Северные конвои 1941-1945

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

Цель работы – выявление основных этапов формирования системы сопровождения переходов союзных кораблей через опасные зоны фронта, их значимость и их роль в победе СССР над антигитлеровской коалицией. Примерное описание пропускной способности Мурманского порта в годы Великой Отечественной войны. Основные периоды навигации кораблей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава.Ι. Британские конвои. 3
1.1.Формирование конвоя 3
2.1.Выбор зоны конвоирования. 5
2.3.Структура конвоев. 6
Глава.ΙΙ. Конвой «Дервиш» 7
2.1Формирование_конвоя. 7
2.2.Перестановка сил. 8
Глава ΙΙΙ.Конвои 1941 года. 10
3.1.Формирование конвоя 10
3.2«Зона судьбы» 13
3.3.Мурманск 13
ΙV.Конвои 1942 года и военные операции в Арктике. 15
4.1.Конвои_1942. 15
4.2.Приостановление конвоев и дипломатические переговоры. 17
4.3.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие. 18
Глава V.Конвои 1944 года. 20
4.2.Итоги 21
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

СЕверные конвои.docx

— 74.74 Кб (Скачать)

 

Глава ΙΙΙ.Конвои 1941 года.

3.1.Формирование конвоя

29 сентября от берегов  Исландии отошел второй конвой, получивший литер PQ-1. В тот  же день ему навстречу из  Архангельска вышел первый обратный  конвой QP-1, состоявший из 6 судов  «Дервиша», дополненных танкером  и 8 советскими пароходами. Основными  грузами в их трюмах были  пиломатериалы и руда – то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту. 
 В связи с наращиванием германских сил в Арктике было решено отложить отправку конвоя PQ-3. Но гораздо большую тревогу вызывала обстановка под Москвой. Ситуация прояснилась лишь 7 ноября, когда стало ясно, что Москва сдана не будет. 9 ноября, с задержкой на 18 дней, PQ-3 вышел в море.21ноября караван прибыл в Молотовск. Словно наверстывая упущенное в октябре время, Адмиралтейство решило отправить в Россию сразу три каравана с интервалом до 10 суток. 27 ноября обитатели побережья двинского устья стали свидетелями скопления одновременно около 30 судов. Архангельский порт не справлялся с грузооборотом.  
СССР предвидело ранее нарастание этой проблемы, поэтому еще 7 сентября И. Сталин отдал распоряжение о реконструкции Архангельского порта, а 15 октября 1941г. уполномоченным ГКО10 по перевозкам на Севере был_назначен_И.Д.Папанин. 

Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986) – советский полярный исследователь, доктор географических наук, дважды герой  Советского Союза (1937, 1940), контр-адмирал (1943). В 1939 был назначен начальником  Главсевморпути и возглавлял этот пост до 1946г. В 1941-1945гг. являлся уполномоченным Государственного комитета обороны  СССР по перевозкам на Севере. Во время  войны находился в Мурманске  и Архангельске, возглавлял перестройку  этих портов на военный лад, руководил  разгрузкой прибывающих кораблей и  отправкой на фронт и в глубь  страны доставленных ими грузов. Он сумел подчинить работу всех местных  органов власти главной цели –  приему и обработке караванов  союзников, в том числе планировал слаженные действия людей и техники  в период навигации, отдавал распоряжения по строительству опорных пунктов  в Арктике. Под руководством сотрудников  штаба Папанина был сформирован  при Беломорской военной флотилии особый отряд, который вел над  Белым морем воздушную разведку и поиски вражеских подводных лодок. Иван Дмитриевич сумел объединить силы людей по благоустройству мобилизованных граждан; участвовал в снабжении региона, строительстве и реконструкции железной дороги. Было принято его предложение о введении для работников Мурманского порта питания по нормам военнослужащих, что было очень важно, так как они занимались тяжелым физическим трудом по 10-12 часов в сутки. По его заданию был смонтирован коллектор приема жидкого топлива и грузовое 30-тонное устройство на пароходе «Кама» для выгрузки танков и другого вооружения. «Кама» подходил к борту иностранного судна и перегружал с него грузы, а затем шел к свободному причалу и перегружал грузы на железнодорожные платформы.  
 
