Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, реферат
Цель работы – выявление основных этапов формирования системы сопровождения переходов союзных кораблей через опасные зоны фронта, их значимость и их роль в победе СССР над антигитлеровской коалицией. Примерное описание пропускной способности Мурманского порта в годы Великой Отечественной войны. Основные периоды навигации кораблей.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава.Ι. Британские конвои. 3
1.1.Формирование конвоя 3
2.1.Выбор зоны конвоирования. 5
2.3.Структура конвоев. 6
Глава.ΙΙ. Конвой «Дервиш» 7
2.1Формирование_конвоя. 7
2.2.Перестановка сил. 8
Глава ΙΙΙ.Конвои 1941 года. 10
3.1.Формирование конвоя 10
3.2«Зона судьбы» 13
3.3.Мурманск 13
ΙV.Конвои 1942 года и военные операции в Арктике. 15
4.1.Конвои_1942. 15
4.2.Приостановление конвоев и дипломатические переговоры. 17
4.3.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие. 18
Глава V.Конвои 1944 года. 20
4.2.Итоги 21
Заключение 22
Список литературы 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
на тему: «Северные конвои 1941-1945»
Выполнил студент: Кулагин Валерий Николаевич,
студент группы. Эк (Б)- 111
Проверил: Порцель А.К, канд. ист. наук, доцент
кафедры истории и социологии
Мурманск
2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава.Ι. Британские конвои. 3
1.1.Формирование конвоя 3
2.1.Выбор зоны конвоирования. 5
2.3.Структура конвоев. 6
Глава.ΙΙ. Конвой «Дервиш» 7
2.1Формирование_конвоя. 7
2.2.Перестановка сил. 8
Глава ΙΙΙ.Конвои 1941 года. 10
3.1.Формирование конвоя 10
3.2«Зона судьбы» 13
3.3.Мурманск 13
ΙV.Конвои 1942 года и военные операции в Арктике. 15
4.1.Конвои_1942. 15
4.2.Приостановление конвоев и дипломатические переговоры. 17
4.3.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие. 18
Глава V.Конвои 1944 года. 20
4.2.Итоги 21
Заключение 22
Список литературы 24
Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз терпел одно поражение за другим и нуждался в помощи. И такая помощь пришла быстро и эффективно. Уже в июле и в августе 1941г. правительства СССР и Великобритании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте.
В начале войны поставки или главным образом из Великобритании. И тогда, когда Британия сама во многом остро нуждалась! Почти всё, что поступало, в СССР с Британских островов попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе.
Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945гг.
В своем реферате я постараюсь дать ответ о роли и значении Северных конвоев 1941-1945.Рассказать о исключительной смелости и преданности моряков военных кораблей и торговых судов, которые с отвагой и упорством противостояли смертельной опасности, со стороны фашисткой армии в условиях суровой северной погоды.
Цель работы – выявление основных этапов формирования системы сопровождения переходов союзных кораблей через опасные зоны фронта, их значимость и их роль в победе СССР над антигитлеровской коалицией. Примерное описание пропускной способности Мурманского порта в годы Великой Отечественной войны. Основные периоды навигации кораблей.
22 июня 1941 года британское
правительство предложило
26 июня 1941 года для решения
конкретных вопросов помощи в
Москву прибыли британская
2 июля 1941г. в Москве
было подписано соглашение «О
совместных действиях в войне
против Германии» – первый
официальный документ, положивший
начало антигитлеровской
16 августа 1941г. было
заключено англо-советское
1 октября 1941г. на Московской
трехсторонней конференции 2(Великобритания, США, Советский
Союз) было подписано соглашение о взаимных
поставках, известное как. Первый (Московский)
протокол. Он содержал перечень свыше
70 основных видов поставок (вооружение,
военные материалы, сырье) и более 80 предметов
медицинского снаряжения, всего свыше
1,5 миллиона тонн. Протокол устанавливал
обязательства Англии и США поставок Советскому
Союзу с 10 октября 1941г. по 30 июня 1942г. В
свою очередь Советский Союз обязался
поставлять некоторые виды стратегического
сырья, и предметы традиционного русского
экспорта.
Одним из основных препятствий осуществления регулярных поставок была их транспортировка. Существовало три основных маршрута доставки ленд-лизовских грузов_в_СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский.
