Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:34, реферат
Наука нашего столетия доказала стремление Петра к народному благу, его самоотверженное служение государству, напряженный личный труд, страстную любовь к знаниям и веру в необходимость просвещения.
Царь – реформатор раскрылся перед нами как дипломат, полководец, юрист, инженер, градостроитель. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и создал сложность тех задач, которые стояли перед страной и целенаправленно приступил к их реализации.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Реформы Петра…………………………….……………………………….6
1.1 Накануне преобразований……………………………………………..…………6
1.2 Начало преобразований…………….……………………………………………12
1.3 Экономические реформы………………………..………………………………………...15
1.4 Социальная политика ….…………………………………………………..…….19
1.5 «Административные реформы ……………………………………………...…..21
1.6 Церковная реформа …………………………………………………………...…24
1.7 Реформы местного управления ………………………………………………....25
1.8 Судебные реформы ……………………………………………………………...26
1.9 Реформы в городском управлении…………………………………………….. 27
1.10 Военные реформы ……………………………………………………………...29
1.11 Преобразования в области культуры и быта………………………………….31
Глава 2 Оценка………………………………………………………………...……36
2.1 Оценка деятельности Петра I…………………………………………..…….…36
Заключение…………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………..………43
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
1.4 Социальная политика
В первой четверти
ХVIII в. произошло слияние двух форм
феодальной земельной собственности
– вотчины и поместья. В 1714 г. был издан
указ о единонаследии. Отныне поместье,
как и вотчина, передавались по наследству
старшему сыну. Другие сыновья должны
были идти в военную или гражданскую службу.
Дворянская служба при Петре I была пожизненной.
Поместье нельзя было продавать и закладывать.
Дворяне обычно начинали службу в гвардии солдатами, затем служили в гвардии или армии офицерами, или же несли гражданскую службу в новых учреждениях. Дворянская служба получила теперь более правильный порядок. В 1722 году была введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Табель отделила гражданскую службу от военной, каждый вид службы был разделен на 14 классов, или степеней, по которым проходила служебная карьера дворянина. В военной службе к 14 классу был отнесен чин прапорщика, следующими были подпоручик, штабс-капитан и т. д. Высшими военными званиями были фельдмаршал и генералиссимус. Табелью было положено начало выслуги чинов продолжительной и безупречной службы, вместо получения их в зависимости от знатности. В табели о рангах Петр писал, что без прохождения службы с низших чинов даже сыновья знатнейшего дворянства не будут получать чины: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут». Лица не дворянского происхождения, дослужившиеся до обер-офицерского чина, получали дворянское звание.
Северная
война еще более усилила
1.5 Административные реформы
Рассматривая
перестройку центральных и местных органов
управления, административных учреждений,
следует сказать о значительном влиянии
на их организацию и становление западноевропейских
институтов (Англии, Голландии, Швеции
и других государств). Начиная с 1699 г., Петр
I приступил к осуществлению комплекса
административных реформ, в результате
которых сложилась централизованная система
управления страной.
Ее структура, функционирование, бюрократических
характер во многом оставались неизменными
вплоть до начала ХХ в.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев, так как старый приказный аппарат унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления.
В России царь
управлял при содействии Боярской думы
и посредством целой системы центральных
учреждений, называвшихся приказами.
Между приказами не было правильного распределения
дел, среди них имелись приказы, ведавшие
определенным кругом дел, но рядом с ними
были областные приказы, управлявшие из
центра, из Москвы, всеми делами отдельной
части страны.
Первым учреждением нового типа явился Преображенский приказ, задачи которого было преследование политических преступлений, какими являлись «бунт», измена, заговоры против государственной власти, высказывания против царя. Преображенский приказ выполнял эти задачи с 1695 года. Это был первый шаг к созданию централизованных учреждений.
Для сосредоточения
государственных средств по возможности
в одном или немногих учреждениях
в 1699 году была учреждена
Бурмистерская палата или Ратуша. Она
являлась органом самоуправления посадского
(городского) населения и вместе с тем
была центральным финансовым учреждением.
Ратуша лишила доходов ряд крупных и мелких
приказов, терявших тем самым свое значение.
Но вместе с тем возникли новые приказы,
основанные в связи с новыми потребностями:
Адмиралтейский приказ ведал сооружением
флота, Военный приказ – армией, Рудный
– управлял горной промышленностью.
В 1718 году приказы были упразднены и взамен их созданы новые учреждения, получившие названия коллеги. Деятельность каждой коллегии, в отличии от приказов распространялась на всю территорию России.
В начале ХVIII
в. фактически прекращается деятельность
Боярской думы, управление центральным
и местным аппаратом переходит
к временному совету начальников
важнейших правительственных
112, а в 1702 году – только 86. Старые бояре
умирали, а новых пожалований в бояре Петр
почти не проводил.
Создание
и функционирование Сената явилось
следующим уровнем
Сената уточнялись, он стал высшим исполнительным
и распорядительным учреждением по делам
внутреннего управления.
На Сенат
была возложена подготовка новых
законов, которые представлялись на
утверждение царю. Сенат был также высшим
судебным учреждением. Ему принадлежал
надзор над судами, в Сенат можно было
подавать ходатайства о пересмотре судебных
решений. Одновременно с учреждением
Сената введена новая должность – « фискалов»,
которые должны были осуществлять контроль
и надзор за деятельностью властей, в особенности
в отношении казенных расходов и доходов.
