Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:15, курсовая работа
Шейбаниды — правящая династия в Бухарском ханстве, ветка шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя многие представители династии восходят к деду Мухаммеда Абулхайру. Вытеснили тимуридов из Мавераннахра.
Введение
1. Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа. Формирование тюркоязычной народности.
2. Место Шейбанидов в формировании узбекского народа.
3. Этнические процессы в Средней Азии на завершающих этапах формирования узбекского народа.
Заключение
Использованная литература
ТЕМА: Роль и место Шейбанидов в формировании узбекской народности
ПЛАН
Введение
Заключение
Использованная
литература
Введение
Шейбаниды — правящая династия в Бухарском ханстве, ветка шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя многие представители династии восходят к деду Мухаммеда Абулхайру. Вытеснили тимуридов из Мавераннахра.
Основатель династии Шибанидов — Мухаммед Шейбани (1451—1510), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра относился к средней линии Шибанидов. Наименование современными исследователями династии Шейбани является ошибочным. Шейбани — литературный псевдоним Мухаммад-хана, ни в одном официальном акте или на монетах не упоминается. В 1499 Мухаммад-хан начал завоевание Мавераннахра и в 1500—1501 отвоевал у Тимуридов их столицу Самарканд, основав государство Шейбанидов. Установил свою власть над всем Мавераннахром и Хорасаном, в 1508—1509 годах совершил грабительский поход на казахов.
В 1510 году Мухаммад-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефеви и убит. После смерти Кучкунджи-хана (правил в 1510—1530 годах), дяди Шейбани-хана, и кратковременного правления его сына Абусаида (1530—1533) главой государства стал Убайдулла-хан I (правил в 1533—1539 годах), племянник Мухаммад-хана.
Шибаниды считали Тимуридов узурпаторами престола монгольских ханов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат. Правление Абдуллы-хана II (1557—1598, (взошел на ханский престол в 1583 году) характеризовалось значительным усилением ханской власти. После смерти АбдУулла-ханаI и убийства его сына Абд ул-Мумина династия Шейбанидов прекратилась.1
Пир-Мухаммеду
II, последнему Шейбаниду, принадлежала
лишь небольшая часть государства;
в том же году он погиб в междоусобной
борьбе. После Шейбанидов к власти
в 1599 году пришли Аштарханиды.
После нескольких неудачных попыток воссоздать Государство Абулхаира Шейбани хан принимает решение захватить города Тимуридов в Средней Азии. В 1499 году он начал завоевание Мавераннахра и в 1500—1501 отвоевал у Тимуридов их столицу Самарканд, основав государство Шейбанидов. Установил свою власть над всем Мавераннахром и Хорасаном. С момента создания своего государства и до своей смерти Шейбани хан постоянно находился в состоянии войны с большинством соседних государств. Постоянно совершал набеги в степи восточного Дешт-и-Кипчака в казахские кочевья, воевал за расширение своего государства с Сефевидами.
В декабре 1510 годда Мухаммад Шейбани-хан был разбит под Мервом иранским шахом Исмаилом I Сефеви и убит. После смерти Кучкунджи-хана (правил в 1510—1530 годах), дяди Шейбани-хана, и кратковременного правления его сына Абу Саид-хана (1530—1533) главой государства стал Убайдулла-хан (правил в 1533—1540 годах), племянник Шейбани-хана.
Шейбаниды считали Тимуридов узурпаторами престола ханов чингизидов, и вели постоянную борьбу с Сефевидами за Хорасан и вторую столицу Тимуридов — Герат.
Правление Абдуллы-хана II (1557—1598, (взошел на ханский престол в 1583 году) характеризовалось значительным усилением ханской власти. После смерти Абдулла-хана II и убийства его сына Абдалмумин-хана, а также гибели Пирмухаммеда II династия Шейбанидов прекратилась.
Пирмухаммед-хану
II, последнему
Шейбаниду, принадлежала лишь небольшая
часть государства; в том же году он погиб
в междоусобной борьбе. После Шейбанидов
к власти в 1601
году пришли Аштарханиды.
1. Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа.
Формирование тюркоязычной народности.
Следующим этническим пластом стали тюркоязычные племена, в разное время расселившиеся на территории Средней Азии. Проникновение тюркоязычных племен в Средней Азию началось с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры и связано с грандиозными передвижениями кочевников Северо-Восточной и Центральной Азии.
Пришедшие в Среднюю Азию юечжи носили название "да юечжи" ("великие [большие] юечжи"). Поселившиеся же в Восточном Туркестане носили название "малые юечжи". Происхождение юечжей до сих пор остается неясным. С первой половины XIXв. существует гипотеза, согласно которой юечжи - это массагеты. Другие исследователи считают вероятным, что в древнем звучании юечжей ("гвати" или "гати") отразилось название племен ятиев. Ряд авторов IV и более поздних веков слово "юечжи" неизменно переводит как "тохары", что указывает на возможную связь между ними. В последнее время вновь усиливается тенденция связывать юечжей (и тохаров) с теми группами населения Восточного Туркестана, от средневековых потомков которых остались рукописи, написанные на двух языках (или диалектах), которые условно названы "тохарскими" и ничего не имеют общего ни с иранскими, ни с индийскими языками, хотя и являются индоевропейским
Итак,
события на далеких от Средней
Азии территориях привели к
Сведений о происхождении и этническом положении Эфталитов достаточно много, но они часто противоречивы. Сведения китайских источников можно разбить на следующие группы: а) эфталиты - разновидность юеджей;
б) эфталиты - ветвь тюркских племен гаогюй;
в) эфталиты происходят от племен чеши (Тюрфан);
г) они наследники Кангюя.
