Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История Белоруссии".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Истории Беларуси.docx

— 255.35 Кб (Скачать)

1. Предмет и значение курса «История Беларуси». Методологические и теоретические аспекты. Этапы формирования исторической науки. Периодизация истории (формационный и цивилизационный подходы). Источники по истории Беларуси.

История – это наука о закономерности развития общественной жизни в конкретной форме. Сод-е истории – истор. процесс (все явл-я истор. жизни: хоз-во, экономика, политика).Существует:Эконом.; Полит.; Социал.; Гражд.; Военная; Истор. религий. Также к историческим наукам относят этнографию, археологию. Сущ-ет Всемирная, истор. континентов, отдельных стран.Вспомогательные исторические дисциплины: Палеография (рукописи, памятники), Дипломатика (договоры), Нумизматика (ордена, док. сист.), Метрология, Боговедение, Геральдика, Фрогистика, Эпиграфия, Тапальнимика, Краеведение, Источниковедение, Историография. Функции ист. наук: 1)позновательная; 2)политическая; 3) мировоззренческая; 4)воспитательная.

Методология – наука о сп-бах изучения и описания истор. прошлого.

Сущ. 2 осн. подхода позн.: -идеалистический;- материалистич. понимания.  Материалистическое против идеал-го понимания.

Принципы изучения исторических данных: пр-п историзма(все ист. факты  рассм-ся в конкретной ист. обстановке, взаимосвязи и взаимообусловленности, и рассм. в развитии.); пр-п объективности(опирается  на факты, не искажая их и не подгоняя под опр-ю схему); пр-п соц. подхода ( рассм-ние всех историч., экономич. потребностей по классам, слоям общества); принцип альтернотивности.

 Этапы формирования ист. науки:  Геродот( 490-480 г. До н.э.) – отец  истории.

Первый шаг – легенды, предания, мифы. Фукидит (460-400 г. До н.э.) – автор 400 книг.Боливий( 200-120 г. До н.э.) Сыма Цянь ( «китайский Геродот») (145-86 до н.э.)-истор. записки, кот-е повлияли на развитие Китая. 2-й шаг – эпоха средневековья (период, когда преобладают религ. взгляды)Концепцию провиденциализма развил Августин Блаженный (вся история развивается по воле Бога)«Повесть временных лет» - Нестор (12 в.) «Слово о полку Игореве» Макиавелли, Брунни, Граций, Вольтер, Руссо, Болен – эпоха возрождения. Вико Джамбаттиста утверждал, что весь историч. Процесс имел провиденциальный х-р и все нации развиваются по циклам: божественная эпоха(гос-ная); аристократич. гос-во; человеч. эпоха. Тюрго (1727-1781 гг.) утверждал, что историю движет человеч. разум, развил идею естественного права ( кажд. чел-к имеет право)Третий шаг – сер. 19 в. Начали выявлять закономерности историч. Процесса, расширились рамки, совместность с др. науками. Энгельс, Кант, Чернышевский.Формац-ный подход к изучению истории – смена одной формации другой. При таком подходе уходит многообразие жизни многих народов, и свобода людей ограничивается границами необходимости. Периодизация необходима для того, чтобы понять истор. процесс.Атрибут – описание спектра событий.

Гесеод (8-7 вв) предлож. Периодизацию: золотой; серебряный; бронзовый; железный век. В 14-16 вв европейские гуманситы (Вико) предложили др. период-ю: древний  мир; ср. века; новое время.Гегель развил идею поступательного развития. Де Шарден док-л, что чел-во явл-ся частью комоса. 3 стадии: зарождение; жизнь; ноосфера(сфера  разума).Он считал, что сущ-ет пик  вершины и его символом явл-ся Христос.В конце 20в. Серьёзному переосмыслению подверглась периодизация нового времени. Начало – вел. Геогр. Открытия, эпоха  Ренессанса. Сменилась внутренняя периодизация. В Бел. историографии слож-ся два  подхода: гос-ный; формационный.

В 40-5- -е гг. в бел. историографии  утвердилась формационная концепция  периодизации.

