Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, реферат
Цель работы – выявление основных этапов формирования системы сопровождения переходов союзных кораблей через опасные зоны фронта, их значимость и их роль в победе СССР над антигитлеровской коалицией. Примерное описание пропускной способности Мурманского порта в годы Великой Отечественной войны. Основные периоды навигации кораблей.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава.Ι. Британские конвои. 3
1.1.Формирование конвоя 3
2.1.Выбор зоны конвоирования. 5
2.3.Структура конвоев. 6
Глава.ΙΙ. Конвой «Дервиш» 7
2.1Формирование_конвоя. 7
2.2.Перестановка сил. 8
Глава ΙΙΙ.Конвои 1941 года. 10
3.1.Формирование конвоя 10
3.2«Зона судьбы» 13
3.3.Мурманск 13
ΙV.Конвои 1942 года и военные операции в Арктике. 15
4.1.Конвои_1942. 15
4.2.Приостановление конвоев и дипломатические переговоры. 17
4.3.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие. 18
Глава V.Конвои 1944 года. 20
4.2.Итоги 21
Заключение 22
Список литературы 24
4.2.Итоги
В ходе конвойных операций
на завершающем этапе войны союзные флоты
окончательно закрепили свое главенствующее
положение в Арктике. В последних боях
за конвои германские военно-морские силы
лишились 24 подводных лодок и своего самого
крупного линкора «Тирпиц». Союзники не
досчитались 13 торговых судов и 9 боевых
кораблей. Сопоставление потерь свидетельствует
о высоком накале боев даже на последнем
этапе войны. Из всех маршрутов северный
продолжал оставаться самым опасным. Лишь
с конца мая суда стали ходить по нему
без прикрытия.
За годы войны Северным флотом
России было уничтожено и повреждено более
1,500 кораблей и судов противника, сбито
1,300 самолетов. С помощью сил флота была
обеспечена проводка конвоев в советские
порты и порты союзников. Кроме того, по
внутренним коммуникациям Северного Ледовитого
океана был проведен 1,471 корабль.
Сл1942по1945годылМурмансклприн
·За зимнюю навигацию 1941-1942гг. Мурманский порт принял 113 судов, обработано 407 тысяч тонн импортных грузов, 41 тысяча тонн экспортных грузов.
·За период навигации 1942-1943гг. принято 45 судов, обработано 214 тысяч тонн импортных и 52 тысячи тонн экспортных грузов.
·За период навигации 1943-1944гг.
принято 92 судна, обработано 624 тысячи
тонн импортных грузов и 42 тысячи тонн
экспортных грузов.
Окончание войны и коренное изменение
отношений между бывшими союзниками с
началом «холодной» войны породили не
только жаркие дискуссии по проблеме взаимных
платежей, но и не менее острую полемику
о роли ленд-лиза в победе. Поставленные
в СССР грузы были оценены в 13,3 млрд.долларов.
Большинство исследователей пытаются
определить роль ленд-лиза по общему объему
и по количеству отдельных наименований
оружия и материалов. Однако называемые
17,5 млн. тонн ввезенных в СССР грузов всего
также создают лишь общее представление
и с трудом поддаются исчислению. Что касается
отдельных видов поставок, то проследить
применение, а потому значение даже одного
вида весьма трудно. В то время как номенклатура
ввозимых грузов включала тысячи наименований.
Исчисление материальной стороны помощи
указывает на значимость ленд-лиза в победе.
Благодаря помощи союзников, в СССР были
высвобождены для фронта миллионы граждан,
почти полностью была обеспечена продовольствием
и средствами связи армия, в два-три раза
повысилась ее мобильность, в определенной
степени были восполнены потери боевой
техники. Всего, по данным департамента
США, за годы войны по северному маршруту
было отправлено 3,964,231 т грузов, из числа
которых фактически прибыло 3,700,000 – 1,000,000
т из Великобритании, остальные из США.
С учетом грузов, прибывших за годы войны
в арктические порты, где иногда разгружались
суда, шедшие из США через Северный морской
путь, общее количество доставленных в
советские северные порты грузов составило
почти 4,5 млн. т, или примерно 25% от общего
количества грузов, доставленных в СССР
по всем маршрутам.
В 1941-1945гг., по английским сведениям, в
северные порты СССР было направлен 41
конвой «PQ-JW» в составе 811 судов, из которых
прибыло 720, погибло при переходе 58 и 33
вернулось в порты отправления. 35 конвоев
«QP-RA», вышедших из СССР в порты Великобритании
и Исландии содержали 715 судов, из которых
в порты назначения прибыло 680, погибло
на переходе 29 и 8 вернулось.
