Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:54, реферат
Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической литературе.
Значительная часть исторической литературы о России XVIII в. посвящена реформам Петра I: объяснение этого факта заключается в том, что революционные историки рассматривали связанный с ними узел проблем как центральный, ключевой в истории России.
Меры Петра в области просвящения и науки, культуры и быта, осуществлявшиеся с начала XVIII века вплоть до его кончины, имели переломное, этапное значение.
Уже в Англии Петр поручил В. Брюсу изучить английские школы, представить отчет о них. По приезде в Россию он предпринял практические шаги. Петр ясно представлял себе, на что он шел, и делал это решительно. России нужны были школы с мировой программой обучения, университет, академия. Еще в Англии он пригласил в Россию профессора Эбердинского университета Г. Фарварсона, который с двумя товарищами вскоре уже жил в Москве. В России его стали звать Андреем Даниловичем.[17] В 1701 г. они начали преподавать математику в Навигацкой школе, расположенной в Сухаревой башне. За ней появились и другие математические школы.
В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем не церковнославянским, а гражданским шрифтом, книги светского, научного содержания – «анженерские, артиллерийские, механические и прочих художеств, также и исторические, и календари».
В конце декабря 1699 г. последовала реформа календаря. Петр велел вести летоисчисление от Рождества Христова, как во всей Европе, и 1 января отметить новый 1700 г.[18] Правда, перейти на григорианский календарь, которым пользовалась большая часть европейцев, не решились. Указы царя содержали и предписания относительно порядка празднования Нового года: было велено украшать дворы домов еловыми ветками и деревьями, устраивать пушечную пальбу и фейерверки, которые царь любил почти также сильно, как корабельное дело.
С этого же времени подданным разрешили ездить за границу для обучения. Более того, царь изо всех сил старался, чтобы русские юноши отправлялись в Западную Европу за знаниями, понуждал их к тому.
Указ 10 марта учредил по примеру Европы орден св. апостола Андрея Первозванного. Удивляя соотечественников, Петр с того же времени, в отличии от своих предшественников на русском престоле, стал собственноручно подписывать акты международного характера – грамоты, ратификации, вести переговоры с иностранными представителями в Москве при закрытых дверях.
Январь 1700 г. отмечен еще одним нововведением. По предложению дворецкого Б.П. Шереметева, А. Курбатова в России была введена гербовая бумага для оформления всех официальных документов, в том числе финансовых и торговых сделок. В зависимости от характера оформленного документа, было необходимо приобретать бумагу той или иной стоимости, что должно было принести государству немалую прибыль. Царь провозгласил, что будет награждать всякого, кто сумеет найти способы обогащения государства. Введение гербовой бумаги привело к тому, что государство сосредоточило в своих руках функции нотариата, бывшие ранее в частных руках. Специальными указами в 1702 г. была реформирована система делопроизводства, сложившаяся в XVI – XVII веках: велено «писать на листовой бумаге, а по прежнему обыкновению, на столпцах не писать, для того, чтоб в приказах всякие дела были в переплете в книгах, а не в столпах»[19]
В 1702 г. царь основывает первую печатную газету – «Ведомости», в которой публикуются сведения об успехах российского государства. В том же году в Москве, на Красной площади, строят «Комедиальную храмину» - публичный театр.
Медицина, здоровье народа также привлекают внимание реформатора: в 1700 – 1701 г.г. в Москве запрещают бесконтрольную продажу трав и всякого зелья и открывают 8 казенных аптек под контролем Посольского приказа.
В начале 1704 г. появляется указ, запрещающий убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками, и хоронить мертвых ранее, чем через 3 дня после смерти. Регламентируется институт брака.
Благодаря реформам, в России появилось много специалистов в различных областях, расширились географические знания и развивается картография.
