Роль Древней Греции и Рима в становлении европейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Именно здесь, в восточной части Средиземноморья, в тесном контакте с древнейшими цивилизациями Востока, несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.

Оглавление

Введение___________________________________________3-4
1. Общая характеристика и основные этапы развития____5-7
2. Становления цивилизации__________________________8-9
2.1. Формирование цивилизации Древней Греции________10-12
2.2. Формирование цивилизации Рима__________________13-15
3. Заключение________________________________________16-17
Список литературы_________________________________18

Файлы: 1 файл

реферат по истории экономики.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1)  создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно,  бесприбыльного первобытного хозяйства);

2)  создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины,  появлению групп богатых и бедных;

3) появление  особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты,  а именно,  института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4)  появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного    центра   области   или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5) возможность  монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений:  пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией  огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание  письменности, т. е. системы графических  знаков и символов, способных  фиксировать и передавать потомству  человеческую речь с содержащейся в ней информацией,  накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IVтысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Формирование цивилизации Древней Греции

Бедность в Элладе существовала с незапамятных времен, тогда как доблесть приобретена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании. 

Прекрасная  природа Эллады, которую много  раз воспевали поэты, не была слишком  щедрой, особенно для земледельцев.  «Вызов суровой страны».

Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь  засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию. 

Еще одним  богатством Греции было море. Удобные  бухты, многочисленные острова, расположенные  близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.  
Цивилизация сумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу. 

Сами  греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: «Плохие урожаи — бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существование шла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы. 

Первый  очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).  
Ей на смену пришла новая культура — ахейская. Племена* ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы. 

Эпохи критской и ахейской культур можно  считать своего рода предварительным  этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации. 

С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом — начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).

Что же дала Греции колонизация? Прежде все она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.  
Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, — зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Колонии греков VII—V вв. до н. э. 

К, 4 Территория Греции 

к VIII в  дон э • Важнейшие колонии  греков 

23 Берега  колонизированные греками 

 

Метрополия — в переводе с греческого «мать-город». Город-государство, из которого осуществляется колонизация. 

 Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель — в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно именно в Греции впервые появились спортивные соревнования — Олимпийские игры. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.). 

Во второй половине IV в. до н. э. благодаря походам (334—324 гг. до н. э.) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, а также Египет. 

Итак, особые географические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развития цивилизации, на формирование своеобразного типа личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Формирование цивилизации Рима

В формировании Рима, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя.

Вместе  с тем уникальный вклад греков в становление современного мира был бы невозможен без римлян, реализовавших  себя наиболее полно и ярко в политике, праве и государственном строительстве. И если удивительную культуру Эллады антиковеды справедливо именуют греческим чудом, то великую Римскую империю было бы не менее справедливо называть римским чудом.

Разумеется, и до и после римлян в истории  человечества известно немало мировых  империй, то есть могучих держав, объединявших под своей властью множество стран и народов. Эти империи были грандиозными и вместе с тем непрочными и по историческим меркам недолговечными образованиями. Рано или поздно подчиненные народы собирались с силами и начинали бороться за свою независимость, центральная власть слабела и империи распадались. Те из них, кто сумел продержаться три столетия, могут считаться долгожителями.

Римская империя сложилась примерно к  середине II в. до н.э., а распалась, как  принято считать, около середины V в. н.э., то есть шесть столетий спустя.

Однако  на самом деле в V в. распалась только Западная Римская империя, Восточная  же продержалась еще тысячу лет, пока не погибла под ударами турок - османов в середине XV в. Эта империя  известна под именем Византийской, но сами византийцы называли ее Римской, а себя римлянами.

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций  Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma, в свою очередь названного в честь  легендарного основателя – Ромула). Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика свого могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Азербайджана на востоке до Португалии на западе.

Современному  миру Древний Рим подарил римское  право, некоторые архитектурные  формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

В чем  же секрет столь удивительной прочности  и долговечности Римской империи? И почему после гибели своей она  оставила по себе столь долгую благодарную память даже у некогда покоренных ею народов? Чем объясняется римское чудо?

Главная причина заключается, видимо, в том, что римляне умели завоевывать  не только самих людей, но и их души. Завоеванные народы постепенно приобщались к городской жизни и связанной с ней античной культуре, получали права римского гражданства и из подданных Рима сами превращались в римлян. Со временем они начинали относиться к Риму не как к чужой и враждебной силе, а как к своей новой родине, а к античной (греко-римской) культуре как к своей собственной.

Приобщение  завоеванных Римом народов Европы к городской жизни и античной, то есть греко-римской культуре, несколько  столетий жизни этих народов в  условиях античной цивилизации в  конечном счете, и привели к тому, что удивительная культура маленького греческого народа стала основой современной западной цивилизации. 

Без греческой  культуры и Римской империи современный  мир выглядел бы иначе, чем сейчас, и мы сами, возможно, были бы совсем другими. Изучая историю древнего Рима, мы можем лучше узнать и понять себя самих.  

В заключение следует сказать, что древняя Римская цивилизация представляла собой прогрессивный тип развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения.  
Необходимо отметить наиболее важные события, произошедшие за период существования римской цивилизации: впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было; впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок; наличие многообразия развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. 

Информация о работе Роль Древней Греции и Рима в становлении европейской цивилизации