Во главе их стоял обер-фискал, состоявший
при Сенате. В помощь обер-фискалу были
определены четыре фискала, два из которых
были из дворян и два из купечества. На
местах в каждой губернии также назначались
по четыре фискала.
Кроме того был
устроен прокурорский надзор. Прокуроры
вместе с фискалами были подчинены
генерал – прокурору. Генерал-прокурор
созывал сенаторов, руководил заседаниями
и являлся начальником
Это была высшая бюрократическая должность. Генерал- прокурор проводил надзор за всеми учреждениями, начиная с Сената.
Государственная
власть в это время должна быть определена
как абсолютизм, или самодержавие. В 1716
году в воинском уставе в следующих словах
была определена сущность абсолютизма:
«Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете в своих делах
ответу дать не должен», и управляет государством
«по своей воле и благомнению». Петр I полновластно
правил при помощи новых чиновничье –
дворянских учреждений.
Самодержавная власть и чиновники должны
были укрепить государство дворян, а также
содействовать обогащению купечества.
Новые учреждения должны были огородить
эксплуататорские классы от повторения
народных восстаний и подавлять недовольство
народных масс.
1.6 Церковная реформа
Вместе с
реформой центральных правительственных
органов было изменено управление церковью.
Патриарх Андриан, глава русской церкви
умер в 1700 году. Петр не назначил ему приемника,
а поручил руководство церковными делами
рязанскому митрополиту Стефану Яворскому
в качестве
«местоблюстителя патриаршего престола».
В 1721 году была учреждена
«духовная коллегия», или Синод, по образцу
других коллегий с президентом, вице-президентом
и другими членами, назначенными из духовенства.
Синод должен был заменить патриарха.
Значение
этой меры заключалось подчинением
церкви светской власти, усиления самодержавия.
Борьба патриарха Никона в ХVII столетии
стремившегося поставить
1.7 Реформы местного управления
Местное управление
также было преобразовано. Власти на
местах должны были обеспечить взимание
налогов, ловили беглых крестьян и возвращали
владельцам, должны были подавлять
крестьянские восстания. Страна бала подразделена
на уезды, число которых достигло 150.
Каждый уезд управлялся воеводой, сносился
по всем делам непосредственно с центром,
со столичными приказами. С конца
ХVII и в первой четверти XVIII в. постепенно
происходило множество в местном управлении
, нарушавших прежнюю уездную систему.
Во время азовских походов началось строительство
флота на реке Воронеже. Для этого был
устроен Адмиралтейский приказ, которому
были подчинены соседние уезды в административном
отношении.
Незаметно расстраивалось
старинное уездное деление и
складывались будущие губернии. В 1708 году
было указано «для всенародной пользы
учинить восемь губерний» : Московскую,
Ингерманландскую (из новых присоединений
прибалтийских районов с Петербургом),
Киевскую, Казанскую,
Архангельскую, Азовскую, Смоленскую,
Сибирскую. Впоследствии число губерний
было доведено до десяти.
В 1719 году вместо
губерний страна была разделена на
50 провинций. Каждая из провинций в
свою очередь делилась на
«дистрикты». В дистрикте было от 1500 до
2000 дворов крестьянского населения. Провинции
и дистрикты явились новым, более правильным
и единообразным территориальным делением
страны.
Каждой провинцией
управлял воевода, важнейшей задачей
которого был сбор податей и понуждение
населения провинции к
1.8 Судебные реформы
Суд также
был преобразован. В крупных городах
были учреждены надворные суды. Они состояли
из председателя и нескольких членов,
были коллегиальными. Председателем являлся
губернатор или воевода. В остальных городах
учреждены «нижние», или провинциальные
суды. Высшей судебной инстанцией стал
Сенат, а непосредственно судами ведала
Юстиц- коллегия. Впервые судьи воеводы
должны были получать казенное жалование.
Однако за скудностью казны жалование
почти не выдавалось, судейские чиновники
и сами судьи по–прежнему «питались от
дел», получали от просителей взятки.
Новые учреждения
заполнялись чиновниками
Классовый характер новых государственных учреждений отчетливо проявился в деятельности Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Задачи этих учреждений являлась борьба с политическими преступлениями. За 1695-1709 годы было привлечено к суду Преображенского приказа 106 дворян и 223 крестьянина. При этом из числа крестьян были оправданы только 6 человек, а из дворян – 52.
Судебная процедура в Преображенском приказе проходила таким образом, что крестьяне были почти лишены возможности оправдаться. Их чаще пытали, и при этом пытки применялись как к обвиняемым, так и к свидетелям. Дворян – свидетелей редко пытали, и они получали меньше число ударов под пыткой. Крестьянам обычно набивали колодки и держали их в грязных и душных помещениях, тогда как дворяне часто оставались под домашним арестом.
1.9 Реформы в городском управлении
Также было преобразовано
городское управление.
Посадское (городское) население издавна
имело свое самоуправление, собиралось
на посадский сход. Посад делился на слободы
и сотни.
На посадских сходах избирались старосты с целовальниками, ведавшие сбором налогов и выполнением купеческих служб. Над ними стояли воеводы подчинявшиеся приказам. Купечество тяготилось зависимостью от произвола воеводы и других чиновников.