняжеский престол. Новгородский
князь Ярослав, который через четыре года
кровавой борьбы прогнал Святополка и
сам занял киевский престол. При Ярославе
Мудром Туров подчинялся непосредственно
Киеву, а потом он отдал Туров своему сыну
Изяславу, которому в 1054 г. достался и великокняжеский
киевский престол. До начала XII в. Туровской
землей владели потомки рода Изяслава.
Однако в 1113 г. в Киеве сел на трон Владимир
Мономах, который отобрал Туров у Изяславичей.И
при Мономаховичах, и, позже, при Ольговичах
Киев смотрел на Туров как на свою волость.
В 1142 г. киевский князь Всеволод Ольгович
нарушил территориальную целостность
Туровщины и раздал своякам пять туровских
городов - Брест, Драгичин, Клецк, Рогачев
и Черторийск.После смерти Ольговича,
в 1146 г. Туровский престол снова занял
сын Владимира Мономаха Вячеслав, который
вернул в состав туровской земле отнятые
ранее города.Киевский князь Изяслав Мстиславич
направил в Туров дружины, кот-е захватили
город. Вячеслав был вынужден оставить
Туров. На протяжении веков на Туровском,
как и на главном Киевском престоле, 4 раза
менялись представители различных княжеских
родов. В 1158 г. Туровский престол самостоятельнозанял
князь Юрий Ярославич – внук Святополка
Изяславича, кот-й княжил в Турове в конце
11 в. Шесть русских князей во главе с киевским
князем Изяславом осущ-ли поход на Туров.
10 недель продолжалась неудачная осада
города, после чего войско сняло осаду
и отошло. Юрий Ярославович в 1160 г. успешно
выдержал осаду Турова волынскими князьями.
В 1162 г. Киев подписал с Туровским князем
Юрием Ярославовичем соглашение о мире,
и самостоятельность Турова получило
официальное и законное признание.Во 2-й
пол. 12 в. Туровская земля делится на удельные
княжества – Туровское, Пинское, Клёцкое,
Слуцкое и др. В Турове сложилась своя
система управления городом и волостью.
Здесь активно действовало вече.
6. Характерные черты
средневековой цив-ии и Беларусь.
деление феодализма на формации: 1) становление
(5-10 вв); 2) развитый феодализм (11- 15 вв); 3)
поздний феодализм (16-18 вв). С конца
18 в начинается отсчёт капитализма.
Новейший подход к периодизации феодализма:
1) средневековье (4-5 вв – конец 15 в).
Конец 15 в. все регионы Европы перешли
к феодальному сп-бу произв-ва; 2)
позднее средневековье 15-17вв. Начинается
зарождение нач. капитала. В политике
усиливается централизация производства.
Набирает силу молодая буржуазия. Это
период начала буржуазных рев-ций. В
культуре взлёт духовной жизни. Усиливается
поток драг. Металлов из Америки( серебро,
золото). Переход от мануфактуры
к машинному произв-ву; 3) мануфактурный
период. Сер. 17- посл. Десят. 19 в. Противостояние
европейских стран друг другу.
7. Причины возникновения
и процесс формирования гос-ной
территории ВКЛ(сер. 13 в. – 50 –
70-е гг 14 в). Витовт и его княжение.
Причины образования ВКЛ:
- Внешнеполитические, связанные с географическим положением белорусских земель и необходимостью преодолеть внешнюю опасность в сер. 13 в. со стороны немецких рыцарей – крестоносцев с запада и монголо-татар с юго-востока. В этих условиях население, жившее на границе балтских и восточнославянских земель, должно было объединить свои усилия;
- Внутриполитические, связанные с необходимостью для мелких удельных княжеств преодолеть феодальную раздробленность перед внешней опасностью. Феодальная раздробленность(княжеские усобицы) в средние века была хар-на для многих стран Европы. Мелкие княжества оказались беспомощьными перед крестоносцами и монголо-татарами. Требовалось объединение княжеств в борьбе с внешним врагом;
- экономические, связанные с разделением труда, т.е. отделением ремесла от с/х и преодоления натур. хар-ра хоз-ва(когда всё, что изготовлялось в данном хоз-ве, в нем же и потреблялось). Возникновение городов как центров торговли и ремесла, развитие торговых отношение м/у ними, а также разными территориями содействовали расширению связей м/у населением, его объединению.
Определённую роль в развитии
объединительных процессов сыграл
этнический фактор( этнос – народ).
В 12-13 вв в процессе политич.
и хоз-го объед-я населения
на тер-и Б. были заложены
основы для формир-я бел. народности.
А теперь вкратце: оборона от внешних
врагов, преодоление феодальной раздробленности,
укрепление экономических связей, укрепление
феодальных порядков.
Процесс образования ВКЛ. Начался
с активизации полит. жизни в
Новогородке. В сер. 13в. быстро укрепляется
Новогородское кн-во. Этому содействовали
его отдаленность от районов борьбы
с крестоносцами и монголо-татарами,
высокий уровень развития с/х, ремесла
и торговли, заинтересованность зажиточных
слоёв населения в приращении
тер-и кн-ва за счет др. земель.