Самым коротким (2,000 миль) и
удобным был северный маршрут: через
Великобританию и Исландию в порты
Архангельск и Мурманск. Суда проходили
это расстояние за 10-12 суток, двигаясь
по узкой трассе шириной до 200 миль.
Удобство незамерзающего и связанного
с железной дорогой Мурманска
было бесспорным. Проблема расширения
портового оборудования и увеличение
пропускной способности порта могла
быть решена в короткие сроки, и в
этом тоже была предложена помощь. Сложнее
было устранить самое серьезное
препятствие – вражескую
Согласно решению заседания транспортной
и военно-морской комиссии на Московской
конференции, СССР ежемесячно будет получать
около 500 тысяч тонн грузов, для чего требовалось
как минимум сто современных судов со
скоростью не менее 9 узлов. США фактически
отказалась участвовать в перевозках,
ссылаясь на закон о нейтралитете. Советский
Союз, исходя из возможностей тоннажа,
мог перевезти не более пятой части. Поэтому
оставшиеся 4/5 груза ложились на Великобританию.
За организацию союзных конвоев и их непосредственное
охранение на всем переходе от портов
Англии до портов СССР и обратно отвечало
британское адмиралтейство, а Северный
флот в своей зоне (к востоку от меридиана
20 градусов восточной долготы) усиливал
корабельный эскорт, обеспечивал прикрытие
авиацией к базам, проводил разведку и
траление4.
Союзные караваны формировались
в Шотландии (базы Лох-Ю и Скапа-флоу) и
в Исландии (Рейкьявик, Аккурейри, Хваль-Фьорд).
Суда загружались таким образом, что все
виды отправляемых грузов распределялись
равномерно между судами, в результате
гибель того или иного транспорта не вела
к полной потери отдельно взятого груза.
С другой стороны, наличие почти на каждом
судне смертельно опасных взрывчатых
веществ гарантировало их уничтожение
в случае торпедирования или попадания_бомб.
Формируя первый караван
судов в СССР, Адмиралтейство опиралось
на богатый опыт проводки в Атлантике
в 1939-1940гг. Был выработан определенный
порядок (ордер5) построения караванов. Транспорты
выстраивались короткими колоннами по
фронту, что затрудняло выход подводных
лодок на линию огня. При этом конвой часто
одновременно по команде резко менял курс
и скорость движения, совершая «противолодочный
зигзаг». Для управления огромной массой
судов из числа более опытных капитанов
назначался коммодор6 с небольшим штабом связи. На
соседнем судне шел его заместитель, готовый
в случае катастрофы взять на себя руководство
караваном. Коммодор организовывал связь
взаимодействия с командиром ближайшего
эскорта, который, как правило, был ниже
рангом и прислушивался к указаниям старшего
по званию. Но при этом он имел свою задачу:
обеспечить постоянный и своевременный
переход торговых судов. Помимо ближнего
эскорта, караван на удалении 200-400 миль
прикрывали корабли завесы: мобильная
и мощная линкоро-крейсерская или авианосная
группа. Ее цель – обезопасить караван
от нападения крупных надводных_сил_противника.
До конца 1942г., конвои, шедшие
в СССР, обозначались индексом «PQ», а выходившие
из советских, северных портов – «QP». Затем
вплоть до конца войны эти конвои для повышения
секретности имели соответственно индексы
«JW» и «RA» и носили порядковые номера,
начиная с 51.
2.1Формирование_конвоя.
12 августа 1941г. от причалов
Ливерпуля отошли шесть британских и одно
датское судно. В Адмиралтействе операция
по проводке этого каравана получила наименование
«Дервиш7» (позднее самому конвою присвоят
литер «PQ-0»). Его сопровождал эскорт в
составе корабля ПВО, эсминца и пяти вооруженных
траулеров, три из которых по пути в Хваль-фьорд
были заменены более крупными кораблями
– эсминцами и тральщиками. Для дальнейшего
прикрытия конвоя в море вышла и авианосно-крейсерская
группа в составе авианосца, двух крейсеров
и трех эсминцев. 21 августа конвой взял
курс к берегам СССР и спустя десять дней
достиг Архангельска. На причалы порта,
наряду с грузовиками, минами, бомбами,
каучуком, шерстью, были выгружены большие
деревянные контейнеры, в которых находились_истребители.