Сущ-ет деление Б.: древнее; средневековое; новое; новейшее(от 1917)

Хаар-ка цивил-го подхода к изучению истории. Цивилизация (от лат. Цивис  – гражданский) – ввели в сер. 18 ве. Во фран. лит-ре. Первоначально  исп-ли глаг. Цивилизовать и имели  ввиду  горожан. Постепенно стали  говорить цивилизованность. Фр. Просвет. Применяли этот термин для описания прогресса.В 19 в. утв. 2 понятия слова  «цивилизация»: унитарное, стадиальное.Одновременно с этим форм. Локально-историч. Подход к цивилизации. Данилевский в  труде «Россия и Европа» развил мысль, что чел-ва не сущ-ет как единого  целого.Освальд Шпенглер и Тойнби окончательно сформировали термин «цивилизация»Тойнби  насчитал в мире 21 цивилизацию.Цив-ция 0 большие самодостаточные общества, кот-е в процессе своей эволюции проходят стадии: возникновение, становление, расцвет, кризис, гибель. В формационном подходе изуч-ся то, что объединяет людей: культура, обычаи, политика. При  сущ-нии 2-х подходов разумно в  кач-ве совр. Идеолог. Основы испол-ть как  формационный, так и цивил. Они  сходятся в том, что история –  это органическое соединение систем.

Цивил. подход.Человек – биосоциальное  сущ-во.Ст-ра мировых цив-ций:общественное созноние, духовный мир,;соц.-полит. Отнош., государственные;экономич. Сп-б произ-во, воспроиз-во, форма собств, обмен и эконом упр-е;технологический сп-б произ-ва, ср-ва труда, предметы труда, технологии, организация произ-ва;человек, семья, народонас, потребности, способности, знания, навыки, интересы, воля, желание.Цивилизация- есть некая целостность эконом-ой, полит-ой, соц-ой и духовной сфер жизни общества в опред-ых прстр-ных и временных границах.Источники по истории Б.: археологические, этнограф., лингвистические, устные(фольклор), письмен(законадательные акты, хроники, мемуары, публицистика, лит. Произ-я) для нашего региона «Русская правда», «Лаврентьевская ведомость»

Историография ист. Бел. первые историки – профессора Виленского универа Бобовский, Ярошевич. Братья Тышкевичи, Немцевич, Шпилевский, Конданович. Жданович и Коковский. Публицисты, историки оба стояли на позиции «западнорусизма» - теория основанная на тезисе «западная ветвь русских».Предмет истории помогает объяснять закономерности и тенденции исторических процессов.так как человечество многомерно, то и изучение также многомерно. История изучает разные виды в разных сферах истории права, госуд-ва, истор. мир. Когда дали появление идеи уникальности каждого народа, тогда возникли арабская и славянская цив-ции. Вторая пол. 80-х гг 18 в. в качестве программного лозунга высказались многие историографы, Довнар-Запольский опубликовал цикл статей «Белорусское прошлое». В 1926 написал, а в1996 только было издано; Ластовский «Короткая ист. Бел.»; Игнатовский подготовил короткий «Нарыс гістрорыі Бел.»; Язэп Карский доказал самобытность бел. народа, издал трехтомник бел. карт. 20-е гг 20 в. очень активно работал целый ряд учёных: Печётов, Цвикевич, Горецкий, Станкевич, Живунович. 30-е гг. страница репрессий. Обезгауз, Бич, Болбас, Загорульский, Игнатенко, Каменская, Копыльский, Кравченко, Петриков, Самбук, Ребцевич, Шабунин. 90-е гг 20 в. методологическая рев-ция. Отказались от коммунистической идеологии. Гл. дискуссионные проблемы: 1) информационная цив-ия; 2) методологическая рев-ция ( методология – наука о сп-бах изучения и описания истор. прошлого); 3) отношение к общественной теории; 4) возможные пути перехода к новой методологии. Три методологических напр-я среди бел. учёных: 1) те, кто продолжае ориентироваться на теор. Диалектику (первоосновные факты, напр-е эссенциализма,от лат. Эссенцио – сущность)Крутылевич, Коршун, Новик, Козлянов, Романовский(история меньшевизма, еврейский вопрос). Платонов, Полуян, Черепица и мн.др. Их работы опираются на глуб. анализ фактов, аргументированность(диалетический подход); 2) флюролистическая методология. Стремление к синтезу, многофактовость, интерпретация, взаимодействие, связь с истор. опытом и соц. практикой. Рудович, Семенчик, Бригадин; 3) Лыч, Сидорович, Титова, Цыганович, Соколович, Ермолович,

 

 

2. Древнейшее и древнее население белорусских земель (доиндоевропейский и индоевропейский периоды этнической истории).

