Вопросы для подготовки
к экзамену по Отечественной истории.
Образование древнерусского
государства в конце IX— начале XII вв. Норманская теория.
Существуют две основные гипотезы
образования Древнерусского государства.
Согласно норманской теории, опирающейся
на Повесть временных лет XII века и многочисленные
западноевропейские и византийские источники,
оно было создано извне варягами — братьями
Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году
или же родственником Рюрика Олегом, захватившим
Киев в 882 году.[23][24] В то же время некоторые
представители норманизма, такие как Василий
Ключевский, называют первоначальной
формой Русского государства киевское
варяжское княжество Аскольда и Дира,
которое стало центром консолидации восточнославянских
племён и княжеств в единое государство,
а не Новгородское княжество Рюрика, которое
они называют местным и кратковременным
варяжским княжеством.
Антинорманнская теория основывается
на концепции невозможности привнесения
государственности извне, на идее возникновения
государства как этапа внутреннего развития
общества. Основоположником этой теории
в русской историографии считался Михаил
Ломоносов. Кроме того, существуют различные
точки зрения на происхождение самих варягов.
Учёные, относимые к норманистам, считали
их скандинавами (обычно шведами), часть
антинорманистов, начиная с Ломоносова,
предлагает их происхождение из западнославянских
земель. Существуют и промежуточные версии
локализации — в Финляндии, Пруссии, другой
части Прибалтики. Проблема этнической
принадлежности варягов независима от
вопроса возникновения государственности.
Принятие Русью христианства:
причины и значение этого события.
Принято считать, что христианство
становится государственной религией
Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию
русских земель нельзя свести к единовременному
акту, она продолжалась длительное время,
сведения о ней порой принимают мифологическую
окраску. Существует легенда о том, что
христианство на русские земли принес
апостол Андрей, который якобы на пути
из Константинополя в Рим доехал по Днепру
до Киева и Новгорода. Исследователи считают,
что эта легенда появилась уже в XII в. для
подтверждения идеи о раннем появлении
христианства на Руси.
Другая легенда повествует
о том, что Владимир посылал гонцов в разные
страны для того, чтобы они ознакомились
с существующими там религиями. Выслушав
рассказы послов, Владимир склонился к
принятию православия.
В действительности христианизация
происходила на протяжении нескольких
столетий и была обусловлена прежде всего
политическими причинами. Христианами
становились киевские купцы, торговавшие
с Византией, воины, посещавшие христианские
страны. Христианство приняли киевские
князья Аскольд и Ольга.
Год крещения Руси
Акт крещения в Киеве и Новгороде,
совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал
собой принятие христианства целым народом.
Этот процесс растянулся на столетия.
Князь с дружиной крестился
в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено
бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого
царя Василия III.
Последствия крещения
Руси
В течение XI в. в разных концах
Киевской Руси возникали очаги сопротивления
христианизации. Они имели не столько
религиозный, сколько социальный и политический
смысл; были направлены против угнетения
и распространения власти киевского князя.
Во главе народных возмущений, как правило,
стояли волхвы.
После принятия христианства,
уже при Ярославе Мудром, в Киеве была
создана митрополия во главе с присланным
греком-митрополитом. Митрополия делилась
на епархии во главе с епископами — в основном
греками. До татаро-монгольского нашествия
Русская православная церковь насчитывала
16 епархий.
Благодаря материальной поддержке
князей строятся церкви. В 1037 году был
заложен собор св. Софии — главный соборный
храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского.
В 1050 году строится одноименный собор
в Новгороде.
С конца 30-х гг. XIII в. русские
земли оказались порабощенными татаро-монгольскими
завоевателями. Церковь характеризовала
это бедствие как наказание за грехи, за
недостаточность религиозного рвения
и призывала к обновлению. К моменту нашествия
на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный
полидемонизм. Они относились к служителям
православной церкви как к людям, связанным
с демонами, которые могут навести на них
порчу. Эту опасность, по их мнению, можно
было предотвратить или обезвредить хорошим
обращением со служителями православия.
Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли
ислам, это отношение не изменилось.
Феодальная раздробленность
Киевской Руси: причины и последствия.
Феодальная раздробленность
русских земель (XIII–XV вв.) – естественная
стадия развития феодализма, период быстрого
роста местных политических центров и
различных частей страны.