Когда первая партия прибыла
в Архангельск, часть управленцев и техников
тотчас были отправлены в Ваенгу (аэропорт
вблизи г. Полярный). В Архангельске была
оставлена группа инженеров и часть летчиков
испытателей. Их задачей была сборка и
облет доставленных в ящиках 15 «Харрикейнов».
Местом работ был определен аэродром Кегостров,
в центре Архангельска. 12 сентября все
15 самолетов были собраны и вылетели в
Мурманск.
Наращивание Британских вооруженных сил на Севере России не могло пройти незамеченным для Германии. Нацисты не придавали им пока серьезного значения. Слишком велика была уверенность в скором падении Москвы и Мурманска. Тем более, что немецкое верховное командование ставило задачу как можно быстрее перерезать Кировскую железную дорогу, захватить Мурманск, базы Северного ВМФ, чтобы использовать богатства Кольского полуострова (особенно медь и никель) для нужд гитлеровского производства. По этому поводу на одном из совещаний в ставке Гитлера (16 июля 1941г.) прямо подчеркивалось, что «ввиду большой добычи никеля Кольский полуостров должен отойти к Германии».
Для захвата Мурманска существовал
и еще один мотив. Мурманск в геостратегическом
отношении рассматривался как контролирующий
форпост 8Северного морского пути и рассматривался
как «ворота в Арктику». Контроль над Северным
морским путем обеспечивал Германии беспрепятственный
выход к мировым трассам, мобильность
и возможность контроля_над_зоной_США_и_Канад
В этой связи необходимо принять во внимание
и обстоятельства появления порта Мурманск
в начале ХХ века. Проект создания военного
порта на Мурмане возник еще в конце 80-гг
19 века. Россия хотела усилить свою военную
мощь путем сооружения крупного порта
в такой гавани, которая бы, во-первых,
не замерзала круглый год, а во-вторых,
находилась в таком месте, откуда российский
флот мог бы беспрепятственно выходить
на простор Мирового океана. Этим требованиям
не удовлетворяли порты Черного и Балтийского
морей (из первого выход мог быть закрыт
Турцией, из второго – Германией). Поэтому
взоры государственных деятелей России
обращались к Мурманскому побережью и
Дальнему Востоку. Представитель министерства
финансов России П. М. Романов, сопровождавший
Витте в его поездке на Север в начале
ХХ века, указывал на исключительно выгодное
положение Мурмана, который с постройкой
железной дороги может играть важную роль
в жизни государства. «Значение Мурмана,
– заявлял он, – заключается в его прекрасных
природных гаванях, которые лежат у открытого
океана и всю зиму не замерзают. Берега
Мурмана приглубы, мелей и рифов нет; благодаря
теплому экваториальному течению климат
Мурманского побережья сравнительно мягок;
на всем протяжении от Иокангских островов
до границы Норвегии берег зимою чист
ото льда… Условия для оседлой жизни на
Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском
Финмаркене.Учитывая близость Мурманского
берега к Западной Европе , нельзя не дорожить
теми исключительными выгодами, которые
он представляет для удовлетворения потребностей
нашего мореходства…». Прокладка рельсового
пути на Мурман позволила бы России поддерживать
круглый год торговые связи с Западной
Европой. «При отсутствии такого пути,
– продолжал Романов, – многие государственные
надобности (не говоря уже про военное,
но даже и в мирное время) могут оставаться
неудовлетворительными; напротив, наличность
такого пути может обеспечить России весьма
существенные выгоды».
22 сентября 1941г. Гитлер вынужден был констатировать,
что германским войскам «не удалось, несмотря
на громадные усилия и проявленный героизм,
достигнуть Мурманской железной дороги.
Активизация британских сил в Арктике,
явное затягивание войны на восточном
фронте заставили Гитлера пересмотреть
отношение к арктическому пути. Рост военных
поставок через Мурманский порт являлся
для Германии крайне негативным фактором.
В этих условиях Германское командование
распорядилось усилить сотрудничество
Люфтваффе9 и Кригсмарине для нарушения
советско-английских коммуникаций на
Севере, а также усилить продвижение войск
к Мурманску.