Необходимо также остановиться на вопросе о месте сложения Эфталитов. Здесь также имеется много теорий. Следуя то одной, то другой версии китайских источников, исследователи помещают место происхождения эфталитов то на Алтай, то в Восточный Туркестан и т.д. 2
Переселение крупных массивов тюрко-язычных племен на территорию Средней Азии начинается со второй половины VI в. н.э., когда отряды Тюркского каганата захватили после разгрома Эфталитов власть в Среднеазиатском междуречье. С этого времени тюркоязычные племена играют все более заметную роль в этнической истории Средней Азии, в процессах этно и глоттогенеза (от греч. - язык) на ее территории (особенно в северных и северо-восточных, а затем и южных областях).
Тюрки,
государственное объединение
Таким образом, с завоевания областей Средней Азии Тюркским каганатом количество тюркоязычного населения здесь особенно увеличивается; крупные массивы тюркских племен переселяются на территорию Средней Азии, что отразилось на ее этнической карте, привело к возникновению новых этнических образований. Границы между ними были отнюдь не непроницаемыми, этническая диффузия проходила постоянно и непрерывно, причем не только между однородными в культурном отношении массивами, но и между разнородными, скажем, между оседлыми и кочевыми. В результате группы тюркского населения проникли в оазисы, часть их осела, перешла к земледелию; другие занимались скотоводством на окраинах оазисов; тюркское население появилось и в городах; многими владениями продолжали управлять и после крушения каганата династии тюркского и смешанного происхождения. В источниках зафиксированы смешанные браки.
Существенно также то, что разноязычные этнические массивы, находящиеся в территориальной близости, вступали в теснейшие культурные, экономические и межгрупповые контакты. Это приводило к различным формам взаимного усвоения элементов культуры и хозяйства или всего культурно-хозяйственного комплекса, созданию форм взаимосвязанного хозяйственного уклада.
Следует также отметить, что благодаря тесным контактам и взаимодействию между местными этническими группами и тюркоязычными, появились новые явления в их языковой жизни: утрата своего языка, появление частичного или полного двуязычия и др. Например, в восточных областях Средней Азии (особенно в Семиречье) и в Восточном Туркестане, где издавна существовали многочисленные согдийские колонии, согдийская речь вытеснялась постепенно тюркской.
Таким образом, тюркский этнический элемент в VII-VIII в. в. прочно входит в состав среднеазиатского общества. Так постепенно складывались предпосылки формирования тюркоязычной народности. И помешать этому процессу не могло начавшееся в конце VIIв. завоевание Средней Азии арабами.
Вместе с тем, нельзя отрицать и того факта, что арабское завоевание, в свою очередь, повлекло за собой сложные и противоречивые этногенетические и культурные процессы на территориях, вошедших в состав халифата. Свое господство в Средней Азии, как и в других областях, вошедших в состав халифата, арабы старались упрочить с помощью исламизации населения, которая сопровождалась распространением арабского языка, считавшегося священным: лишь тот, кто его знал, мог читать Коран и богословскую литературу. Так же как латинский язык в средневековой Европе, арабский язык на территории халифата становится почти универсальным научным языком (лишь позже вновь развивается научная литература на местных языках). И хотя народы Средней Азии сохранили родной язык, арабы, чтобы свети на нет влияние других религий, уничтожили здесь религиозную литературу, особенно зороастрийскую. В результате не только религиозная, но и светская литература народов Маверауннахра, в том числе произведения согдийской, хорезмийской письменности, почти совершенно исчезли.
Однако следует учесть, что каждый из входивших в халифат народов, включая народы Средней Азии, имел значительное этническое культурное своеобразие, самобытность, определявшуюся его собственными культурными традициями и социально-экономическими факторами, которые, особенно с конца IX-Xв.в., приводят к постепенной культурной дезинтеграции.
Следует также подчеркнуть, что в XI-XIIв.в. вновь значительно усиливается приток тюркоязычного населения в Среднюю Азию. В Маверауннахре и до этого времени жило немало тюрков, больше в Шаше и Фергане, меньше - в долинах рек Заравшан и Кашкадарья. В VIII-IХв.в. тюркские элементы особенно интенсивно проникали на территорию Ферганы и Шаша, отчего население сельских местностей этих областей и было раньше тюркизировано в языковом отношении, по сравнению с населением на территории Согда. Если в Фергане с VIII в. были сильны карлукские элементы, то в Шаше доминирующую роль играли огузские. По словам Ибн Хаукаля, арабского географа (вторая половина Хв.), около тысячи семейств тюрков, принявших ислам, перешла с востока в район между Фарабом, Кенджидой и Шашем, т.е. к юго-западу от современного Чирчика. По-видимому, этими тюрками были огузы из числа проживающих по правому берегу Сырдарьи. Насколько в Шаше сильны были огузские элементы, отражено, между прочим, и в узбекском фольклоре, согласно которому огузы упоминаются в числе предков узбекского народа. (В конце Х в.в часть огузов стала именоваться туркменами). Наряду с огузскими элементами в тюркизации сельских местностей Шаша в предшествующее время сыграли роль тюргеши.
Информация о работе Роль и место Шейбанидов в формировании узбекской народности