Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:17, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".
Юрию Владимировичу пришлось демонстрировать жесткость по отношению к поли-тике Запада в отношении СССР. Он действовал по принципу: око за око. На каждый американский “Першинг”, установленный в ФРГ и Бельгии, Советский Союз отвечал аналогичной ракетой на территории ГДР, Польши, Венгрии.
Началась борьба с коррупцией в МВД, на транспорте, в партийном и государственном аппарате. Чистка кадров обещала принять масштабный характер.
Не прибегая к громким фразам, Андропов применил в сельском хозяйстве практику хозрасчета, то есть принцип рыночной экономики. Мало кто помнит, что одно лишь повышение цен на закупки сельхозпродукции с 1 января 1983 г. обеспечило прирост производства в аграрном секторе на 5 %.
Менялась практика взаимоотношений в “верхах”, на номенклатурные данные уже не смотрели как на что - то священное. Оценку человеку стали давать по его делам. Прагма-тик Андропов действовал медленно, но целенаправленно. Однако отпущенный ему историей лимит времени оказался чересчур мал.
Историк не вправе делать выводы о том, как могли бы развиваться события, если бы врачи смогли спасти Андропова. То, что целостность страны была бы сохранена - несомненно. Юрий Владимирович не допустил бы падения Берлинской стены, развала Варшавского договора. Реформы всех структур общества и государства при нем, скорее всего, пошли бы по той схеме, как это имеет место в Китае. Но в случае с Андроповым медицина оказалась бессильна.
48. Перестройка, Советский Союз в 1985-1991 гг. Распад СССР.
Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.
Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.
Можно предложить сл. периодизацию перестройки: 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.
Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.
Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.
Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.
В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.
Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.
На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.
В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.
В19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.
В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.
49. Формирование новой российской государственности. Конституция 1993 года. «Ельциновское десятилетие»
С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.
Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.
Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п.
Около года проработало это прав-во. Страну удалось повернуть в сторону рынка, но какой ценой. Напряж. борьба в пол-ке переплеталась с борьбой за выбор экон. курса преобразований. Для успешного развития реформ, необх. б. выработать научно обоснов. концепцию развития, но времени для этого не было. Руководство вынуждено б. составлять ее в спешке, допуская при этом ошибки. Реформа стала проводиться без поддержки масс, что осложнило ее проведение. Нужны б. хорошо подготовленные реформистские кадры. Отсюда частые смены руководства страны. Измен-я в составе Прав-ва РФ иногда прин.и затяжной характер и приводили к негат. экон. последствиям. Так произошло при очередной смене прав-ва 23 марта 1998 г., когда впервые оно было отправлено в отставку в полном составе во главе с председателем В. С. Черномырдиным. В апреле 1998 г. новым председателем Прав-ва б. избран молодой реформатор С. В. Кириенко. Это прав-во работало недолго. 25 августа 1998г. указом президента оно было отправлено в отставку. Это было вызвано решением правительства о замораживании ГКО (одновременном дефолте) и девальвации. Это привел к катастрофическим последствиям. За месяц экономика была отброшена на уровень начала 90-х гг. некоторое время была парализована вся фин. система России. Экон. кризис усугубился и полит. кризисом, кот. б. связан с созданием нового прав-ва РФ. Премьер-министром б. избран Е. М. Примаков, человек, кот. в сентябре 1998 г. поддержали практ. все фракции в Гос. Думе. Началось формирование нового кабинета. Но самые серьезные последствия осеннего кризиса 1998 г., заключающиеся в отторжении власти от людей, в потере руководством страны доверия народа, преодолены будут еще не скоро.
Процесс трансформации экон. сис-мы оказ. куда более мучительным, долгим и сложным, чем предст. ранее. Механизмы рынка нах. на примитивном уровне, фин. сектор по международным стандартам еще слаб, пром-ть и с/х переживают многолетний спад. Это происходит из-за неблагопр. обст-в, как внеш., так и внутр. характера. Прежде всего для успешного проведения реформ России не хватает ср-в. Небывалый экон. кризис привел к многократному сниж. доходов федерального прав-ва. Гос. бюджет составил в 1997 г. около 80 млрд. долл. В рез-те не б. вып. даже уменьшенный план расходов гос-ва. Российское прав-во живет в долг: в 1995-1997 гг. размеры гос. внутр.о долга выросли с 14,7 до 25, 4 % ВВП. Заметно сокр. налогооблагаемая база, т.к. продолж. спад промышл. произв-ва.
Бюджетный дефицит растет. А это озн. поиск новых средств за рубежом. Усиливается завис-ть России от внеш. кредиторов. Россия унаслед. от СССР около 70 млрд. долл. внешнего долга, с тех пор он удвоился. Только в 1995-1996 гг. внеш. долг увел. на 12 млрд. долл. Одной рукой прав-во платит по новым счетам, др. - набирает все новые и новые кредиты.
После распада социалистической системы России практ. заново приходиться интегрироваться в мир. экономику. И это происх. в усл., когда конкурентоспособность российской экономики крайне низка. Внеш. торговля России напоминает слаборазвитые страны: в экспорте доминируют нефть и газ, др. полезные ископаемые. Возможности у России еще есть – в авиации, спецметаллургии, машиностроении, энергетике, биотехнологии и в др. сферах.
Научно-техн. развитие страны стремительно идет на убыль.
• снижение инфляции и валютный “коридор” привели не к распр-ю зоны действия рубля, а к ее сокращ.
• Жесткая налоговая пол-ка и в отн-и мелких и ср. предпринимателей, и в отн-и граждан, привела к обратному рез-ту: налоги стали собир. еще хуже.
• Низкая инфляция д. была сокр. цены на предоставление кредитов и займов, но ничего подобного не произ.
• Прав-во попыталось оживить пром. произ-во путем выработки стратегич. направления, проведения конкурса проектов, в дальнейшем привлечении средств гос-ва и иностр. инвесторов. Но не нашлось необх. средств, и программа промышл. пол-ки так и не была утв. К концу 20 века Россия оказ. в сложном пол-и. Но еще не все потеряно. У России еще есть шанс выбраться из затянувшегося кризиса.
В стране продолжается реформирование полит. системы. Дальнейшие изменения в полит. жизни идут в направлении утв. государственности.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция. Она закрепила перемены, произошедшие в стране. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Новый закон ограничил полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов. Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года.
Выборы в стране стали постоянным явлением.
50. Эпоха В.В. Путина-время, когда он последовательно миновал несколько этапов своего становления в качестве общенационального и мирового политика. Первый этап - премьерский, второй - исполняющего обязанности президента, третий – второй год президентства. Идет четвертый этап - время доказательства политической зрелости.
На первом этапе было начато решение самого больного вопроса - ликвидация сепаратистского очага на территории Чеченской республики. За эти годы успех здесь несомненен, несмотря на массу существующих сложностей . Отметим самое важное: