Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, курсовая работа
Шейбаниды — правящая династия в Бухарском ханстве, ветка шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя многие представители династии восходят к деду Мухаммеда Абулхайру. Вытеснили тимуридов из Мавераннахра.
Введение
1. Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа. Формирование тюркоязычной народности.
2. Место Шейбанидов в формировании узбекского народа.
3. Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.
Заключение
Использованная литература
Тюрки занимали важное место в административном аппарате Саманидского государства, в его армии (гвардия тюркских гулямов) и т.п. Возникают тюркские династии (например, Газневиды).
Определенную роль в этногенезе узбеков сыграли и племена канглы, образовавшие еще в VIв. в районе Сырдарьи крупный племенной союз, объединявший различные тюркоязычные племена и просуществовавший до середины VIIIв. В 70-х г.г. VIIIв. Он распался под натиском двух племенных объединений - огузов и карлуков, и отчасти арабов. Значительная часть кангалыйцев переселилась в среднеазиатское Междуречье.
Наиболее значительным племенем Семиречья в Xв. были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии - от долины Таласа до реки Тарии в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Требовалось 30 дней, чтобы пройти караванным путем от западных границ карлукских владений до восточных. Карлуки доминировали в Семиречье еще с 766г., когда после разгрома тюргешей захватили власть на этой территории. В середине IXв. они образовали свое государство, в которое вошли значительная часть Семиречья, Восточного Туркестана и горные районы Ферганы. В рамках карлукских владений происходила консолидация подвластных карлукам племен и переход значительной их части к оседлости.3
Вторым крупным тюркским племенем Семиречья были чигили, расселившиеся главным образом на северо-востоке от озера Иссык-Куль, хотя жили и в районае Тараза. Гардизи указывает более широкие границы распространения чигилей. По его словам, "все окрестности Иссык-Куля были заняты чигилями". Согласно "Худуд-ал-алему", чигили жили в шатрах носили войлочные шапки, владели большими стадами коров, быков, баранов, лошадей, поклонялись солнцу и звездам. Так же, как и карлуки, они имели города и селения, были народом богатым, хотя и менее культурным.
Третьим тюркским племенем, частично захватившим Семиречье, были ягма, жившие на юг от озера Иссык-Куль, по направлению к городу Кашгару, причем большая часть их кочевий находилась в Восточном Туркестане. В "Худуд-ал-алеме" племена ягма описываются, как наименее культурное из тюркских племен. Среди ягма слабо было развито земледелие, но зато среди них много было звероловов, которые охотились за дичью и добывали пушнину. Главное их богатство заключалось в стадах лошадей и баранов. Ягма были известны как наиболее воинственные среди других тюркских племен.
В конце Х-начале XIв. наблюдается новая волна вторжений и переселений тюркских племен, прежде всего тюрков Семиречья и Восточного Туркестана, в Среднюю Азию. Разгромив Саманидов, они создали огромное государство, включившее в себя, кроме указанных территорий, и Мавераннахр. Это государство, известное в исторической литературе как Караханидское, сыграло важную роль в истории Средней Азии. В государство Караханидов входили карлуки, чигили, ягма, уйгурские племена, аргу, тухси, кипчаки, огузы и др., причем ведущую роль играли карлуки и уйгуры.
С установлением власти Караханидов в Шаше, Фергане, Согде и др. областях Средней Азии сюда началось переселение массы тюркоязычных племен. Исследование письменных источников показывает, что в XI-XIIв.в. тюркское население составило в Средней Азии не отдельные островки, а значительный пласт, особенно в северных и отчасти в южных областях страны, где он был (или становился) преобладающим. Получает распространение язык тюркского населения Караханидского государства, который лингвисты характеризуют как карлукско-уйгурский, постепенно вытесняя языки местного населения
Таким образом, тюркский этнический элемент в XI-XIIв.в. становится преобладающим на большой части Средней Азии; в культурной жизни среднеазиатских народов, даже в культуре городского населения, имеются зримые черты тюркского вклада и тюркского влияния. Тюркский язык того времени, карулукско-уйгурский (фонетические, морфологические и лексико-грамматические особенности его запечатлены в таких памятниках, как "Кутадгу билик" Юсуфа Баласагуни, соответствующих разделах "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари), явился языком-основой, после распада и на базе которого развился в Средней Азии послемонгольского времени староузбекский язык, очень тесно связанный со своим предшественником.
Рассмотренные нами огромные изменения в этнической жизни народов Средней Азии, происшедшие за период - с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры по XIIв. позволяют сделать следующий вывод: в результате происходивших на протяжении тысячелетия почти беспрерывного проникновения в пределы Средней Азии тюркоязычных племен и тюркизации ираноязычного населения северных районов Средней Азии к X-XII в.в. на территории Маверауннахра сформировалась тюркоязычная народность, получившая впоследствии название узбеков. Так завершился второй этап этногенеза узбекского народа, когда сложился его второй этнический пласт, имеющий решающее значение в этом процессе.