 По воспоминаниям И.Папанина, состояние Архангельского порта произвело на него удручающее впечатление. Порт мог принять одновременно не более 10 судов с осадкой до 18 футов. Техническое состояние причалов, их железнодорожных путей и средств механизации было совершенно неудовлетворительным. Необходимо было срочно реконструировать все районы порта, увеличить причальный фронт, перестроить причалы, произвести реконструкцию портовых железнодорожных путей, построить новые порты в устье Северной Двины – в Молотовске и на Экономии. В кратчайшие сроки «аванучасток» Экономия превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов, с соответствующими океанскими пароходами глубинами. Мало было разгрузить суда, надо было так же быстро отправить грузы на фронт. В ноябре было принято решение о строительстве постоянной железнодорожной линии от станции Исагорка и далее по правому берегу от деревни Жаровиха до порта Экономия, Этот путь, протяженностью 43 км, с шестью разъездами и шестью мостами был проложен по болотам. А когда дорога уперлась в Широкую Северную Двину, Папанин и его команда проложили железнодорожную линию прямо по льду, тем самым в первую военную зиму связали левый берег с правым. Платформы переправлялись по льду по одной. «Лед трещал, из трещин появлялась вода, но грузы один за другим переправлялись на левый берег, далее уходя в глубь страны и на фронт» (И.Папанин). 
 К ноябрю 1941г. в порт были доставлены краны и лебедки из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска, Владивостока, передано сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. И если бы не рано наступившие холода, сковавшие Белое море льдом, задержек с приемом и отправлением караванов не случилось бы. Северная Двина встала в конце октября, а с 5 ноября суда в Архангельск пришлось проводить с помощью ледоколов («Ленин», «Сталин»). Однако ледоколов не хватало. Ледокол «Сталин» встал на 1,5 месячный ремонт, другие ледокольные пароходы могли приступить к работам в Белом море лишь в январе следующего года. Поэтому Старший британский офицер в северной России Р. Беван велел перевести из Архангельска в Полярный британские корабли «местного эскорта», а в декабрьском отчете в Адмиралтейство поставил вопрос о перенацеливании конвоев на Кольский залив.  
 Тем не менее, конечным пунктом последнего каравана, доставившего в СССР грузы в уходящем, 1941 году, по-прежнему был Архангельск. Мурманский порт пока мог принять одновременно не более шести транспортов, причем без «тяжеловесов». Чрезвычайно высок был и риск ударов вражеской авиации. Всего в Архангельск прибыло 7 конвоев, состоящих из 56 транспортов. Несмотря на недоверие к сталинскому руководству, ограниченность собственных ресурсов, новизну маршрута, Великобритания, как отметил в докладе И. Сталину А. Микоян, «более или менее точно и аккуратно» выполнила свои обязательства 1941 года. Из 600 оговоренных первым протоколом самолетов Британия поставила 711, из 750 танков – 466, из 600 танкеток – 330. Предполагалось также, что из Великобритании поступят 232 пушки и 200 противотанковых ружей. С караванами 1941г.прибыло соответственно 82 пушки и 320 ПТР.Все поставленные самолеты были истребителями: 484 «Харрикейна», 216 Р-40 и 11Р-39.  
 Недопоставку Англия обещала восполнить до конца действия Протокола и попыталась компенсировать отправкой в этом году сверх обязательств 3,000 пистолетов-пулеметов «Томпсон», радио - и минно-трального оборудования. Все это составило 95% всех грузов, поставленных в СССР союзниками в1941г.Все поставленное оружие и военное оборудование отправлялось в СССР на принципах взаимопомощи – без оплаты. А сырье и пушнина, которые загружались в транспорты караванов, возвращавшихся в Великобританию, являлись платой за ввезенные в Советский Союз «невоенные» материалы, значительную часть которых Британия сама была вынуждена завозить на острова. Две тысячи тонн грузов на полмиллиона фунтов стерлингов были отправлены в Советский Союз за наличный расчет. В этом же году к берегам Британии из Архангельского порта ушло 45 транспортов со 136 тысячами тонн леса, руды и химикатов. Для прикрытия прибывающих в СССР и обратных конвоев корабли Северного флота совершили_92_выхода.  

