Шпаргалка по дисциплине "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:17, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

Ответы по Отечественной Истории.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Военная реформа. Ликвидация военных поселений. Сокращение вспомогательных и нестроевых войск. Вместо кадетских корпусов появились военные гимназии, военные и юнкерские училища. Ликвидация телесных наказаний. Рекрутская повинность заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничился 6 годами, пребывание в запасе – 9 годами. Служить в армии должны были представители всех слоев населения. Для образованных лиц срок службы был меньше. От службы освобождались единственные сыновья в семье, единственные кормильцы, представители нац.меньшинств. Реформа образования. 1864 год – утверждены положения о народных начальных училищах и устав гимназий и прогимназий. Нач.образование дети получали в гос-венных церковно-приходских, земских школах. Срок обучения – 1-3 года. В городах созданы 4-х классные прогимназии и семиклассные гимназии: гуманитарные и реальные. 1871 год – реальные гимназии преобразованы в реальные училища. 1863 год – университетская реформа. Университеты получили автономию. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей.Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Расширены учебные программы, выросло число кафедр.

 

 

24.  Народничество и другие полит. Течения.

Причины активизации раб.движ-я:

1.              Недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.

2.              Медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

Идейный вождь в 50-х -60-х гг.- редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Был за крестьянскую революцию, развивал идеи об общинном социализме, за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован

В 1861 г. в Петербурге возникла “Земля и воля”. Орг-я объединила людей из разных социальных групп и сословии. Программа “Земли и воли”: 1. Требования созыва народного собрания 2. Установления демокр. Республики 3. Широкого местного самоуправления, равноправия женщин. 4. Передача крестьянам всей земли 5. Объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины.  Практическая деят-ть: издание и распр-е револ. литературы, содействие побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества. (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.)

Идеи общинного социализма –основа народничества. Народ-реальная полит. Сила, кот.нужно сделать сознательной и организованной. Хотели революцию и новый строй, основ. на принципах равенства и соц. справед. Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Отрицал диктатуру пролетариата. Русский народ считал бунтарем, кот. должна была разбудить интеллигенция. Теории анархизма, отрицающего государство. Высшее зло-государство. Предлагал федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество — общ –во, в котором самоуправления народа.

Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Народная революция нуждается в длительной подготовке. Люди, имеющие основательную научную подготовку должны идти в народ и пропагандировать. Построив справед. соц. общ-во, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Она получила образование и другие блага только благодаря трудам и лишениям народа.

Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. Крестьянство не может само осуществить соц.рев-ю. Ее совершит тайная орг-ия революционеров, предварительно она должна “расшатать” сущ. власть путем террора. Считал невозможным разрушение государства. Замена старых гос. институтов на новые, революционные.

Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг. В сер. 60-х гг. организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Задача- подготовка рев. перев-та, рез-тат - переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, первотолчка “соц. рев.” В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а организация разгромлена.

В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве общество “Народная расправа”. Хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революционной цели. В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” Группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Организация на принципах высокой нравственности. Сумели создать сеть своих групп по России (С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, А. И. Желябов, М. А. Натансон и др.)

“Хождение в народ”. Нужно идти в народ, чтобы вносить в сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.

В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов разбрелись по России. Говорили с крестьянами о революции и социализме. Крестьяне не понимали их, часто доносили в полицию. Власти организовали облаву и суды над пропагандистами.

“Земля и воля”. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля. Создатели -  М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Цель- переход всей земли в руки крестьянства, жизнь общ-ва на принципах общинного самоупр, решение нац. вопроса сообразно желанию населения. Осуществление “только путем насильственного переворота”. Ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Проведение действий, ослабляющих правительство, индивидуальный террор.

Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов.

Первые рабочие организации. Первые рабочие кружки создавались с просветительской целью и находились под сильным влиянием народнических идей.