Дашти-кипчакские узбеки
До конца XIX в. под узбеками в основном понимались прямые потомки дашти-кипчакских узбекских кочевых племен, мигрировавших в регион Маверауннахра в начале XVI в. и осевших здесь в эпоху правления династии Шейбанидов, а также позднее примкнувшие к ним местные тюркские племена. Однако происхождение этнонима "узбек" связано именно с дашти-кипчакскими узбеками. Он, по всей видимости, происходит от имени Узбек-хана (1312—1340), девятого государя из дома Джучи (старшего сына Чингизхана).
Узбек-хан являлся одним из наиболее успешных и популярных правителей Золотой Орды (Кок-Орды). Он правил 28 лет и вошел в историю тем, что удачно сочетал в себе тип сильного военного предводителя, справедливого (по меркам того времени) правителя и истового служителя ислама. Узбек-хан известен как первый из рода Джучи, утвердивший ислам в Золотой Орде. Скорее всего, благодаря популярности и славе этого монгольского правителя часть подданных Золотой Орды стала называться узбеками.
Однако впоследствии этот термин стал означать преимущественно подданных Белой Орды. Разгром Темуром войск Тохтамыша в XIV в. способствовал распаду Золотой Орды на ряд более мелких государственных образований: Казанское и Астраханское ханства, Хорезм, отошедший к владениям Темуридов, Ногайский и Узбекский улусы в составе Белой Орды. Узбекский улус занимал степные пространства между Уралом и низовьями Сырдарьи и, как государственное образование, прочно утвердился только к середине XV в., т. е. только через столетие после смерти самого Узбек-хана. Теперь этноним узбек стал ассоциироваться с именами новой плеяды тюрко-монгольских династических лидеров, которые по своему происхождению восходили не к Узбек-хану, а к монгольскому князю Шейбану, младшему сыну Джучи.
Родной брат Шейбана — хан Батый, как только стал правителем Золотой Орды, выделил в удел своему брату Шейбану степную область между рекой Иргиз и Уралом. Впоследствии, уже ко времени правления Узбек-хана, степная зона, расположенная выше низовий Сырдарьи и Аральского моря, известная также под названием Дашти-Кипчак, была отнесена к Белой Орде, формально находившейся в вассальном положении по отношению к Золотой (Синей) Орде. Тот факт, что подданные именно Белой Орды стали называться узбеками, частично объясняется тем, что посаженный Узбек-ханом в г. Сыгнаке Эрзен-хан в качестве правителя Белой Орды стал рьяно проводить политику своего патрона по распространению ислама среди своих подданных. Эта традиция следования устоям ислама сохранилась и усилилась при прямых потомках Шейбана — Абулхаире и Шейбани. Под началом именно этих ханов термин "узбек" стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Белой Орды.
Особенностью этногенеза дашти-кипчакских узбеков, по крайней мере, на первых его этапах, было то, что решающую роль в их объединении под эгидой сильного централизованного государства играли харизматические лидеры типа Узбек-хана, Абулхаир-хана и Шейбани-хана, сочетавшие в себе дуальность принципов правления — приверженность и исламу, и степному обычному праву (Яса), унаследованному от Чингисхана.
2. Место Шейбанидов
в формировании узбекского
народа.
Внук Абулхайра Мухаммед Шейбани (1451—1510) продолжил дело деда. Он не раз терпел неудачи, спасался бегством, но постепенно подчинил себе других кочевых ханов и с 1499 г. уже вел систематическое завоевание Средней Азии, тем более, что под давлением других кочевых объединений тюркских племен вынужден был отступать из степей между Аралом, Уралом, Тоболом и Иртышем на юг, в Мавераннахр, зону преимущественно оседлого земледелия и в значительной мере ираноязычного населения. Используя усобицы, экономические трудности и социальные смуты в государствах Тимуридов, Мухаммед Шейбани овладел в 1501 г. Самаркандом, затем и всем Мавераннахром, в 1505 г. — Хорезмом, в 1507 г. — Гератом. Распространив свою власть вплоть до Каспия, он создал огромную державу, провел денежную реформу, стабилизировал торговлю, чем привлек на свою сторону купеческую верхушку среднеазиатских городов. Им же были привлечены к управлению феодальная знать и духовенство, перешедшие на его сторону (во многом — под впечатлением жестоких расправ с теми, кто оставался верен Тимуридам). Однако с таким трудом созданное государство пало под ударами кочевников с северо-востока и иранских шахов из династии Сефевидов с юго-запада. Сам Мухаммед Шейбани погиб в 1510 г. в битве с войсками Сефевидов при оазисе Мерв. После этого значительная часть его государства была захвачена с помощью иранских войск бывшим тимуридским правителем Ферганы Захир ад-Дином Мухаммедом Бабуром, будущим основателем династии Великих Моголов в Индии, который, захватив в 1504 г. Кабул, вплоть до 1512 г. тщетно пытался вернуть Бухару и Самарканд.
