Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 10:11, доклад
Швейцария (официальное название – Швейцарская Конфедерация) – небольшое, не имеющее выхода к морю государство в Центральной Европе, граничащее на севере с Германией, на юге – с Италией, на западе – с Францией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном. Название происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».
Введение 3
1. Общие сведения 4
2. Общая характеристика экономики Швейцарии 5
2.1. Финансы 5
2.2. Промышленность и энергетика 10
2.3. Транспорт и сельское хозяйство 11
2.4. Туризм 12
2.5. Внешняя политика 12
3. Роль Швейцарии в экономике Европы 15
3.1. Шенгенское пространство 15
3.2. Отношения Швейцарии и ЕС 15
4. Политика по активизации внешнеэкономической деятельности 22
Заключение 26
Список литературы 27
На рубеже 20-21 столетий в Швейцарии возросло понимание того, что продолжительная стагнация, характерная для страны на рубеже веков, а также причины отставания от других государств Западной Европы кроются, в известной мере, и в приверженности Конфедерации так называемому «особому пути», предполагающему существование рядом с ЕС, но без непосредственного участия в нём при частичном вовлечении в процесс европейской интеграции. Это понимание подталкивало руководство Конфедерации к интенсификации диалога с Евросоюзом. Такой диалог особенно важен для Швейцарии с учетом того, что основным фактором роста её экономики остается внешний спрос на швейцарскую продукцию (экспортная квота составляет 45 %), а львиная доля торговли приходится на страны Евросоюза (60 % экспорта и 82 % импорта).
Первые соглашения между Швейцарией и Европейским союзом были подписаны ещё в 1972 г. в рамках договора о вхождении в Европейское экономическое пространство ряда стран, находившихся в составе ЕАСТ. Таким образом, была создана основа для реализации четырёх основных принципов: свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС. В декабре 1992 г. был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз. Против проголосовало 50,4 % населения, перевес составил лишь 23.3 тыс. голосов, но за этим незначительным перевесом стоит тот факт, что против включения страны в европейскую интеграцию высказались 16 из 26 кантонов.
В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. В этих условиях правительство приняло решение об изменении переговорной стратегии. В мае 2000 г. был проведен референдум относительно целесообразности заключения двустороннего соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. Большинство населения (67.2 %) одобрило этот шаг. Против выступили только два кантона (в Тичино опасались возможного усиления притока иммигрантов из Италии, а в Швице вообще всегда против любого расширения связей с соседними странами).
По мнению швейцарского правительства, подписанные соглашения обеспечивают стране почти три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства – члены ЕС, но не вынуждают к соответствующим уступкам. При этом не наносится какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в правительство (Федеральный совет), а также основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения.
19 мая 2004 года были подписаны следующие соглашения: «Об освобождении от таможенного налогообложения экспорта в ЕС швейцарских переработанных сельхозпродуктов», «О вхождении Швейцарии в Европейское экологическое агентство», «О присоединении Швейцарии к системе европейского статистического учёта («Евростат»)», «О присоединении Швейцарии к Европейской программе развития в области масс-медиа», «О присоединении Швейцарии к европейской образовательной программе», «Об освобождении живущих в Швейцарии вышедших на пенсию чиновников ЕС о двойного налогообложения», «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям», «О налогообложении процентов с размещённых в швейцарских банках европейских капиталов», «О присоединении Швейцарии к соглашению о борьбе с уклонением от непрямых налогов (НДС, акцизы и пр.)». Конфедерации удалось всё-таки сохранить за собой право не оказывать правовую помощь странам-членам ЕС по делам, связанным с уклонением от прямых налогов, в рамках присоединения к Шенгену/Дублину. В 5 июня 2005 года на референдуме граждане Швейцарии высказались за вступление в Шенгенское пространство.
С 12 декабря 2008 года Швейцария официально вступила в Шенгенское безвизовое пространство. На границах страны на всех наземных пропускных пунктах отменен паспортный контроль. В аэропортах Швейцарии паспортный контроль сохранился только до 29 марта 2009 года. За это время страна подготовила свои авиационные терминалы для обслуживания внутришенгенских авиарейсов, где паспортный контроль не требуется, и отделила эти рейсы от остальных международных терминалов. Что касается вопроса о распространении свободы перемещения на 10 новых государств-членов ЕС, то было принято решение вынести его на референдум, который состоялся 25 сентября 2005 года. Принцип свободы передвижения с новыми членами ЕС поддержали 55,95 % швейцарцев, сообщило Швейцарское телеграфное агентство.
8
февраля 2009 года граждане Швейцарии
одобрили на референдуме
Проведение референдума по вопросу о том, стоит ли гражданам Швейцарии по-прежнему принимать рабочих из стран Евросоюза и, в свою очередь, иметь право на работу в ЕС, понадобилось в связи со скорым истечением соглашения Берна и Брюсселя о свободном движении рабочей силы, а также вступлением в 2007 году Болгарии и Румынии в состав ЕС.