 

3.2«Зона судьбы»

  В начале 1942г. самым опасным препятствием на пути конвоев стало внимание ставки Гитлера. «Всякий корабль, действующий не у берегов Норвегии, – заявил фюрер в декабре 1941г. – воюет не там, где положено». Гитлера беспокоили и морские коммуникации союзников, и возможность открытия ими в Скандинавии второго фронта. Поэтому, именно в Норвегию, в Трондхейм, 16 января 1942г. прибыл самый крупный корабль Германии линкор «Тирпиц», позже подтянулись и остальные наиболее мощные корабли. В Норвегии немцы имели на 1 марта около 250 самолетов, а на 1 июля1942г.–ужеболее400. 
 Основная борьба за господство на море переместилась на Север, в «зону судьбы»(А.Гитлер)И максимальной тяжестью она легла на флот Ее Величества Королевы. Советскому Союзу выпала участь быть в коалиции ведущим противником Германии на суше. Для противостояния в этой борьбе флот метрополии располагал более чем достаточными силами. Энергично наращивалась и боевая мощь советского Северного флота. Его состав к началу 1942г. увеличился вчетверо, пополнившись 6 подводными лодками, почти 30 тральщиками и десятками других более мелких кораблей и катеров, мобилизованных, главным образом, из гражданских ведомств. С воздуха флот поддерживали 140 самолетов, треть из которых, составляли «Харрикейны». Этих сил было вполне достаточно не только для обеспечения проводки конвоев, но и для отражения атак крупных кораблей противника.  

3.3.Мурманск

Не успел начаться 1942г, как подводная лодка U-134 торпедировала  и потопила транспорт «Вазиристан» (PQ-7A) – первое британское судно, непосредственно  перевозившее из США грузы для  СССР. Вторая часть конвоя (PQ-7B) без  потерь дошла до Мурманска 11 января 1942 года. Он состоял из 9 транспортов  и доставил 22,607 тонн грузов. 
 Прибытие транспортов в Мурманск заставило руководство порта поспешить с отправкой обратных конвоев. Первый из них – QP-5, – вышел из Кольского залива в составе четырех транспортов. Второй QP-6, полностью состоявший из пароходов ранее прибывшего PQ-7, покинул Мурманск 24 января. Из-за отсутствия механизмов, вывезенных ранее в Архангельск, основная часть работ проводилась вручную. Грузы складировались тут же, на причалах. К круглосуточной работе на 40-градусном морозе, при постоянных налетах вражеской авиации ежедневно привлекалось 2,500 человек, из которых треть составляли женщины. После бомбардировок до 300 человек приходилось направлять на восстановительные работы. 
 
 Поистине героический труд был совершен работниками Мурманского отделения Кировской железной дороги. Благодаря ним организованно прошла эвакуация гражданского населения и оборудования, они вели ремонт выходившей из строя техники, быстро ликвидировали последствия вражеских налетов. С помощью артиллеристов Северного флота мурманские железнодорожники оборудовали бронепоезд и две артбатареи на платформах, которые были использованы для охраны дороги. 
 
 В начале 1942г. была введена в строй железнодорожная ветка Беломорск - Обозерское, благодаря которой основным пунктом разгрузки конвоев_стал_Мурманск. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел. Только за 1942г. его коллектив обработал 10,664 поезда, отправил вглубь страны 108 тыс. вагонов. Была проведена реконструкция путей на станции Мурманск. На территории узла и торгового порта выполнены большие строительные и восстановительные работы. В пределах Мурманской области на дорогу было совершено 1,070 авиационных налетов и сброшено 34,000 бомб. С каждым днем войны усиливалась противовоздушная оборона Мурманской области. Если 1941г. над Мурманском и Кировской железной дорогой было сбито 16 самолетов врага, то в 1942г. – 77, а в 1943-м – 92. 

 

ΙV.Конвои 1942 года и военные операции в Арктике.

4.1.Конвои_1942. 
 В связи с появлением в Тронхейме «Тирпица» Адмиралтейство вынуждено было до 1 февраля задержать отправку следующего конвоя PQ-9, объединив его с судами PQ-10.Появление германского линкора потребовало принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности транспортов. Место формирования караванов было перенесено на Рейкьявик, усилены эскортные силы, было проведено тщательное траление подходов к Кольскому_заливу.  
 
