Путь экономического и социально политического развития Казахстана, если бы не было Октябрьской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем делать какие-либо предположения о возможном развитии Казахстана, в условиях отсутствия в истории Октябрьской революции, необходимо рассмотреть реальные исторические факты, начиная с ликвидации ханской власти в Казахстане.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………………….2
Социально-политические отношения в Казахстане на рубеже XIX-ХХ веков…3
Административные реформы…………………………………………………………..5
Промежуточные вывод…………………………………………………………….........7
Экономическое развитие Казахстана в конце XIX начале XX веков…………….8
Земледелие в Казахстане………………………………………………………………8
Изменение социального строя в Казахстане………………………………………..9
Развитие промышленного сектора……………………………………………………10
Развитие коммуникаций в Казахстане………………………………………………..11
Торговля и финансы………………………………………………………………..........12
Промежуточный вывод…………………………………………………………….........13
Анализ экономической и социально-политической ситуации в Казахстане,
если бы не было Октябрьской революции………………………………………………..14
Послесловие……………………………………………………………………………….15
Список изученной литературы………………

Файлы: 1 файл

Семестровая по истории Казахстна №1.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

  Реформой 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимперских законов. Вместе с тем были сохранены феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов-скотоводов разбирались уездными судьями на основе российских законов.

  Положения 1867—1868 гг. введены временно в виде опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за возможной отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. — Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями.

  Еще большую силу приобрела власть генерал-губернатора. Областное правление приравнивалось к губернскому правлению центральных районов России. В крупных городах создавались полицейские управления, а в других — полицейские приставства. По Положению 1891 г. споры по земельным вопросам между аульными старшинами в пределах волости решали волостные съезды, а между владельцами кибиток — аульные. Решающая роль принадлежала волостным управителям и аульным старшинам. В связи с этим между общинами происходила жесточайшая борьба за проведение в волостные управления и аульные старшины своего кандидата, которого избирали на три года.

  Произошли существенные изменения и в области судебного устройства. Система российских судов складывалась, согласно Положению об управлении Туркестанским и Степным краями, из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и Правительствующий сенат как высшая судебная инстанция. Был модифицирован и суд биев. По форме бий оказывался выборным народным судьей. Это нововведение также наносило удар по традиционному суду шариата.

  Реформы 1867—1868 гг. и последующие нововведения вызвали протест казахов. Уже в первой половине 60-х гг. XIX в. в Казахстане, особенно в Младшем жузе, колониальный гнет стал усиливаться. Это создавало предпосылки для роста недовольства трудящихся масс, которое могло вылиться в открытое выступление против царизма.

  Изменения в территориально-административном устройстве и социально-экономическом развитии Казахстана обусловили принятие новой налоговой системы, отвечавшей интересам колониальный империи. Несмотря на тенденцию роста оседлого и земледельческого населения, кочевники были основной массой налогоплательщиков: в 1880 г. они составляли 90,5, в 1897 г. — 82,0%.

  Кибиточная подать представляла собой форму государственного налога с казахского населения в размере 2 руб. 75 к. с кибитки в год в Семиреченской и Сырдарьинской областях, 3 руб. с кибитки в год в четырех степных областях. Во Внутренней Орде функционировала особая система налогообложения. Ранее взимаемые сборы зякет и согум сливались в единый денежный сбор — подать со скота.

  Налоговое законодательство вводило пропорциональную систему взимания налогов, устранялся даже формальный учет материального благополучия различных групп. Оно носило ярко выраженный политический характер. Новое административное деление не соответствовало веками сложившемуся порядку использования пастбищ. Летовки, зимовки одного рода зачастую оказывались в разных административно-территориальных делениях, что осложняло пользование землей. Все это послужило причиной восстания казахов Тургайской и Уральской областей в 1868 г. 
 

Промежуточный вывод 

   Сама идее о присоединении Казахстана к Росси носила двоякий характер. С одной стороны, по официальному направлению, присоединение Казахстана к Росси призвано было оградить территорию Казахстана от набегов джунгар. С другой – это попытка упрочить ханскую власть заручившись поддержкой могущественного покровителя. Тем не менее Россия не сыграла большой роли в разгроме джунгар, зато приняло активное участие в плане освоения казахских ресурсов и дешёвой рабочей силы. Фактически недальновидность казахских ханов привела к полной ликвидации, а не усилению, ханской власти в Казахстане. Они просто не учли колониальных аппетитов России. Тем не менее, почти добровольное присоединение Казахстана к России спасло от, возможного, насильственного захвата Казахстана всё той же Россией.