Основные причины феодальной
раздробленности: 1) господство натурального
хозяйства при одновременной неразвитости
хозяйственных связей; 2) возникновение
крупного феодального землевладения в
виде боярской вотчины; 3) усиление политического
влияния боярства, его стремление к независимости
от Киева; 4) ослабление военного и политического
могущества центральной власти, вызванное
борьбой князей за Киев; 5) развитие городов
на Руси как местных центров хозяйственной
(торговой, ремесленной) и политической
жизни.
Распад Киевской Руси внешне
выглядел как раздел земель среди потомков
Ярослава Мудрого.
Крупнейшими землями времени
феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское
княжество, Галицко-Волынское княжество
и Новгородская республика.
Владимиро-Суздальское княжество
располагалось на северо-востоке Руси,
в междуречье Оки и Волги. Природа и климат
благоприятствовали развитию земледелия,
и скотоводства. Главные города княжества
– Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами
ремесла и торговли. Быстро росли княжеское
и боярское землевладения.
Галицко-Волынское княжество
находилось на юго-западе от Киева с богатыми
землями и развитой торговлей. Крупнейшие
города – Владимир Волынский, Галич, Холм,
Берестье – славились как ремесленные
центры. В отличие от северо-востока, на
юго-западе Руси рано сложилось крупное
боярское землевладение.
Новгородская земля располагалась
на севере и северо-западе Руси. Центром
этого государства был Новгород, второй
по величине город Руси после Киева. Расположенный
на пересечении торговых путей, Новгород
стал крупнейшим центром торговли с югом,
востоком и особенно с западом.
В Новгородской земле сложился
отличающийся от других русских земель
политический строй. С 1136 г., когда восстание
новгородцев закончилось изгнанием князя,
Новгород пользовался правом самостоятельно
выбирать себе князя из любого княжеского
рода. Князь и его войско приглашались
в случае необходимости защищать границы
и вести войны, но он не мог вмешиваться
во внутренние отношения. Главой города-государства
был епископ (позднее – архиепископ), высший
церковный судья, хранитель городской
казны. Исполнительная власть принадлежала
посаднику, а воеводой новгородского ополчения
был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно
избирались из числа новгородских бояр
на общем собрании горожан – вече.
Последствия феодальной раздробленности
были различны. Положительные: 1) трудности
жизни на юге заставляли людей уходить
на север и восток страны, заселяя и осваивая
эти прежде неразвитые окраины древней
Руси. 2) каждый князь, получив в постоянное
владение часть русских земель, стремится
к их благоустройству – строит новые города,
поощряет развитие земледелия, ремесла,
торговли; 3) в русских княжествах складывается
система вассалитета, когда мелкие землевладельцы
находятся на положении подданных и слуг,
а не родственников и соправителей князя;
4) наблюдается активность общественной
жизни. Отрицательные: 1) разорение населения
из-за бесконечных княжеских межусобиц;
2) возрастание внешней опасности, возможность
полного порабощения русских земель иноземными
захватчиками.
Экспансия в северную
и северо-западную Русь. Александр Невский
как полководец и
политик.
В 13 веке Русь оказалась в раздробленном
состоянии. Отсутствие единства привело
к тому, что страна стала лакомым кусочком
для других государств, желавших завоевать
новые территории. Вместе с нашествием
монголо-татар, на Русь стали совершать
набеги немецкие рыцари и шведские феодалы.
Период борьбы с этими набегами получил
название немецко-шведской экспансии.
Причины немецко-шведской
экспансии
В результате феодальной раздробленности
Русь сильно ослабла и не могла дать отпор.
Слабое государство представляло огромный
интерес для захватчиков;
В конце 12 века Католическая
Церковь активно поддерживала идею завоевания
Северо-Западных территорий, в которые
входила и Русь. Церковь хотела получить
новые земли и распространить там свое
влияние (искоренение и истребление язычников).
Процесс завоевания
В конце 12 века немецкие рыцари
захватили большую часть Прибалтики и
создали там свой Ливонский Орден, ставший
главным инструментом Католической Церкви
в процессе экспансии Северо-Запада. После
укрепления своей власти в Прибалтике,
рыцари обратили свою агрессию против
Новгорода и Руси.
Примерно в это же время приграничные
территории Руси постоянно подвергались
набегам шведских феодалов, которые претендовали
на территории Новгорода и стремились
завоевать побережье Балтики. Контроль
над побережьем и приграничными территориями
позволил бы им полностью контролировать
процесс торговли Руси с зарубежными Государствами
(знаменитый путь «из варяг в греки»). Это
давало неслыханное экономическое и военное
превосходство для Швеции.
