Экономическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V-IV в. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении "достоинств" характере рабовладения только на примере названных авторов.

Файлы: 1 файл

истор эк учений 1 вопрос).docx

— 23.24 Кб (Скачать)

1.Экономическая мысль в Древней Греции и Риме.  

1.Экономическая мысль Древней Греции

    Рабство, которое имело место в Древней  Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической  мысли античного рабства в  период конца V-IV в. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении "достоинств" характере рабовладения только на примере названных авторов.

    Ксенофонт (430-354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате "Домострой", в котором приводятся следующие положения:  
+ разделение труда на умственный и физический виды, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;  
+ природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;  
+ производительно может выполняться "наиболее простая работа";  
+ степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;  
+ всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);  
+ деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

    Платон (428-347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях "Государство" и "Законы".

    В первом сочинении речь идет об особо  важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять  аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении  общественных интересов. Это сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так  как их материальное обеспечение  ( по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью ( земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. "гражданам" высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования ( неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

    Аристотель (3840322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах "Никомахова этика", "Политика" и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно "законами природы" и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла и торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер - естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние, т.е. все большее "обладание деньгами".Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений ( а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к "издержкам" хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что "в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми", ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем "удобный в обиходе" товар и "в нашей власти", чтобы они (деньги) стали "неупотребительными". Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе "ради меновой торговли", и откровенно признается в том, что ростовщичество у него "вызывает ненависть".

2. Экономическая мысль Древнего Рима

    В Древнем Риме рабовладельческие  производственные отношения были более  развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших  слоев свободного населения за землю.Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы. Теоретическая экономическая мысль по существу не получила в Древнем Риме более значительного развития и глубины, чем в Древней Греции.

    Одной из серьезных экономических проблем  Древнего Рима была концентрация земельной  собственности в руках патрицианской  знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства.

    Тиберий Гракх предложил аграрный закон, который, несмотря на сильное сопротивление крупных землевладельцев, был утвержден народным собранием. По этому закону у владельцев крупных латифундий государственная земля изымалась и раздавалась бедным гражданам мелкими участками на правах наследственной аренды без права продажи. Каждый гражданин мог занимать из земель "общественного поля" 500 югеров земли (125 га) и по 250 югеров на каждого из двух сыновей, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Тем самым и крупные землевладельцы лишались права иметь большую площадь земли. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. Однако рабовладельческая аристократия выступила против Гракха, и он был убит.

    Аграрное  движение возглавил Гай Гракх. Он решил осуществить намерения брата, но его попытки внести новый закон не имели успеха. Тем не менее, в результате проведения реформ Гракхов увеличилось количество мелких владений крестьянства, их результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы и наделении нуждающихся землей. Однако крупное землевладение, основанное на рабском труде, имело преимущественное значение. Гай Гракх пытался осуществить программу колонизации, в которой предлагалось удовлетворить потребность в земле крестьянства за счет владений других народов, а также проект о продаже дешевого хлеба с целью подкармливания городской бедноты и сборов для этого необходимых средств за счет эксплуатации провинции.

    Решению аграрного вопроса также были посвящены:  
+ реформы Сервия Туллия, направленные против родового строя;  
+ предложения консула Спурия Кассия (486 г. до н.э.) об изменении порядка распределения общинных земель, предполагающего частичную сдачу их в аренду в пользу государства и разделение части земли между нуждающимися;  
+ проекты реформ Лициния Столона и Секстия Латерана (376 г. до н.э.), в которых предлагалось ограничить оккупацию государственных земель, излишек государственных земель разделить между плебеями, ограничить выпас скота определенной нормой;  
+ аграрные проекты Апулея Сатурнина, которые ориентировались на обеспечение землей ветеранов, наделения землей только тех, кто участвует в подавлении рабов и эксплуатации провинций, распределение крупных участков земли с передачей их в частную собственность, использование частного землевладения как основы реформы, усиления колонизации и создания колоний ветеранов;  
+ аграрные проекты Рулла, Флавия, Цезаря (63-59 гг. до н.э.), которые ориентировались на покупку земли для распределения ее среди бедноты или ветеранов с целью уравнительного землепользования. Так, Рулл предлагал государству выкупить, в том числе и крупные земельные участки у частных лиц, раздробить их на мелкие участки и раздать городской и сельской бедноте.Особое внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной, рациональной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), знаменитого политического деятеля Марка Туллия Цицерона (107-44 гг. до н.э.), агрономов Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).Катон (234-149 гг. до н.э.) рассматривал сельское хозяйство как самое выгодное и благородное занятие. Его трактат "О земледелии" посвящен рыночным аспектам латифундии, среди котрых: указания об условиях передачи дольщикам арендаторам пастбищ и прю, продажа излишков продуктов, об организации труда рабов (методы рациональной эксплуатации, нищенские нормы снабжения, нормы выработки, планы работ, организация надзора и пр.).

3. Общее в экономической  мысли Древней  Греции и Древнего  Рима

    Экономическая мысль зарождается в глубокой древности. Уже первобытные люди обладали какими-то зачатками хозяйственных  знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Первоначально экономические взгляды не выделялись в специальную область знаний. Они были вкраплены в сознание, основу которого составляли религиозные верования, мифы, различные легенды и сказания. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила ведения учета, организации труда. Затем появляются элементы экономического мышления с попытками анализа и обобщения хозяйственных явлений. Это было начало формирования научного знания, позволившее развиваться экономической науке.В эпоху рабовладения наиболее развитая экономическая мысль характерна для античного мира. В Древней Греции и Древнем Риме появляются некоторые формы разделения труда, расширяется торговля, товарно-денежные отношения. Появляются довольно крупные частные хозяйства, основанные на рабском труде. Обостряются классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Происходит имущественное расслоение и свободных граждан. В это время появляются экономические произведения не только нормативного характера, особенно в области земледелия, но и такие, в которых предпринимаются попытки с позиций своего времени осмыслить общие процессы экономического развития.

    В условиях рабовладения и феодализма, несмотря на определенное сходство высказываемых  в разных странах экономических  идей, еще нельзя выделить направления  или течения экономической мысли, хотя определенное взаимовлияние было. Общие черты в экономической  мысли Древней Греции и Древнем  Риме определяются, прежде всего, особенностями  их развития. К данным особенностям можно отнести возникновение  античного полиса, своеобразного  города-государства, основу которого составляла городская земледельческая община. Полис возникал в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой  знатью. Феномен античного полиса объясняет многие характерные особенности  античной культуры, предопределившей развитие экономической мысли. По сравнению  с древневосточной античная культура носит более рациональный характер. Эту культуру создавали свободные граждане города-государства. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер экономической литературы. Следовательно, источниками античной экономической мысли стали законы города-государства, публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются, главным образом политические, произведения, в которых важное место занимают и экономические вопросы.

    Также, общей и для Древней Греции и для Древнего Рима, была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически  выверенной систематизации экономических  идей и концепций в экономической  теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении  хозяйственной политики.В странах античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными. Так как, во-первых, выразители экономической мысли Древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего "естественного порядка"; во-вторых, доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена на рынке по их стоимости.

    Однако  для более полной характеристики экономической мысли Древней  Греции и Древнего Рима необходимо обособленное рассмотрение основных идей и воззрений представителей данных государств в дошедших до нас памятниках экономического мышления.

Информация о работе Экономическая мысль в Древней Греции и Риме