   Военная колонизация  казахского края напрочь убила  всю существовавшую, хотя и в  условиях феодального строя, демократию. Военная российская диктатура поставила на колени простого казахского крестьянина. Самое святое – свобода, была ограничена. Казахов выгоняя с земель на неплодородные участки и запрещали какое-либо перемещение с этих территорий. В истории есть ещё пример подобного обращения с коренным населением – это колонизация Северной Америки, где индейцев всячески притесняли и в конечном итоге загнали в резервации. Такое могло бы произойти и с казахами, если бы не было Октябрьской революции. Но хотя она и поменяла структуру правящего строя, для казахов не многое изменилось.               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическое развитие Казахстана в конце XIX – начале XX веков. 

   В конце  XIX века Россией предпринимается активное втягивание Казахстана в систему развитого капитализма.

   Поскольку  в то время Россия была отсталой  страной в области производительной промышленности, по сравнения с развитыми капиталистическими странами и занималась поставкой сырья, то объектом её промышленной эксплуатации стали Казахстан и Средняя Азия, где к тому времени укрепилось могущество России как колониальной державы.

   Казахстан особенно привлекал российскую торгово-промышленную буржуазию и административный аппарат, так как обладал обширной территорией, очень большими природными богатствами и дешёвой рабочей силой. Все эти условия создавали плацдарм для быстрого обогащения, первичного накопления капитала и рынка сбыта.

   Засилье российской  торгово-промышленной буржуазии  на территории Казахстана выражалось  в различных сферах: в строительство  железных дорог, в обработке  продуктов земледелия и животноводства, захвате и беспощадном истреблении природных богатств Казахстана, развитии банковского дела и торговой сети. 

Земледелие  в Казахстане 

   Со стороны  царского правительства предпринимались  все меры  по усилению переселенческого движения в Казахстан российских и украинских крестьян. Законным указам закреплялось выселения казахских шаруа с из законных районов расселения. Воспрепятствовать изъятию земель не могло даже наличие на этой территории частных хозяйственных построек.

   Казахов вытесняли  в пустынные и полупустынные районы Казахстана. Политикой России было изъятие всех пригодных для земледелия районов и заселения их русскими земледельцами. Казахи же были вынуждены ютиться на непригодных землях. Всего же российским крестьянам было отдана почти пятая часть всей территории Казахстана, причём самая лучшая его часть.

   Все эти  меры были обусловлены скоплением  на территории самой России  бедных или же безземельных крестьян. А так же за их счёт обеспечения государства дешёвым зерном и продуктами придомного животноводства.

   Для обеспечения  всё возрастающего потока крестьян  из России и нужд наступающего  российского военно-феодального  империализма были пересмотрены  нормы землепользования для казахского  населения в сторону их уменьшения  с целью расширения переселенческого фонда.

   Под переселенческим  фондом царизм забирал у казахов  уже освоенные ими пастбищные  и сенокосно-пахотные угодья или  пригодные для земледелия без  проведения дорогостоящих мелиоративных  работ земли.

   Тем не менее, переселения крестьян из России в Казахстан имел и положительный эффект. Этот эффект заключался в подъёме сельского хозяйства в казахском крае.

   Производство  зерна получило развитие лишь  в северных, северо-западных, северо-восточных  и юго-восточных областях Казахстана  и сало затронуло центральные части края и его пустынные и полупустынные области, где всё ещё доминировало скотоводство.

   Положительным  явлением стало ещё и возрастание  технической оснащённости в области  земледелия. Переселенцы также привозили  с собой плоды технического прогресса.

   В то же  время с ростом производства  зерна у казахских шаруа отмечается  некоторое уменьшение их доли  животноводства вызванное выселением  их на непригодные даже для  выпаса скота территории, а также  некоторой закупкой местного скота переселенцами. 

