Раннефеодальная монархия в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:42, реферат

Краткое описание

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков, к VII в. получило распространение общее наименование "славяне".

Среди славянских племен были, как представляется ученым, и русы (росы). Источники упоминают это название, начиная с IV в. А с Х в. название «русь», «русьский» применительно к восточным славянам начинает преобладать. Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.

Имя народа «русь» или «рос» появилось впервые в середине VI в. В русской средневековой письменной традиции параллельно употреблялись две формы - «рос» и «рус». Они дожили и до наших времен. Мы живем в России, но жители ее называются русскими.

Оглавление

Введение 3

1. Феодальная собственность и классы 6

2. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Органы управления и власти 12

3. Правовое положение социальных групп 16

Заключение20

Список литературы 23

Файлы: 2 файла

реферат.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

     Введение 

     Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели различные названия, но, как утверждает академик Б.А. Рыбаков, к VII в. получило распространение общее наименование "славяне".

     Среди славянских племен были, как представляется ученым, и русы (росы). Источники упоминают  это название, начиная с IV в. А  с Х в. название «русь», «русьский» применительно к восточным славянам начинает преобладать. Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.

     Имя народа «русь» или «рос» появилось впервые в середине VI в. В русской средневековой письменной традиции параллельно употреблялись две формы - «рос» и «рус». Они дожили и до наших времен. Мы живем в России, но жители ее называются русскими.

     Относительно  этих названий шли долгие научные  дискуссии. Автор разделяет такую  точку зрения, что «русь» - это родовая знать славянских племен, торговцы и дружинники. Русью называли социальные группы, возникшие в процессе разложения первобытнообщинного строя у восточных славян. В подтверждение этого говорит и следующий эпизод. В 907 г. князь Олег окончил свой победоносный поход на Византию. Он приказал на русские корабли поднять паруса шелковые, а на славянские - ситцевые, что и было сделано.

     Русь  стала именем географическим. Киевское государство объединило разные славянские племена, которые получили название Русь.

     Изучение  древних памятников истории русского права и других источников представляет нам древнерусский народ разделенным  на мало зависимые друг от друга  политические союзы. Каждое славянское племя (поляне, древляне, северяне и  др.) имело свое княжение, свою территорию, свою власть народного собрания (веча), своего князя, свою систему обычаев и по своей воле устанавливало те или иные отношения с соседними племенами.

     У славян языческой эпохи уже наблюдается  неравенство общественных групп, о  чем говорят археологические  раскопки: в одежде, украшениях, вооружении, домашней обстановке.

     Каждое  племя составляло особое княжение и оно было независимо от других княжений, имело свое имя, свою территорию, свои органы власти и свою систему права.

     В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен.

     Момент  возникновения Древнерусского государства  связан с перерастанием политических образований в феодальное государство  восточных славян – Древнерусское  Киевское государство.

     Древнерусское государство, образовалось в IX в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением.

     Усилению  объединения способствовали и внешняя  торговля, сложные политические отношения  с Византией, необходимость борьбы против нападавших племен.

     Важным  фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

     Однако  главным было то обстоятельство, что  киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой  борьбы, увеличивавшихся классовых  противоречий.

     Древняя Русь имела большое значение в  развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского), так  как была первой ступенью в истории  государственности их общего предка – древнерусской народности.

     Древнерусское государство способствовало дальнейшему  развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения  и явилось одной из крупнейших держав средневековой Европы.

     Исходя  из вышесказанного, отметим, что тема «Центральные органы власти и управления при раннефеодальной монархии» как никогда актуальна и в современной России, т.к. в настоящее время отсутствует единое сообщество славянских народов, которое так необходимо и существовало с древних времен.

     Цель  исследования – дать теоретический  анализ сущности центральной власти и управления при раннефеодальной  монархии на примере Киевской Руси.

     Задачи:

     - раскрыть классовую структуру общества в Киевской Руси;

     - определить структуру государственного строя Киевской Руси (IX-XII вв.), рассмотреть органы управления и власти;

     - определить правовое положение  социальных групп.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 

     1. Феодальная собственность и классы

 

     К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей.

     Земельные владения князей росли за счет экспроприации  общинных земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские князья, стоявшие во главе Древнерусского государства, начинали считать себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. Дань (полюдье) постепенно превращалась в феодальную ренту (часть продукта прибавочного труда, которую получает собственник земли). Сбор дани приобретал насильственный характер и зачастую вызывал активное сопротивление  крестьян [4, с. 45].