 Первая крупная противоконвойная операция, которую предприняло германское командование, предполагала нанесение удара линкором «Тирпиц» в месте встречи конвоев. Эта операция проходила под кодовым названием «Шпортпаласт11».В свою очередь британское Адмиралтейство проводкой самых крупных караванов рассчитывало выманить «Тирпиц» из фьорда и уничтожить его в открытом бою. 1 марта одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли PQ-12 и QP-8. На пятые сутки двенадцатый конвой был замечен немецким «Кондором12» и был отдан приказ послать эскадру на перехват. Через два дня английская и немецкая эскадры были в 95 милях друг от друга. Единственным подбитым кораблем «Тирпица» оказался советский лесовоз (QP-8), отставший из-за неполадок в двигателе. Трижды британская эскадра пыталась атаковать «Тирпиц», когда он возвращался к берегам Норвегии, но из-за непогоды была вынуждена отказаться от этих попыток и вернуться в Скапа-Флоу.  
 
 12 марта в Кольском заливе бросили якоря транспорты PQ-12. Они доставили самую крупную партию стратегических грузов, полученную СССР в одном караване: 200 самолетов, 160 танков и 180 бронемашин, 24 пушки, сотни грузовиков, станков, тысячи тонн оборудования, сырья и продовольствия.Хотя уничтожение «Тирпица» оставалось главной задачей Хоум флита, конвоям следовало больше опасаться авиации и подлодок. 
Риск для кораблей, идущих северным путем возрастал с каждым днем. Атаки неприятеля усугубляли шторма и туманы. В ожесточенных битвах погибали сотни_людей.  
 
 1 и 2 мая понесены существенные потери – немецкими силами были потоплены крейсер «Эдинбург», эсминец «Панджаби», подводная лодка, четыре транспорта, поврежден линкор «Дьюк оф Йорк». 13 мая три торпеды отправили на дно один из лучших кораблей флота ее величества – крейсер «Тринидад»,сопровождавшийPQ-13. 
 
 К июню 1942г. положение с топливом в Норвегии несколько улучшилось, что позволило вывести в море тяжелые корабли Кригсмарине13. Конвой PQ-17 вышел из Рейкьявика 27 июня. В трюмах его пароходов находилось огромное количество вооружения и техники, что представляло особый интерес германского командования. Точных данных о тактике немецкого руководства британский_штаб_не_имел. «Тирпиц» был атакован подводной лодкой К-21. Как бы ни оспаривались результаты этой атаки, переданная информация была первым достоверным и точным сообщением о германской эскадре. Кроме того, при ее дублировании береговой станцией она была перехвачена и расшифрована немцами, что в конечном итого заставило германское командование прекратить операцию надводных кораблей. Адмирал Тови, с получением данных о «Тирпице» было приказано по возможности атаковать германский линкор самолетами с авианосца «Викториес». Но Тови посчитал, что если «Тирпиц» поврежден, то его должна прикрывать авиация с норвежского побережья. Поэтому 6 июля, соединившись с крейсерской группой Гамильтона, эскадра Тови повернула в Исландию. Следующее сообщение о «Тирпице» поступило в Адмиралтейство лишь 7 июля, в котором говорилось, что германская эскадра вышла на Ланг-фьорда и направляется на юг вдоль норвежского побережья. Оставленные без прикрытия суда в условиях «белых ночей» и редкой для арктических широт хорошей погоды стали легкой добычей для германских самолетов и подводных лодок. Из 34 транспортов конвоя до порта назначения дошли лишь11.  
 

 

4.2.Приостановление конвоев и дипломатические переговоры.  

  После трагедии PQ-17 проводка очередного каравана была отложена до сентября. Сталин написал Черчиллю крайне резкое для лидера страны письмо. В ответ британский премьер предложил советскому лидеру встретиться лично для обсуждения насущных задач войны. Она состоялась 12августа1942годав Москве. Главной темой бесед было открытие второго фронта в Европе. Советский лидер, указывая на большие потери и очень тяжелое положение на фронте, упрекал союзников в нарушении данных обязательств. Оправданиями Черчилля были расчеты и документальные подтверждения того, что он не обещал открыть второй фронт в 1942г. Затрагивалась также и проблема поставок. Но в итоге оба лидера остались довольны встречей, Черчилль получил подтверждение надежности «Русского фронта» и, исходя из этого, мог строить свои глобальные планы. 
 