Больше половины судов, направлявшихся
в СССР и из советских портов в составе
северных конвоев, пришлось на период
1943-1945гг., когда германский флот и авиация
уже не могли оказывать им активного противодействия.
Подавляющая часть потерь пришлась на
лето-осень 1942г., когда только в составе
конвоев «PQ-17», «PQ-18» и «QP-12», «QP-13», «QP-14»
погибло соответственно 37 и 22 судна. Северные
конвои вписали яркую и героическую страницу
в историю второй мировой войны, в боевое
содружество СССР, США и Великобритании.
Всего за годы Великой Отечественной
войны по линии ленд-лиза и британских конвоев в Советский
Союз было доставлено:
21,795 самолетов
12,056 танков
4,158 бронемашин;
44,600 металлорежущих станков;
1,860 паровозов;
517,500 тонн цветных металлов;
77 минных тральщиков;
103 противолодочных корабля;
29 танкеров;
102 сухогруза;
23 буксира и ледокола;
2,8 млн. тонн нефтепродуктов;
325,784 тонны взрывчатки;
15 млн. пар обуви;
1 млн. тонн зерна; 627,000 тонн
Непосредственно из Великобритании
было доставлено:
5,218 танков;
7,411 самолетов;
4,932 противотанковых орудия;
4,005 винтовок и автоматов;
1,803 радиолокатора;
4,338 установок радиооборудования;
2,000 телефонных аппаратов;
473,000,000 патронов;
9 торпедных катеров;
14 тральщиков;
4 подводные лодки
1. Данилов А. А. История России, 20- начало 21 века: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
2. Кучепатов Ю.Н. Огненные
мили // В конвоях и одиночных
плаваниях. Архангельск: Сев.-
3. Поморская энциклопедия.
Поморский государственный
4. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4.
5. Барашков Ю.А. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера. Архангельск: М"Арт, 2000.
6. Девид Б. Крейг. Девятнадцать героев "Довер Хилла" // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994. Вып. 2
7. Шнейдер И. Г. Особое задание // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.
8. Смирнов К.Д. Суда конвоев в Россию // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.
9. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997; Пузырёв В. П. Боевое содружество на Севере // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. М.: Наука, 1994.
Вып.2.
10. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои: обзор историографии и источников.
1 Антигитлеровская коалиция — объединение государств и народ
2 Московская конференция-организация военного сотрудничества союзников. Она стала важной вехой в формирования антигитлеровской коалиции. Это был этап, когда решались конкретные вопросы сотрудничества. Конференция готовилась и проходила в условиях, когда значительная часть правительственных чиновников в Великобритании и США считали, что Советский Союз продержится недолго.
3 С 1941 по 1944 год в период Великой Отечественной войны большой участок Кировской железной дороги (до 1935 г. Мурманская железная дорога), от станции Свирь на юге и до станции Масельская на севере оказался в зоне оккупации финской армией. В этом период станция Свирь была переименована в Syväri.
4 Боевое траление — метод уничтожения мин путем их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
5 морская . группа кораблей, совместно перемещающаяся в опрелелённом порядке, конфигурации
6 КОММОДОР — (Commodore) командир соединения в некоторых иностранных флотах, не имеющий адмиральского чина.
7 «Дервиш» — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из 7 транспортов (6 грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).Официально конвой не получил буквенной литеры PQ.
8 Форпост — передовая укрепленная позиция, аванпост. Передовой пункт, начало и оплот в развитии.
9 Люфтваффе (нем. Luftwaffe — во
11 ШПОРТПАЛАСТ - (Sportpalast), Дворец спорта в Берлине
12 Фокке-Вульф Fw 200 Кондор (нем. Focke-Wulf Fw 200 Condor)— немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт-моноплан периода Второй мировой. Созданный как дальний пассажирско-транспортный авиалайнер, он в большей и наиболее известной части своего применения использовался Военно-воздушными силами Германии в качестве самолёта дальней морской разведки и дальнего бомбардировщика
13 Кригсмарине (нем. Kriegsmarine
14 Сталинградская битва (нем. Schlacht von Stalingrad) — крупное сражение между войсками СССР с одной стороны, и войсками Третьего рейха, Румынии, Италии, Венгри
15 Ку́рская би́тва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, по своим масштабам, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны.
16 Антиги́тлеровская коали́ция — объединение государств и народ