Первые попытки проникновения  первобытного человека на территорию Беларуси датируются периодом примерно 35 тыс. лет назад. Людей того времени  называют кроманьонцами (останки такого типа человека нашли в пещере Кро-Ма-ньон во Франции). Они по внешнему виду были очень похожи на современных. Люди тогда  жили в условиях очень холодного  климата, который был обусловлен нахождением на территории Беларуси ледника. Заселение Беларуси началось с ее южных районов. Самые древние  поселения людей (стоянки) найдены  археологами на берегах рек Припяти  и Сожа возле д. Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали приблизительно 26—23 тыс. лет назад. Здесь найдены остатки жилищ, кострищ, орудия труда из кремня, а  также кости и черепа мамонтов. Это подтверждает мнение ученых о  мамонте как об одном из основных животных, на которого охотились древние  люди.

В то время вся территория была почти безлесной, поэтому для  строительства жилья люди использовали крупные кости мамонтов. В центре жилья находился костер, обложенный камнями. Сверху жилье накрывалось  шкурами животных и напоминало шалаш, углубленный в землю.

История первобытного общества на территории Беларуси разделяется  учеными натри периода (в зависимости  от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Границы этих периодов определяются только примерно, по данным археологических  раскопок. Поэтому такая периодизация называется археологической. Также  существует общеисторическая периодизация. При ней за основу берутся общности (объединения, коллективы) первобытных  людей.

Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, длился с  момента появления здесь древних  людей и закончился приблизительно 3 тыс. лет до н. э. Наиболее важными  достижениями людей каменного века были освоение огня, а также изобретение  остроконечных рубящих, режущих  и колющих инструментов. В этот период произошло несколько наступлений ледника. На той территории, которая оказывалась свободной от ледяного покрытия, занятиями людей были следующие: собирательство корней, клубней (для этого использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота (на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных остроконечников, ножей, топоров, пик(копий));рыболовство (использовались удочки, костяные гарпуны, сети, крючки). Древний человек научился также добывать мед диких пчел в дуплах деревьев. Позже он стал ухаживать за дикими пчелами и собирать мед. Это занятие получило название бортничество (от слова «борть» — улей в дупле).

Особенностью занятий  людей каменного века было то, что  человек брал от природы все в  готовом виде. Такой вид хозяйства  называют присваивающим.

После отхода последнего ледника (приблизительно 13— 11 тыс. лет до н. э.) произошло потепление. Территория Беларуси постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была заселена более  мелкими лесными зверями (мамонты  и другие крупные животные исчезли). Первобытные люди стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком  животное. Люди переходили к оседлой  жизни. Они изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, просверленные и шлифованные  каменные топоры, каменную зернотерку, использовали при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Начиная примерное  периода 5 тыс. лет до н. э. зарождаются  гончарство и ткачество. Люди научились  изготавливать остродонную глиняную посуду, которая втыкалась в земляной пол жилья (или в центр костра), потому что в то время еще не знали, что такое стол. Гончары  при изготовлении посуды сначала  вытягивали глиняную ленту, а потом  вылепливали ее в виде спирали, заглаживали, наносили орнамент и обжигали горшок. Ткачество развивалось, по мнению ученых, с учетом опыта плетения рыболовных сетей.

Основным материалом для  изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м. Такие шахты  были найдены в Беларуси около  поселка Красносельский Волковысского  района.