 6 октября 1942г. М. Литвинов, С. Уэльс и Р. Кэмпбелл в Вашингтоне подписали Второй (Вашингтонский) договор, согласно которому Великобритания и США готовы были передать не менее 5,000 самолетов, свыше 10,000 танков, около 150,000 автомобилей и других стратегических грузов1на1сумму1более3млрд.долларов. 
 
 В период с 28 ноября по 1 декабря 1942г. состоялась Тегеранская конференция, на которой впервые за время войны встретились главы правительств СССР, США и Великобритании. Обсуждались вопросы о втором фронте, о послевоенных устройстве Германии, западных границах СССР. Вопрос о поставках специально не обсуждался, хотя все понимали укрепляющую2роль2ленд-лиза2в2коалиции. 
 
 В июле 1942г. закончилось действие соглашение по кредиту с Великобританией от 16 августа 1941г., в соответствии с которым в СССР поступали товары, не относящиеся к категории ленд-лизовских. 25 мая советскому правительству было предложено пролонгировать данное соглашение с предоставлением очередного кредита на сумму 25 млн. фунтов стерлингов. Это предложение было принято с благодарностью. 

 

4.3.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие.

После успешной проведенной  операции по деблокаде Мальты в середине августа 1942г., Адмиралтейство сочло  возможным высвободить часть  кораблей для возобновления конвойных  операций на Север России. Горький  опят 17 конвоя потребовал особенно тщательной подготовки прикрытия очередного каравана. Слаженные действия позволили отразить все атаки флота Германии. Даже в порту немецкая авиация преследовала караван, но все 27 транспортов 29 сентября успешно доставлены на место назначения. 
 
 Черчилль, принимая во внимание предшествующую трагедию PQ-17, писал Сталину: «Этот успех был достигнут только благодаря тому, что в этой операции было использовано не менее 77 военных кораблей». 
Но как и по Первому (Московскому), поставки по Второму Протоколу не были выполнены полностью. Вместо 4,4 млн. тонн в СССР на 1 июля 1943г. было завезено всего лишь 3,3 млн. тонн или 75% от запланированного. Значительную роль в этом играли военно-политические причины. Имея ограниченный тоннаж, объединенные нации вынуждены перебрасывать ресурсы на те участки фронта, которые требовали максимальной концентрации сил (Северная Африка, Сицилия). Количество грузов, ввезенных по Второму протоколу, более чем вдвое по объему и почти втрое по стоимости превысило поставки начального периода войны. Несмотря на нарушение сроков и объемов поставок, ввезенные в СССР оружие и материалы сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. Наиболее важным, если судить по переписке Сталина с Черчиллем и Рузвельтом, были поставки самолетов. И именно по ним союзники смогли не только выполнить, но и перевыполнить свои обязательства. Ввезенных в СССР самолетов вполне хватило бы, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях от Сталинградской14 до Курской битвы15, танков – на треть. Благодаря поставкам локаторов, радиостанций и других средств связи советская радиопромышленность совершила «скачок длиною в десять лет». 
 
 Вместе с тем «военные» и «морские» грузы по-прежнему не превышали трети предоставленного тоннажа. Остальные две трети были отведены под «невоенные» поставки: металлы, химические материалы, станки и другое промышленное оборудование. Половину этих поставок составляло продовольствие. В калорийном исчислении его было бы достаточно, чтобы прокормить 10-миллионную армию в течение 440 дней. 
 