После смерти Мухаммеда Шейбани правили его дядя Кучкунджи-хан (1510—1530), сын Абу Саид (1530—1533) и племянник Убайдулла (1533—1539). Все они считали себя законными наследниками Тимуридов и вели борьбу с Сефе-видами за Хорасан и Герат, когда-то бывший столицей Тимуридов. Они трижды овладевали Гератом, четырежды — Мешхедом (центром Хорасана) и другими иранскими городами, безуспешно пытались вернуть себе власть над Хорезмом, где с 1512 г. правил узбекский хан Ильбарс и его потомки, так же, как и Шейбаниды, возводившие свое происхождение к Чингисхану. Бесконечные войны сопровождались разрушением городов и селений, разорением торговцев и ремесленников, упадком традиционного земледелия из-за внедрения в его зону кочевого хозяйства пришедших с Шейбанидами племен и их засилья на переданных им «в кормление» территориях. Пагубные последствия имела и заведенная основателем династии практика раскола государства на большие и малые уделы членов клана Шейбанидов или их сановников. После смерти Убайдуллы все эти удельные правители, взяв себе титул султанов, нередко не признавали прав главы династии (хакана) и даже монеты чеканили не от его имени, а от своего собственного. С 1557 г. Абдаллах-хан, сын правителя одной из областей, захватив Бухару, превращает ее в столицу Шейбанидов и добивается провозглашения хаканом своего дяди Пир-Мухаммеда, а в 1561 г. — своего отца Искандара. Управляя от их имени, он последовательно уничтожает удельные султанаты, захватывая в 1573 г. Балх, в 1574 г. — Хисар, в 1578 г. — Самарканд, в 1582 г. — Ташкент. К моменту его вступления на престол хакана в 1583 г. государство было уже практически объединено, а удельные правители, хоть и сохранились, но были на деле превращены в его наместников.4
Абдаллах-хан много строил: каналы, мосты, караван-сараи, водохранилища. Он провел монетную реформу, усилил армию и добился впервые со времен Тимура уважения власти государства. В 1584 г. он завоевал Бадахшан, в 1594 г. — Хорасан, а позднее — и Хорезм. При нем улучшилось экономическое положение, процветали торговля и ремесла, архитектура и литература, развивались связи с Россией, Османской империей и Индией, где у власти стояла династия среднеазиатского происхождения — Великие Моголы. После смерти Абдаллах-хана в 1598 г. последний Шейбанид Пир-Мухаммед-хан II быстро утратил почти все, чего добился его предшественник, и погиб в 1599 г., пытаясь овладеть Самаркандом. Так прекратилась династия Шейбанидов.
Стоит отметить, что Шейбаниды, пришедшие в Среднюю Азию с юга Сибири, продолжали ею интересоваться в течение всего периода их правления в Средней Азии. Отделенные от Сибирского ханства казахскими племенными союзами и Ногайской ордой, они не могли постоянно вмешиваться в сибирские дела, особенно после убийства в Тюмени их родственника Ибака в 1495 г. и захвата власти ханами из рода Тайбуги. Но Шейбаниды в конце концов свергли Тайбугинов и в 1563 г. править в Сибири стал знаменитый хан Кучум из рода Шейбанидов, с 1571 по 1598 г. жестоко воевавший с Россией и поддерживавший со Средней Азией интенсивные экономические, политические и духовные связи (исламизация Сибири с XIV в. осуществлялась преимущественно шейхами суфийского братства Накшбандийя, приезжавшими из Средней Азии при поддержке Шейбанидов). И впоследствии, уже после прекращения сопротивления России потомков Кучума, сохранялись тесные связи сибирских (как и поволжских) мусульман со Средней Азией, особенно с Бухарой и Хорезмом.
В целом же эпоха Шейбанидов в Средней Азии в определенной мере способствовала, хотя и ограниченному, прогрессу в сферах экономики и культуры. Были расширены посевные площади и экспорт агропродукции, проведены крупные ирригационные работы. Однако экономическое процветание не усиливало государство, потому что основной доход с принадлежавших ему земель раздавался членам династии, духовенству, сановникам и племенам, на которые опирались Шейбаниды. Почти все они обычно освобождались от выплат в казну. Рост масштабов торговли и ремесел также мало влиял на общий рост благосостояния, ибо сократилась (по военным и политическим причинам) торговля с Ираном и Индией, а ремесленников, как и прочих мелких хозяев, душил ростовщический процент (формально запрещенный), достигавший 35—50 годовых и более.
Размах
строительства сопровождался
Информация о работе Роль и место Шейбанидов в формировании узбекской народности