Первой известной общностью (объединением, коллективом) людей стало  первобытное человеческое стадо (пра-община). Возможно, что кроманьонцы жили уже  родовыми общинами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе  с избранным старейшиной. Многие историки считают, что родство первоначально  велось по материнской линии, потому чтоженщина в тот период играла главную роль в жизни общины (этот порядок жизни называют матриархатом).

Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе III и II тысячелетий  до и. э. и продолжался приблизительно до начала I тысячелетия до н. э. В  это время появляются изделия  из меди и бронзы. Они привозились  в основном с Кавказа. В Беларуси не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Медные и бронзовые орудия труда были более совершенными в сравнении  с каменными.

Люди начали приручать  диких животных, а потом перешли  к их разведению. Таким образом, примерно 2,5— 1,8 тыс. лет до н. э. происходит переход  от охоты к животноводству. Собирательство женщинами семян диких растений постепенно привело Земледелию —  обработке земли с целью выращивания  растений. Сначала земледелие было мотыжным (основным орудием труда  служила мотыга), а потом —  подсечно-огневым, или лесным. Древние  люди вырубали топорами лес, корчевали  и жгли пни, пепел использовали в  качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Для хранения зерна и других продуктов  стала использоваться плоскодонная глиняная посуда. Развивались прядение и ткачество. Переход от присвоения человеком даров природы к  производству продуктов имел огромное значение. В исторической науке это  событие называется неолитической  революцией (неолит — новый каменный век; каменный век разделяется археологами  еще на палеолит — древний каменный век и мезолит — средний  каменный век). Переход от охоты и  собирательства к животноводству и  земледелию означал переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Животноводство и подсечно-огневое  земледелие в бронзовом веке стали  основными занятиями мужчин. Роль мужского труда постепенно возрастает. В результате этого на смену материнскому роду (матриархату) приходит отцовский  род (патриархат).

В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно начинают проникать  индоевропейцы. Это многочисленные племена животноводов-кочевников, которые  жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Индоевропейцев иногда называют арийцами (арии — племена, которые  расселились на территории Ирана  и достигли Индии). Индоевропейцы  вели кочевой образ жизни. Считают, что они стали изобретателями колеса из сплошного куска дерева. Колесный транспорт дал возможность  индоевропейцам расселиться на просторах  Европы. В результате их смешения с местными племенами возникли три больших народа — германцы, славяне и балты. Балтские племена, которые были предками современных литовцев и латышей, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

Железный век на территории Беларуси начался приблизительно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называют «болотной», потому что находили по бурому цвету  на болоте или на лугу поддерном. Из руды в сыродутных домницах (печах, сделанных из глины) выплавляли пористую массу — кричное железо. Дальнейшее развитие получило земледелие. Оно  стало пашенным. Использовалось деревянное рало — соха с железным сошником (наконечником).

Развитие орудий труда  в процессе перехода от собирательства к земледелию Совершенствование  орудий труда постепенно привело  к появлению излишков продуктов  у отдельных семей, членов совета старейшин. Так возникло имущественное  неравенство среди людей. Происходит разделение на богатых и бедных. Между ними начинаются столкновения. Для защиты люди стали строить  укрепленные поселения — городища. Родовые общины постепенно объединяются в племена.Невозможность объяснить  природные явления (молнию, гром и  др.) породила веру людей в существование  сверхъестественных сил. Человек верил  в существование души, способной  жить отдельно от тела и даже после  смерти. Такие верования называют анимизмом (от латинского апшта —душа). Вера человека в духов, которые могли  вселяться в отдельные неодушевленные предметы, получила название фетишизма. Считалось, что фетиш (идол, амулет) может защитить его владельца. Каждый род имел свое священное животное — тотем. Вера в сверхъестественную связь между людьми рода и каким-нибудь животным или растением называется тотемизмом. Анимизм, фетишизм, тотемизм были наиболее ранними проявлениями религии — веры человека в нечто  сверхъестественное. С появлением земледелия и животноводства зародились новые  верования людей. Они начали обожествлять солнце, небо, дождь. Древние люди, верившие в существование загробной жизни, оставили после себя курганы —  песчаные насыпи на месте погребения умерших родственников. До нас дошли  мифы — рассказы о курганах-волотовках, в которых захоронены богатыри (великаны).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"