Если к гражданам 25 стран ЕС швейцарцы уже более или менее привыкли, то к перспективе наплыва в страну румын и болгар многие отнеслись неоднозначно. В преддверии воскресного референдума на этих настроениях попыталась сыграть ультраправая Народная партия, из-за отказа которой расширить действие договора на Софию и Бухарест путём голосования в парламенте этот вопрос собственно и пришлось выносить на общенациональный плебисцит.
Готовясь
к нему, партия, давно известная
своей жесткой
Однако если впервые решение впустить в страну рабочих из ЕС принималось на фоне экономического бума и потому в 2000 году его поддержали 67 % граждан, то сейчас Швейцария, как и большинство стран мира, переживает финансовый кризис. И хотя уровень безработицы в стране составляет всего 3 %, число безработных по сравнению с докризисными временами все же выросло.
Поэтому всего за пару дней до референдума число сторонников продления соглашения с ЕС и двумя его новыми членами составляло только 50 %. Против выступали 43 %, тогда как оставшиеся по-прежнему не могли определиться. Тем не менее, около 60 % избирателей все-таки ответили на вопросы референдума утвердительно. И тем самым продемонстрировали, что угроза испортить отношения с Евросоюзом для них страшнее, чем возможный наплыв иммигрантов из Болгарии и Румынии. Одним из проблемных аспектов отношений Швейцарии с Евросоюзом является вопрос тайны банковских вкладов швейцарских банков. В современном мире вряд ли найдется какая-либо другая страна, кроме Швейцарии, в которой банки оказывали бы столь существенное воздействие не только на экономические, но и на общественно-политические процессы. Эта страна стала символом элитарной банковской системы и заслуженно пользуется репутацией самого надежного финансового сейфа в мире. Помимо высокой надежности многих привлекает гарантированная швейцарским законом тайна банковских счетов и имен их владельцев.
Правда, в самой Швейцарии считают, что многое, связанное с этой проблемой, можно характеризовать как «популярный миф».
В действительности в банковской системе страны не существует анонимных счетов (blind eyer), их владельцы хорошо известны руководству банков. Действует также строжайшая система постоянной проверки владельцев номерных счетов.
И все же в последнее время давление мирового сообщества и, особенно, Евросоюза на Швейцарию возрастает. Несмотря на мощное давление Евросоюза, окончательно отказываться от принципа банковской тайны Швейцария не намерена. Данный принцип, по мнению главы Швейцарского национального банка X. Майера, является легитимным методом функционирования любого финансового объединения.
Швейцария намерена в дальнейшем тщательно анализировать все возможные последствия реализации двусторонних соглашений с ЕС и его членами.
В первую тройку актуальных проблем, по которым альпийская республика не готова идти на какие-либо радикальные уступки, входят вопросы сохранения банковской тайны, независимости швейцарского франка и незыблемости принципа нейтралитета во внешней политике.
В
целом, Швейцария не готова вести
дела в банковской сфере по «правилам
Евросоюза». Считается, что страна была
вынуждена уже пойти на значительные уступки,
что существенно девальвирует привлекательность
её национальных банков. Такое развитие
событий особенно не устраивает небольшие
приватные (семейные) банки, составляющие
основу финансовой системы страны.
В новое столетие Швейцария вступает в состояние активного поиска иного имиджа и места в современном мире.
Оказавшись в географическом центре расширяющегося Евросоюза, Швейцария вынуждена вырабатывать новые принципы международного сотрудничества. Европа остается для Швейцарии важнейшим партнером: экономическим, политическим, культурным.
В целом, это направление внешней политики Швейцарии в новом веке стало более прагматичным. Швейцария не является членом Евросоюза и, очевидно, ещё долго им не станет. При этом у неё есть ряд неоспоримых преимуществ перед ЕС, как-то: дипломатическая компетенция Швейцарии, её надежность и репутация, завоеванная в сфере защиты прав человека. И Швейцария достаточно успешно научилась их использовать в новых реалиях.
Особое
значение для развития швейцарской
экономики имеют
На решение этой задачи направлены основные рекомендации, содержащиеся в утвержденном правительством Швейцарии в январе 2009 г. ежегодном Докладе о внешнеэкономической политике.
Основные усилия в данной области в 2009 г. правительство страны планирует направить на: 1) дальнейшее развитие переговорного процесса в рамках ВТО (Доха-раунд), 2) форсирование заключения соглашений о свободной торговле на двусторонней основе и между ЕАСТ и третьими странами, 3) углубление сотрудничества с ЕС. Особое место в докладе уделяется развитие внешнеэкономических связей между Швейцарией и странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Так,
в феврале этого года Швейцария
подписала с Японией
Также
планируется возобновить
В этом году также должны начаться переговоры между Россией и странами ЕАСТ по вопросу возможного заключения подобного соглашения.
Швейцария активно ведет переговоры с Евросоюзом по вопросам заключения с ним соглашения о свободной торговле сельскохозяйственными товарами, поскольку в действующем двустороннем соглашении о свободной торговле между Швейцарией и ЕС от 1972 г. содержатся изъятия в отношении аграрной продукции.
Швейцария активизирует внешнеэкономические связи с различными государствами мира, ранее не входящими в число приоритетных, включая Иран, Венесуэлу, Турцию.
Антикризисная
политика швейцарского правительства
во многом схожа с теми мерами, которые
предпринимали в последние