Шведы быстро завоевывали территории
и продвигались вглубь Руси.
Победа над шведами
Одно из первых крупных состоялось
летом 1240 года, когда шведские корабли
вошли в Неву. Новгородское войско во главе
с князем Александром Ярославовичем выдвинулось
навстречу шведом и одержало уверенную
победу. За эту блестящую победу князя
стали именовать Александром Невским,
по названию реки, на которой он разгромил
врагов.
Победа на Неве позволила оттеснить
врагов обратно на Восток, сохранить Русь
и ее власть на побережье.
Победа над немцами
Однако шведы ушли и уступили
место немецким рыцарям. Несмотря на то,
что русское войско имело численный перевес,
рыцарям удалось завоевать Псков и Изборск.
Тогда на помощь снова был призван Новгородский
князь Александр Невский, который смог
в короткие сроки отвоевать захваченные
территории.
В 1242 году состоялась вторая
легендарная битва – Ледовое побоище
на Чудском озере. Силы двух войск были
примерно равны, однако Александр Невский
смог хитростью оттеснить ливонцев и заманить
их в западню на тонкий лед, многие погибли.
В результате, уцелевшие рыцари в панике
бежали, а Александр одержал еще одну блестящую
победу.
Итоги экспансии
немецко-шведских феодалов
Несмотря на раздробленность
и внутренние распри, Руси удалось дать
отпор и не пустить шведов и немцев вглубь
страны;
После побед Александра Невского,
немецкие рыцари и шведские феодалы еще
долго не предпринимали никаких попыток
напасть на Русь;
Русь сохранила свою независимость
и влияние на берегу Финского залива.
Как полководец он по праву
может почитаться великим, ибо за всю свою
жизнь не проиграл ни одного сражения,
с малыми силами побеждал сильнейших и
в действиях своих сочетал военную гениальность
с личной отвагой. Но есть нечто, что делает
ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных
междоусобных войн меч его ни разу не обагрился
русской кровью, и имя его не запятнано
участием ни в одной усобице.
Может быть, именно это, подсознательно
запечатлевшись в народной памяти, и создало
ему такую добрую славу.
Как государственный муж он
велик не менее, ибо сумел правильно ориентироваться
в чрезвычайно трудной и сложной обстановке,
созданной татарским нашествием, и первым
стать на тот единственно верный путь,
идя по которому его преемники и потомки
— князья московские пришли к единодержавию
и к победе над Ордой. А для того чтобы
пойти против течения и сознательно избрать
именно этот путь, — тогда казавшийся
таким неблагодарным, — нужно было обладать
исключительными качествами ума и духа.
Видно, нелегко ему было ублажить
хана и его приближенных, зиму и лето пришлось
ему прожить в Орде. Зато ему удалось спасти
родную страну не только от нового погрома,
но и выпросить для нее важную льготу:
по просьбе Александра хан освободил русских
от обязанности поставлять татарам вспомогательное
войско. Тяжело было бы русским биться
за татар, проливать свою кровь за злейших
врагов своих!..
Из Орды Александр возвращался больным.
Крепкое его здоровье было надорвано постоянными
тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь,
продолжал он свой путь. Доехал он до Городца.
Здесь окончательно слег. Когда почувствовал
он приближение смерти, принял схиму. Ночью
14 ноября 1263 г. его не стало.
Скоро дошла до города Владимира
скорбная весть о кончине Александра.
Митрополит Кирилл, служивший в это время
обедню, обратился к народу со слезами
на глазах и сказал: — Дети мои милые, закатилось
солнце земли Русской! Народ долго оплакивал
своего князя. Тело усопшего князя перевезли
во Владимир. Несмотря на зимнюю стужу,
митрополит Кирилл с духовенством встретил
тело у Боголюбова, и от сюда со свечами
и кадилами все духовенство провожало
его до Владимира. Огромная толпа теснилась
около гроба: каждому хотелось приложиться.
Многие громко плакали. 23 ноября тело Александра
Невского погребли во владимирском монастыре
Рождества Богородицы.
Потрудился Александр для Русской
земли. Мужественно и победоносно боролся
он с западными врагами, расчетливо, умно
берег свой народ от хищных татар. Среди
трудных княжеских дел не забывал благочестивый
князь и христианских обязанностей: много
серебра и золота передавал он в Орду,
не мало несчастных выкупил из тяжкой
неволи татарской. Многие звали его своим
“ангелом-хранителем”. Русская церковь
причислила его к лику святых.