       

Изменение социального строя  в Казахстане 

   Изменения  в начале ХХ века в экономической  жизни Казахстана обусловленное  наступлением капиталистического  производства и капиталистических  отношений на натуральное хозяйство  и феодально-патриархальный строй, что повлекло за собой более глубокие социальные перемены в Казахстане.

    По мере  сокращения земельных угодий, занимаемых  под сенокосы и посевные площади  оседлыми казахскими шаруа, и  изъятию из под переселенческий  фонд, у зажиточной части казахского населения отмечается стремление к присвоению богатых водой угодий и пастбищ путём захвата из у своего рода и других общин для постоянного закрепления в индивидуальное пользование. Это было возможно подкупом чиновников.

   Таким путём  баи и зажиточная часть казахов присваивали себе общинные угодья, на которых, уже при помощи наёмного труда, производилось товарное зерно. Байская верхушка, владевшая крупными стадами, была заинтересована в общинном землепользовании, что давало ей возможность продолжать эксплуатацию своих сородичей путём отдачи бедным аульчанам скота на временное пользование и другими методами, основанными на патриархально-родовых отношениях.

   В пользу  преимущественной передачи баям  земель говорит следующая Инструкция  о порядке определения государственного земельного фонда, напечатанного в 1914 году, прямо указывается, что «для байских хозяйств нужно оставлять земельные площади в меру действительных потребностей этих хозяйств». Не смотря на положительные тенденции развития сельского хозяйства у казахов, выраженные увеличением товарного и кормового зернопроизводства, сенокошения и применения более совершенных сельскохозяйственных орудий, возрастает социально-экономическое неравенство в аулах, чему способствовала экономическая политика царизма в Казахстане, направленная на поддержку баев и зажиточной части казахского общества. Что было в общем общей тенденцией на всей территории Российской Империи.

   Не лучшая  ситуация в экономическом и  социальном неравенстве складывалась  у русских переселенцев, у многих не было посевных площадей, а также крупного рогатого скота.

   Тяжкие налоги  и поборы, несправедливая социальная  политика правительства приводила  к полному разорению наиболее  бедной части переселенцев и  принуждало их или возвращаться  в Россию, или уходить на заработок в города и поселки. 

   Большие налоги  также были установлены и для  казахского населения. Причём  налоги были одинаковы и для  бедного шаруа, и для богатого  зажиточного бая. По этой причине  расслоение среди казахов ещё  больше усиливалось.

   По сравнению  с центральной Россией экономическое  положение казахских шаруа было  ещё хуже, так как они подвергались  двойному гнёту как со стороны  царского правительства, так и  со стороны феодально-байской  верхушки.

   Развитие частной  собственности и появление капиталистического отношения к земле выразилось в актах купли-продажи земли казахскими баями без разрешения общин. Многоземельные баи сдавали общинные земли русским переселенца в долгосрочную аренду или фактически продавали, не спрашивая разрешения общины. Этот факт свидетельствует о наличии развитого бюрократического аппарата и взяточнества.

   На фоне  обнищания основной части казахских  шаруа отмечается активизация  предпринимательской деятельности  баев, закупавших у шаруа скот  и продукты животноводства, которую продавали российским скотопромышленникам.

   Скупая скот  по низким ценам, перепродавая  по рыночным, они часто расплачивались  с шаруа вместо денег товарами, получая при этом немалые прибыли.  Их действия можно сравнить  с современными посредниками в сельском хозяйстве.  

Развитие  промышленного сектора 

   Наряду с  развитием сельскохозяйственного  производстве в Казахстане в  начале ХХ века намечается  тенденция промышленного роста.  Однако промышленность в Казахстане, как и в других колониальных районах, носило очень ярко выраженный односторонний характер. Но выражался в первичной обработки продуктов сельского хозяйства и добычу минеральных ресурсов, предназначенных только на вывоз.

   Из центральной  части России в Казахстан ввозились  промышленные товары и оборудование, сельскохозяйственные орудия и инструменты. В промышленности степного края ведущую роль играла обрабатывающая промышленность, а также добыча полезных ископаемых.

Информация о работе Путь экономического и социально политического развития Казахстана, если бы не было Октябрьской революции