     Крупными  феодалами были правители и других княжеств - представители великокняжеской  династии, местные князья. В класс  феодалов входили бояре - крупные  землевладельцы, захватившие общинную землю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое земельное  владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

     После принятия в Х в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в  руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется и другая категория феодалов - дворцовые слуги, служилые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

     Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным  сюзереном был великий князь, его вассалами -местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу. Наиболее влиятельные участвовали в заседаниях княжеского совета. Привлекалось к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получали земельные владения (на праве либо вотчины, либо землевладений, предоставленных им на время службы или пожизненно). Это усиливало зависимость крестьян от местной знати, которой они платили феодальную ренту. Постепенно все в большей мере определялось положение, в силу которого вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Право собственности феодалов на землю (на которой жили и работали крестьяне) выражалось, прежде всего в том, что они получали с крестьян феодальные подати. Позднее зависимость крестьян от феодалов приобретала все более жесткую форму, а право собственности на землю получило более четкое выражение.

     В Древнерусском государстве складывалась типичная для феодализма иерархическая  организация различных групп  господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального землевладения.

     Огромные  земельные владения принадлежали высшему  духовенству, монастырям. Кроме доходов  с земли, церковь получала так  называемую десятину - десятую часть  княжеских доходов с населения - и денежные штрафы за преступления, подсудные церковному суду.

     С ростом феодального землевладения  и увеличением могущества феодалов росли и их политические права. Феодалы  получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, освобождались  от платежа дани в пользу князя  и приобретали право иметь  дружину, судить зависимое от них  население, собирать различные подати, т.е. прерогативы административной, военной и судебной власти. Политическая власть становилась все в большей  мере атрибутом крупной феодальной собственности. Одновременно возникало  и право (право-привилегия), охранявшее положение знати, складывающуюся феодальную иерархию. Крупнейший кодекс русского феодального права XI-XII вв. - Русская Правда - определял ряд привилегий господствующего класса: повышенные наказания за убийство феодала или причинение ему имущественного ущерба, более широкие права (по сравнению с крестьянином-смердом) по передаче имущества по наследству (в том числе и дочерям) и многие другие.

     Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян-общинников почти не стало, основное крестьянское население попало под ту или иную форму феодальной зависимости. Этот процесс шел одновременно с формированием феодальной собственности на землю. Как уже указывалось, большое значение имели превращение дани в феодальную ренту, раздача земель боярам, дружинникам, монастырям, прямое насилие, внеэкономическое принуждение. Шел также процесс экономического закабаления. Разорившись, общинники вынуждены были идти к феодалу в зависимость на различных условиях (например, закупничества, патроната, найма и т.д.) [5, с. 18].

     Основной  группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов, князей могла быть большей или меньшей, но главным образом выражалась в том, что они были обязаны платить феодалам дань, подати, т.е. отбывать феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялись по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).

     Положение смердов нельзя определить как крепостное состояние. Они не были прикреплены  к земле и личности феодала, но их феодальная зависимость (в большей  или меньшей мере) не вызывает сомнения.

     Другую  категорию зависимого населения  составляли закупы - смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его превращали в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

     Были  и другие категории феодально-зависимого населения - изгои, люди, вышедшие из общины; прощенники - это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

     Превращение общинников-крестьян в феодально-зависимых  людей, усиление эксплуатации вызывали упорное сопротивление крестьянства, боровшегося против господской власти.

     Так, около 1071 г. произошло крупное восстание смердов на Ростовской земле, и это далеко не единственный пример [5, с. 19].

     Наряду  с феодально-зависимым населением господствующие классы в Древнерусском  государстве эксплуатировали и  рабов (холопов). Наиболее древними источниками холопства являлись плен, рождение от рабыни. Но Русская Правда указывала и многие другие пути превращения свободных людей в рабов: самопродажу в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники) «без ряду» (т.е. без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп, в холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления (поджог гумна, конокрадство).

     Рабов в Киевском государстве было, по-видимому, много. Но рабство тем не менее не стало основой общественного производства. Как уже указывалось, в конкретных исторических условиях восточнославянского общества рабство осталось лишь одним из укладов, первенствующее значение получили феодальные производственные отношения.

     О положении холопов свидетельствовали  статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили  возмещение всего в 5 гривен, за рабыню - 6 гривен. За украденного холопа господин получал возмещение в 12 гривен. Холоп  чаще всего рассматривался как объект права. Он не отвечал за свои действия перед законом, за него нес ответственность  хозяин. По мере развития феодального землевладения холопы переводились на землю, они превращались в феодально-зависимых людей.

содержание.docx

— 24.12 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Раннефеодальная монархия в Киевской Руси