Происходят преобразования отношений государства и церкви. Царь рано осознал значение религиозной терпимости для превращения России в современное государство. Однако приверженцы старого порядка и единственной господствующей церкви не собирались принимать без сопротивления указы монарха о религиозной терпимости, появлявшиеся в 1709 г. Высокие духовные иерархи при этом находили поддержку могучих боярских и княжеских родов. Даже первая жена Петра Евдокия и наследник престола Алексей встали на сторону оппозиции. Поэтому Петр поручил своему виднейшему соратнику, епископу Феофану Прокоповичу, украинцу, получившему западное образование, теоретически обосновать отношения церкви и государства и самодержавной власти русского царя, что тот и сделал в нескольких произведениях. Царь, в значительной степени разделявший и по ряду позиций уточнявший взгляды Прокоповича, 25 января 1721 г. издал написанный им совместно с Прокоповичем труд под названием «Духовный регламент»[20]. Согласно положениям, содержавшимся в регламенте, теперь вместо прежнего патриарха церковь должна была возглавлять «Духовная коллегия», получившая название «Святейший Синод». Параллельно с этим, царь в период с 1722 – 1724 г.г дал указания по реформе монастырей, в которых предписывал переориентировать мужские и женские монастыри на полезную деятельность по уходу за больными и бедными, воспитанию сирот, рукоделию и обучению. Своей церковной реформой царь интегрировал церковь в государство, не затрагивая при этом права Святейшего Синода на власть в догматических вопросах.
Как только преобразования начались, их сразу же заметил сторонний наблюдатель Гейне: «Царь совершил за последнее время ряд чудес…Сравните его Россию со старою – разница та же, что между днём и ночью»[21]. Пётр творил, внедрял, указывал всем и вся – дворянам, крестьянам, купцам и военным, бургомистрам и губернаторам, судьям и сенаторам, прокурорам и духовным лицам. «Неволя жёсткой петлёй была накинута на шею России; в этом была особенность реформ в государстве, основывающемся на абсолютизме и крепостничестве»[22].
В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Однако глубокое несогласие царит среди историков, пытающихся ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, отличалась ли новая Россия от старой качественно. Рубежи, разделяющие участников этой дискуссии, в большой мере исторически обусловлены, поскольку по мере всё более основательного исследования как XVII,так и XVIII веков увеличивалось число сторонников концепции, согласно которой реформы петровского времени являются закономерным результатом предшествующего развития страны.
Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках революционной концепции был С. М. Соловьёв, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра. Он интерпретирует петровский период как эру ожесточённой борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассёкшую историю России надвое и означавшую переход от одной эпохи в истории народа в другую. Однако в противоположность славянофилам, С. М. Соловьёв считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные[23]. У С. М. Соловьёва реформы Петра представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жёсткую систему чётко сформулированных целевых установок.
По мнению же В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова, в XVII столетии шёл процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено «общее влечение к новизне и усовершенствованиям». По их мнению, если в реформах Петра и было что-то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.
М. М. Богословский, не придерживаясь чётко материалистических позиций, представлял реформы как радикальный и полный разрыв с прошлым[24]. Схожая точка зрения, но с позиций марксистской историографии проводилась М. Н. Покровским и Б. И. Сыромятниковым – оба они основывали своё мнение относительно революционного характера преобразований на переменах в расстановке классовых сил в начале XVIII века.
По вопросу непланомерности реформ советские историки не выработали единую позицию. В западной литературе распространено убеждение, что ход войны имел определяющее влияние на характер процесса преобразований, причём, как указывается, реформы приобретали всё более отчётливые черты планомерности и последовательности в зависимости от неуклонно возраставшего перевеса России над Швецией в Северной войне[25].
Пётр, утверждал И. А. Ильин, «понял, что народ, отставший в цивилизации, в технике и знаниях, - будет завоёван и порабощён»[26].
В эпоху правления Петра I были возведены многие здания для государственных и культурных учреждений. Возник архитектурный ансамбль Петрограда, строились крепости (Кронштадт, Петропавловская), было положено начало планировки городов (Петербург), возведению жилых домов по типовым проектам. По распоряжению Петра были проведены экспедиции А. Бековича-Черкасского в Среднюю Азию и т.д., положено начало систематическому изучению географии страны и созданию ее картографии[27].
Результаты преобразований Петра Великого обширны и многообразны, как и многообразно затронутые ими сферы жизни русского общества. Лучше всего сказал об этом, пожалуй, М. П. Погодин: «Место в системе европейских государств, управления, разделения, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения»[28].