6 декабря 1876 г. землевольцы организовали антиправит. демонстрацию рабочих у Казанского собора в Петербурге. В марте 1878 г. прошла стачка на Новой бумагопрядильне в Петербурге. В то же время сами рабочие стали создавать организации для борьбы за свои интересы. В 1875 г. в Одессе был образован “Южнороссийский союз рабочих”, сформулировавший идею необходимости объединения рабочего класса для насильственного изменения соц-эк и полит. строя. В 1878 г. в Петербурге возник “Северный союз русских рабочих”, требования широких политических свобод — свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Культура России второй половины ХIXв., её вклад в мировую культуру

XIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Просвещение и наука. Сила эк. развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ. К 1896 г. университетов  стало 63. Книг стало издаваться больше. Общий уровень грамотности вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов. Самодержавие стремилось также превратить университеты в присутственные места, а ученых – в чиновников. Преследовались многие ученые. Изобретено радио Поповым, в 1826 г. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1842 г. Н.Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей. И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга. Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу. В 1881 г. морской офицер Можайский сконструировал первый в мире самолет, а в 1888 г. механик-самоучка Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения. Литература. Н.М. Карамзин к 1826 г. написал “Историю государства Российского” в 12 томах. С.М. Соловьев написал “Историю России с древнейших времен” (до 1775 г.). В.О. Ключевский – “Курс русской истории” в 5 томах (1904-1911 гг.). “Обломов” Гончарова, “Идиот” (1868) и “Братья Карамазовы” (1879-80) Достоевского. Против карательного террора были направлены тогда и страстные стихи Надсона, Фофанова, сатира А. Толстого. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры  – это обличение существующего строя. Второй проблемой было отображение жизни народа. Некрасов (“Кому на Руси жить хорошо”). Достоевского – “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”. А.П. Чехов. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, “Война и мир”, создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк – о рабочих, Короленко – о разных слоях. Наибольший успех имел Чернышевский (“Что делать?”). Тургенев – “Отцы и дети”. Искусство. Рус. искусство переживало процесс становления реализма. Малый театр был одним из главных центров рус. дух. жизни, актриса М.Н. Ермолова. Другой центр театральной культуры в России – петербургский Александринский театр, известные актеры: Савина, Давыдов, Варламов. Музыкальный театр в еще большей степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и Большой театр). В 1868 г. сложилось содружество 5 выдающихся музыкантов – Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема – народ. Другой великий композитор – П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы. Рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова. Живопись. С 20-30-х гг. художники начали отступать от правил классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема. 

 

 

 

26. Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Отношения с Францией.Россия хотела добиться пересмотра Парижского мира, нужен союзник. Англия – противник в Азии, значит только Франция (Наполеон 3). 1859 год – русско-фр.договор, Россия сохраняет нейтралитет в австро-фр.конфликте, а Наполеон 3 соглашается на пересмотр мира.

Отношения с Пруссией. 1863 год- освободит. восстание в Польше. Пруссия на стороне России, Англия, Австрия, Франция – на стороне Польши. 1866 год – Пруссия разгромила Австрию, образовался Северогерманский союз, угроза границам России и Франции. Но Р. И Ф. не преодолели разногласий, Наполеон отказался от пересмотра мира. 1870 год – франко-прусская война. Франция проиграла, условия мира пересмотрены. Обеда Пруссии встречена враждебно. Обострение отношений с Англией. Заключение «Союза трех императоров» с Германией и Австро - Венгрией. Союз непрочен. Россия отказалась от нападения на Францию, балканский кризис, русско-турецкая война – союз распался. Балканский кризис.1875 год – восстание Боснии и Герцеговины, 1876 год – восстание Болгарии в Турции. Поддержка славян Россией. Сербия и Черногория объявили Турции войну, рассчитывая на помощь России. Россия поддержала, но помощь оказалось недостаточной, Сербия была побеждена, стала просить о помощи европейские гос-ва. 1877 год – Будапештская конвенция между Россией и Австрией. Австрия не вмешивается в случае русско-турецкой войны и взамен может оккупировать Боснию и Герцеговину. 12 апреля 1877 года – Россия объявляет Турции войну. Русско-Турецкая война. Русские войска вступили на румынскую территорию и перешли Дунай. Овладели Шипкинским перевалом.  Июль 1877 года – русские войска заняли Никополь. Хотели занять Плевну, но опоздали, там уже были турецкие войска, штурм успехов не дал. Август – декабрь 1877 года – удержание Шипки русскими войсками. Третий штурм Плевны начался после прихода подкрепления. Сначала неудачно, но после блокады, 28 ноября 1877 года турки капитулировали. После падения Плевны русские перешли в наступление. Турки запросили перемирие. С условиями не согласились и тогда русские вступили в Андрианополь, собрались в Константинополь. 19 февраля 1878 года был заключен Сан-Стефанский мир. Турция признала независимость Сербии, Черногории, Румынии, Болгария-самоуправляющееся княжество, платящее дань Порте, у России право держать войска в Болгарии. На Кавказе к России отошли Карс, Ардаган и Батум. Берлинский конгресс. Решения мира не устроили Англию и Австро-Венгрию. Они требовали созвать конференцию. Россия согласилась. Окончательный договор был подписан 1 июля 1878 года: Тер-ия Болгарии уменьшена, потеряла выход к Эгейскому морю, Англия захватила Кипр, Австро-Венгрия Боснию и Герцеговину, Македония осталась за Турцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Контрреформы и политика консервативного обновления Александра 3