С прокладкой и постоянным расширением новых маршрутов роль «северного коридора» в год коренного перелома заметно снизилась. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, упала с середины 1942г. до конца 1943г. с 61% до 16%. С июля 1942г. по июль 1943г. по северным морям на восток было проведено 102 грузовых парохода; 90 – в западном направлении. Еще 70 транспортов было переведено в Россию до конца1943г. 
 Одновременно с обеспечением транспортных связей с СССР союзники решали на маршруте и ряд военно-стратегических задач, направленных на уничтожение основных сил Кригсмане. В ходе их реализации британскому флоту удалось потопить тяжелый крейсер «Шарнхорст», эсминец, заградитель и 4 подводные лодки. Под ударами британских военно-морских сил и авиации были на несколько месяцев выведены из строя линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Хиппер». При этом союзники не досчитались 26 транспортов и 5 боевых кораблей. Ликвидации минной опасности на основных фарватерах, ведущих к военно-морским базам, портам, на подходах к Кольскому заливу было возложено на северный флот. 1943год был периодом наибольшего напряжения борьбы с авиацией противника. Истребительная авиация флота в это время произвела около 10,000 самолето-вылетов и не позволила авиации противника сорвать морские перевозки.  
 Несмотря на потери, к концу 1943г. удалось добиться главного стратегического результата: инициатива на северном морском пути перешла на сторону Антигитлеровской коалиции16. На ее стороне она оставалась до конца войны. Последнее обстоятельство в значительной мере способствовало увеличению импортных грузов в Россию.За зиму 1943-1944 гг. в советские северные порты прибыло 8 конвоев в составе 191 транспорта, из которых было потеряно всего 3 судна. В обратный путь также вышло 8 конвоев, потерявших лишь 2 судна из 200. Но несмотря на столь незначительные потери, союзники с апреля 1944г. вновь прекратили движение конвоев вплоть*до*наступления*полярной*ночи.  

Глава V.Конвои 1944 года.

 
  К 1944г. страны – участницы Антигитлеровской коалиции, овладев стратегической инициативой, перешли в наступление на всех театрах действий. С этого времени ни у кого не возникало сомнений относительно решающей роли в войне советско-германского фронта. Красная Армия лавиной катилась на запад, сметая селевыми потоками фронтов бастионы германской*обороны. 
 
 На 1944-1945гг. пришелся основной объем помощи союзников СССР: 9,9 млн. тонн, или 3/5 всех грузов военного времени. В отличие от поставок по Второму и особенно Первому (часто называемому «британским») Протоколам почти 90% всех материалов и оружия поступило в конце войны из США. Кораблей и самолетов хватило бы для того, чтобы полностью восполнить потери в ходе всех стратегических операций, проведенных в конце войны. Каждая вторая бронемашина и каждый десятый танк, направленные в этот период во фронтовые соединения, были импортного производства. Благодаря союзным поставкам, по сути, были созданы еще два флота, равные по составу Северному и Тихоокеанскому. Свыше 80% радиолокационной аппаратуры в войсках и на флоте были англо-американского*производства. 
 
 Однако самолеты, танки, корабли и другие военные грузы в общем объеме ввезенных в СССР в конце войны материалов занимали всего лишь 9% тоннажа. Остальная часть была отведена под промышленное оборудование, продовольствие, металлы, нефтепродукты. Четверть всего тоннажа занимало продовольствие. В калорийном исчислении его было бы достаточно для содержания 10-миллионной армии в течение более трех лет. Другая четверть была отведена под средства транспорта – автомобили, локомотивы, вагоны и специальное оборудование. Во многом благодаря им значительно возросла скорость продвижения Красной Армии по Европе, наладились устойчивые связи*регионов*в*тылу. 
 
Переход инициативы к союзным флотам и увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута. В 1944-1945гг. по нему было доставлено 22% всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн. тонн, то есть больше чем было завезено в период действия первых двух протоколов. Советские грузовые суда с конца 1943г. были исключены из ордеров конвоев, поэтому большей частью груз лег на транспорты союзников, главным образом под американским флагом. Их прикрытие, как и в былые годы, осуществлял британский флот с участием норвежских, канадских, польских и французских кораблей. В советской береговой зоне к ним подключались корабли и авиация Северного флота. Систематический поиск подводных лодок противника у Кольского полуострова, Новой земли осуществляли появившиеся на флоте морские разведывательные самолеты с большим радиусом действия, способные выполнять задачи противолодочной обороны. В течение 1944-1945гг. они обеспечили проводку в порты Архангельск и Мурманск 14 конвоев в составе 379 судов. Такое же количество (393 судна) было сопровождено в обратном направлении. Еще 49 пароходов проследовали до сентября в одиночном плавании.  

Информация о работе Северные конвои 1941-1945