Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, курсовая работа
Шейбаниды — правящая династия в Бухарском ханстве, ветка шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя многие представители династии восходят к деду Мухаммеда Абулхайру. Вытеснили тимуридов из Мавераннахра.
Введение
1. Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа. Формирование тюркоязычной народности.
2. Место Шейбанидов в формировании узбекского народа.
3. Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.
Заключение
Использованная литература
Каждое из 92 узбекских племен, населявших эти государства, занимало свою определенную территорию со своими пастбищами и полями, а также укрепленными пунктами, являвшимся одновременно и резиденцией главы племени. В них устойчиво сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, свойственные народам с кочевым и полукочевым способом производства и родоплеменными образованиями. Почти в неизменном виде сохранялись не только их этнические черты (племенные диалекты, традиции, родовые связи), но и их социальная структура. Непрерывные конфликты, межплеменные распри, междоусобицы вызывали миграции племен, частыми были и насильственные переселения значительных групп населения. Все это препятствовало формированию более широких этнических образований и консолидации племен в единый народ. Кроме того, в каждом племени сохранялись высокая устойчивость родоплеменных традиций в области традиционной культуры, этнического самосознания, быта, обрядов, повествований "о предках данного рода", сказок, легенд.8
Итак, как вытекает из содержания
лекции, в процессе этногенеза
узбекского народа можно
I этап- с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э. - рубежа нашей эры.
В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).
II этап- со II-I в.в. до н.э. - рубежа нашей эры до XIIIв.
На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа - тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствии получившая название узбеков.
III этап-с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.
IV
этап-с XVII до середины XIXв. когда
происходил процесс дальнейшей
этнической консолидации
Вместе с тем, следует отметить, что целенаправленное изучения процессов этногенеза и этнической истории узбекского народа еще далеко от завершения; требуются дальнейшие комплексные исследования этих важнейших и сложнейших проблем исторической науки. Особую актуальность они приобретают в современных условиях - в годы независимости, поскольку, как подчеркивал Президент Узбекистана И.А. Каримов, кое-где в Средней Азии "еще наблюдается опережение регионального самосознания над национальным", что приводит к таким опасным явлениям, как клановость, местничество. Поэтому важно помнить, что "в мире одна узбекская нация, нет национальных различий между хозермийцем, ферганцем, сурхандарьинцем - все они узбеки"9
Глубокой тревогой и озабоченностью проникнуты слова Президента: "Самое опасное заблуждение состоит в возведении в абсолют тех или иных территориальных отличий. Не региональные самосознание должно определять национальную самоидентификацию индивида: человек должен чувствовать себя, прежде всего гражданином Узбекистана, а затем уже хорезмийцем, самаркандцем или жителем Ферганской долины. Это ни чуть не умаляет ценности и значимости "малый родины" каждого из нас, местности, края, где человек родился и вырос, самобытности ее жизненного уклада и системы ценностей. Однако следует помнить, что гипертрофированный локальный патриотизм, его агрессивная наступательность препятствуют консолидации нации, неизбежно ведут к внутреннему сепаратизму и культурной изоляции, порождают ряд других угроз стабильности и безопасности государства и общества"10
И в этом смысле огромную роль должна сыграть национальная идеология, которая, по сути, является духовным обеспечением реформ, поскольку позволяет объединить всех людей вокруг общей цели- построения государства с великим будущим, чтобы каждый гражданин Узбекистана ощутил свою сопричастность к целям общества, страны. "Национальная идеология- знамя, объединяющее нацию",11 она способна обеспечить приоритет высших интересов и целей народа, государства, помочь занять ему достойное место в мировом сообществе.12
Заключение
Развитие национальной государственности Республики Узбекистан выявило большой интерес к историческому прошлому узбекского народа. Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов отметил: «история любого народа, в том числе и узбекского, неповторима. Наш народ появился не вчера на мировой арене – своей жизнью, своей культурой, своей историей он известен с древнейших времен появления «Авесты». Наш народ, несмотря на суровые испытания истории, стойко перенес их и сохранил высокие качества. Наши предки воспитывали своих потомков на принципах гуманизма, бессмертной восточной философии, национальных ценностей. Наши предки в течение веков сохраняли наш язык и религию, самобытность узбекской нации и воспитали достойных потомков»13.
Существуют разные толкования значения слова «узбек». Часть исследователей полагает, что узбеками назывались люди, которые ощущали себя свободными, самостоятельными, т.е. сами себе хозяевами. Другие полагают, что это слово связано с именем хана Золотой Орды – Узбека (1312-1342 гг.). В это же время есть источники, в которых этим словом были названы племена, не имевшие никакого отношения к Узбекхану. Скорее всего термин «узбек» – это собирательное название племен, составивших основу современного узбекского народа.
Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу о том, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня. Для начала расшифруем древнегреческое слово «этнос», это слово переводиться как народ. Поэтому говоря об этнических корнях или этническом формировании мы понимаем процесс складывания и развития народа, его происхождения. А теперь с пониманием что такое этнические корни рассмотрим о выше сказанных трех этнических корнях современных узбеков - это прежде всего оседлые и кочевые народности региона, которые исконно существовали в Средней Азии и которых принято называть автохтонным населением. Вторая группа – это население тюркских родов и племен, их смешение с тюрко-монголами, (по времени – это V-XVвв.). И третья группа – это потомки даштикипчакских узбеков, которые поселелись сюда в XV-XVI вв. Эта группа составила менее одной пятой части населения региона того периода.
После нескольких неудачных попыток воссоздать Государство Абулхаира Шейбани хан принимает решение захватить города Тимуридов в Средней Азии. В 1499 году он начал завоевание Мавераннахра и в 1500—1501 отвоевал у Тимуридов их столицу Самарканд, основав государство Шейбанидов. Установил свою власть над всем Мавераннахром и Хорасаном. С момента создания своего государства и до своей смерти Шейбани хан постоянно находился в состоянии войны с большинством соседних государств. Постоянно совершал набеги в степи восточного Дешт-и-Кипчака в казахские кочевья, воевал за расширение своего государства с Сефевидами.
В декабре 1510 годда Мухаммад Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефеви и убит. После смерти Кучкунджи-хана (правил в 1510—1530 годах), дяди Шейбани-хана, и кратковременного правления его сына Абу Саид-хана (1530—1533) главой государства стал Убайдулла-хан (правил в 1533—1540 годах), племянник Шейбани-хана.
Шейбаниды считали Тимуридов узурпаторами престола ханов чингизидов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат.
Правление Абдуллы-хана II (1557—1598, (взошел на ханский престол в 1583 году) характеризовалось значительным усилением ханской власти. После смерти Абдулла-хана II и убийства его сына Абдалмумин-хана, а также гибели Пирмухаммеда II династия Шейбанидов прекратилась.
Пирмухаммед-хану II, последнему Шейбаниду, принадлежала лишь небольшая часть государства; в том же году он погиб в междоусобной борьбе. После Шейбанидов к власти в 1601 году пришли Аштарханиды.
Какие признаки характеризуют образование этноса, то есть народа? Во-первых это общность людей, т.е. это не родство по крови, а общность, основывающаяся на общих судьбах людей в процессе длительного совместного исторического развития. Во-вторых, это - общая территория, на которой складывается данный народ. В третьих, у названной общности людей должны быть свои собственные особенности языка, культуры.
Перечисленные
признаки складываются, как правило,
на протяжении многих веков и тысячелетий.
Литература
Информация о работе Роль и место Шейбанидов в формировании узбекской народности