В 1881 г. императором России стал Александр III. Уже в апреле 1881 г. он утвердил манифест «О незыблемости самодержавия». Россия вступила в новый период своей истории, получивший название «Контрреформ».

Образование. В 1884 г. принят указ, лишивший автономии университеты. Отныне губернатор мог закрыть любое учебное заведение. Ректоры, проректоры стали назначаться. Плата за обучение выросла в 2 раза. Закрыты женские высшие курсы. В 1887 году  - циркуляр о кухаркиных детях, запрет принимать в гимназии детей прислуги, лавочников и т.п. Все студенческие организации были отменены. Местное самоуправление. Землевладельческая курия стала дворянской. Кол-во гласных от нее значительно увеличилось. При выборах городских дум увеличился имущественный ценз, рез-тат – сокращение кол-ва избирателей. Земства и думы поставлены в большую зависимость от губернаторов. В 1889 г. издано «Положение об участковых земских начальниках». Земский начальник стал для крестьянина и администратором, и судьёй в одном лице. В подчинении земского начальника находились сельские суды и  сходы. В 80-90 гг. проводилась политика направленная на сохранение сословной замкнутости русского общества. Судебная система. Гласность ограничена. Прекратилась публикация отчетов. Дела о насилии против должностных лиц изымались из ведения суда присяжных. Мировой суд упразднялся. Функции мировых судей перешли к земскому участковому начальнику. Цензура. В 1882 году появились новые Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру. Многие газеты и журналы были закрыты. Крестьянский вопрос. 1881 год-закон об обязательном переходе на выкуп. Понижены выкупные платежи. 1882 год- учрежден Крестьянский поземельный банк, кот. Давал крестьянам кредит на покупку земли. С 1886 года – отмена подушной подати. Увеличены налоги. Затруднены семейные разделы. Запрет досрочного выкупа земли и выделение из общины. Ограничены пределы земли в общине.

 

 

28. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце ХIXв, Реформы Витте

Промышленность. В 80-х гг. завершился промышленный переворот, настала стадия капиталистической индустриализации. Промышленность развивалась неравномерно по отраслям и регионам. Наиболее сильно – тяжелая промышленность, металлургический Юг. Экономика. Увеличилась концентрация производства, капитала и рабочей силы. Россия – страна второго эшелона модернизации (позднее начало модернизации, высокие ее темпы и активная роль гос-ва в вопросах обороны). Развит транспорт, расширена сеть жд дорог. Протекционистская политика, т.е. защита отечественного предпринимателя высокими таможенными пошлинами. Экономическая политика направлена на ликвидацию бюджетного дефицита. Повышены пошлины на импортные товары, увеличен экспорт хлеба и сх продукции. 1900-1903 гг  - кризис всех промышленно-развитых стран. Произошло падение цен, снижение курса акции, рост безработицы. В России – депрессия до 1908 года из-за войны и революции. 1909 – 1913 гг – экономический подъем. Появление монополий (синдикаты и тресты).Монополии «Медь», «Продуголь», «Продаруда», «Продвагон» и др. Создание банковских объединений. Формирование финансового капитала. 1892 год – министром финансов стал Витте. Реформы Витте: 1894 год – введена винная монополия, т.е. продажа крепких напитков перешла в руки гос-ва, цены на них значительно выросли, прибыль также возросла. 1897 год – денежная реформа, введен свободный обмен бумажных денег на золото. Витте поощрал строительство железных дорог, Транссибирская магистраль – крупнейший проект. Развитие внутренней торговли и рынок сбыта для угольной добычи, металлургии. Аграрный вопрос. Главная проблема-малоземелье крестьянства. Происходила капиталистическая перестройка помещичьего хозяйства. Внутренняя политика. Россия-самодержавная монархия. Власть императора не ограничивалась законодательными органами.  Представительные органы – земские и городские думы реальной власти не имели. Царская власть имеет божественное происхождение.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История"