Первым итогом петровских реформ следует считать преодоление структурного кризиса, кризиса традиционализма. России больше не угрожала ни потеря национальной независимости, ни утрата хотя бы части ее земель. Страна превратилась в одну из ведущих мировых держав, расширила свои владения и могла претендовать на одну из ведущих ролей в мировом хозяйстве.
Вторым очевидным итогом преобразований явилась европеизация важнейших политических институтов страны, система управления и жизни общества в целом. Наиболее заметны процессы европеизации в сфере культуры и быта, в системе власти и управления, в хозяйственной сфере, в созданной в ходе преобразований социальной структуре русского общества.
Велико влияние петровских преобразований на социальную структуру и социальные отношения. С одной стороны, социальная структура русского общества в результате реформ приняла более европеизированный вид, с другой стороны, преобразователь сделал будущие сословия еще более зависимыми от государства.
Более всего противоречивость петровской реформы сказалась на положении дворянства. С Петра процесс складывания дворянства как единого сословия начинается как процесс консолидации русского дворянства.
Крайне противоречивы были итоги петровских реформ и в сфере экономики. С одной стороны, индустриализация, преодоление технической отсталости, создание десятков новых заводов. С другой – основанная на крепостническом труде промышленность, обреченная в силу этого на низкие темпы развития, на постоянную нехватку кадров рабочих и специалистов.
Многообразны и тоже противоречивы были последствия реформ в духовной сфере. Именно нововведениям Петра мы обязаны появлением светской культуры, впитавшей в себя ее достижения и уже в восемнадцатом веке, а особенно в девятнадцатом веке получившей общемировое значение. Однако европеизация была осуществлена таким образом, что новая культура стала достоянием лишь малой части народа, в результате разделившегося на две неравные части.
Тщательно насаждаемая Петром идея государя – слуги Отечества, активного работника на троне, реформатора, постоянно пекущегося о благе подданных, привела к трансформации самой идеи царской власти, ее своеобразной секуляризации.
Список использованной литературы.
1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. – 496 с.
2. Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719 – 1729 г.г. – М.: 1902
3. Буганов В. И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989 – 192 с.
4. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – 575 с.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 2. – М.: Мысль, 1993 – 584 с.
6. Мячин А.Н. Мир русской истории. – М.: 1999. – 608 с.
7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.
8. Сахаров А.Н. История России XVII – XVIII века: Книга для чтения. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2003. – 175 с.
9. Ханс Баггер Реформы Петра Великого. – М.: Изд-во «Прогресс», 1985. – 198 с.
10. Ханс-Иоахим Торке. Русские цари. 1547 – 1917. – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.
[1] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 99
[2] Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990 – с. 113
[3] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 103
[4] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 119
[5] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 139
[6] Ханс Багер. Реформы Петра Великого. – М.: Изд. «Прогоресс», 1985. – с. 79
[7] Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. – с. 127
[8] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 125
[9] Каменский. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 126
[10] Буганов В. И. Петр Великий и его время – М. Наука. 1989. – с.60
[11] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 130
[12] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 131
[13] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 134
[14] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 2. – М.: Мысль, 1993 – с. 509
[15] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 115
[16] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 2. – М.: Мысль, 1993 – с. 510
[17] Буганов В. И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989 – с. 55
[18] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 102
[19] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 102
[20] Ханс-Иоахим Торке. Русские цари. 1547 – 1917. – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1997. – с. 236.
[21] Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – с.114
[22] Сахаров А.Н. История России XVII – XVIII века: Книга для чтения. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2003. – с.89
[23] Ханс Баггер Реформы Петра Великого. – М.: Изд-во «Прогресс», 1985. – с.27-28
[24] Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719 – 1729 г.г. – М.: 1902, с. 13
[25] Ханс Баггер Реформы Петра Великого. – М.: Изд-во «Прогресс», 1985. – с.31 - 32
[26] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 85 - 86
[27] Мячин А.Н. Мир русской истории. – М.: 1999. – с. 152
[28] Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа / Каменский, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – С 154
Информация о работе Реформаторская деятельность Петра I и ее последствия