Путь экономического и социально политического развития Казахстана, если бы не было Октябрьской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем делать какие-либо предположения о возможном развитии Казахстана, в условиях отсутствия в истории Октябрьской революции, необходимо рассмотреть реальные исторические факты, начиная с ликвидации ханской власти в Казахстане.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………………….2
Социально-политические отношения в Казахстане на рубеже XIX-ХХ веков…3
Административные реформы…………………………………………………………..5
Промежуточные вывод…………………………………………………………….........7
Экономическое развитие Казахстана в конце XIX начале XX веков…………….8
Земледелие в Казахстане………………………………………………………………8
Изменение социального строя в Казахстане………………………………………..9
Развитие промышленного сектора……………………………………………………10
Развитие коммуникаций в Казахстане………………………………………………..11
Торговля и финансы………………………………………………………………..........12
Промежуточный вывод…………………………………………………………….........13
Анализ экономической и социально-политической ситуации в Казахстане,
если бы не было Октябрьской революции………………………………………………..14
Послесловие……………………………………………………………………………….15
Список изученной литературы………………

Файлы: 1 файл

Семестровая по истории Казахстна №1.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Алматинский Институт Энергетики и Связи 

ФРТиС 
 
 
 
 

Кафедра социальных дисциплин     
 
 

Семестровая работа №2 

Тема:

«Путь экономического и социально политического развития Казахстана, если бы не было Октябрьской революции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Хегай дмитрий

Гр.   БРЭ-07-08

№28  

Проверил: Кабдушев Б.Ж. 
 
 
 

Алматы- 2007г. 
 

Содержание: 

  • Содержание……………………………………………………………………………….2
  • Социально-политические отношения в Казахстане на рубеже XIX-ХХ веков…3
  • Административные реформы…………………………………………………………..5 
  • Промежуточные вывод…………………………………………………………….........7
  • Экономическое развитие Казахстана в конце XIX начале XX веков…………….8
  • Земледелие в Казахстане………………………………………………………………8
  • Изменение социального строя в Казахстане………………………………………..9
  • Развитие промышленного сектора……………………………………………………10
  • Развитие коммуникаций в Казахстане………………………………………………..11
  • Торговля и финансы………………………………………………………………..........12
  • Промежуточный вывод…………………………………………………………….........13 
  • Анализ экономической и социально-политической ситуации в Казахстане,

    если бы не было Октябрьской революции………………………………………………..14

  • Послесловие……………………………………………………………………………….15
  • Список изученной литературы…………………………………………………….........16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-политические отношения в Казахстана на рубеже

XIX - ХХ веков. 

   Прежде чем  делать какие-либо предположения  о возможном развитии Казахстана, в условиях отсутствия в истории  Октябрьской революции, необходимо рассмотреть реальные исторические факты, начиная с ликвидации ханской власти в Казахстане.

 

   В 1756 г. был  издан царский указ, запрещавший  казахам в зимнее время перегонять  скот на правый берег Урала.  Решение правительства, принятое  в интересах Яицкого казачества, усилило антиправительственные  настроения. Крепости и другие  военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно по р. Урал, призванные оборонять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. В зависимости от конкретных условий и целей царские власти не считались и с позицией хана Нуралы, который под давлением соплеменников робко выражал недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий.

   Следующим  этапом борьбы с остатками  казахской государственности явилась  попытка внедрения новой системы  российского управления в Младшем жузе, которая должна была привести к отмене ханской власти. Однако проект реформы Оренбургского губернатора барона Игельстрома, первоначально одобренный Екатериной II, был обречен на неудачу и отменен. Вскоре Нуралы-хан, не обеспечивший проведение российской политики и под натиском восстания батыра Сырыма Датова, был отстранен от ханской власти.

   Утверждением  в 1797 г. ханом престарелого  султана Айчуака правительство  пресекло все попытки более  влиятельных султанов добиваться  ханской власти. Оренбургская администрация не поддержала притязания одного из сыновей Нуралы — султана Каратая. После смерти Айчуака ханом Младшего жуза был утвержден его сын, послушный, маловлиятельный султан Жанторе.

   Отстранением  в 1821 г. от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. — Шергазы Айчуакова заканчивается традиционная государственность в Младшем жузе. Принятие в 1824 г. Устава об «Оренбургских киргизах» обусловило отмену ханской власти в Младшем жузе и замену ее системой административно-политического управления, сходного с российской ".

   Несколько  иначе складывалась ситуация  в Среднем жузе, непосредственно  примыкавшем на востоке к Цинской  империи, что вызвало особую  заботу правящих кругов Российской  империи. Создание имперского  наместничества Синьцзян из земель, преимущественно составляющих владения уничтоженной цинами Джунгарии — внесло немало изменений в казахско-русские и казахско-китайские отношения и в значительной степени ускорило проведение военно-административных акций царизма в регионе.

   Строительство военных линий в Среднем жузе стало опорной базой колонизации казахских земель в сложных политических условиях. Пограничная линия состояла из трех частей: с юго-западной стороны — от редута Сибирского до Омской крепости, протяженностью 553 версты (Горькая линия), от крепости Омской по правому берегу Иртыша до редута Малонарымска, общей длиной 1684 версты (Иртышская линия);— от крепости Усть-Каменогорской по западному скату Алтайских гор между колыванскими горными заводами по направлению к крепости Кузнецкой (Колыванская линия) протяженностью 723 версты. 22 июня 1752 г. по решению правительства началось строительство серии укреплений от урочищ Звериного на Тоболс до Омской  крепости. Ново-Ишимская линия состояла из 9 крепостей и 53 редутов и соединяла на протяжении 540 верст Уйскую линию с Иртышской. В это же время были созданы Красногорская дистанция и Орская линия (крепости Орская, Таналыцкая, Уртамышская).

   Создание укреплений  ограничивало традиционные кочевья  казахов, создавало напряженность  между сибирской администрацией и казахскими султанами. Усиление военных акций царизма в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудили влиятельных султанов во главе с Абылаем принять сюзеренитет Цииского богдыхана при сохранении российского подданства.

   Политика двойного  подданства, которой придерживался  Абылай, была обусловлена жизненными  интересами Казахстана. Глубокие  преобразования, осуществленные им  прежде всего в Среднем жузе, во многих сферах укрепили  казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики. Признание его ханом Среднего жуза Екатериной II и цинским двором, т. е. двумя крупными государствами, значительно укрепили позиции Абылая.

   Политика лавирования  между Россией и Цинской империей, которую проводил и преемник Абылая Уалихан, утвердила правящие круги России в мнении об упразднении ханской власти и в Среднем жузе.

   В 1815 г., стремясь  ослабить позиции Уали в Среднем  жузе, правительство назначило второго  хана — Букея, после смерти  которого в 1817 г. и Уали-хана в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе более не назначались.

   После ликвидации  ханской власти в Среднем жузе  царское правительство, опираясь  на «Устав о сибирских киргизах»,  ввело новую систему управления, разработанную М. М. Сперанским. По «Уставу», территория казахской степи, занятая под кочевья Среднего и частью Старшего жузов, получила название Область Сибирских киргизов и вошла в состав вновь созданного Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром управления до 1839 г. в Тобольске, а с 1839 г. — в Омске.

   В целях  ускоренной колонизации края  вводилась постепенно российская  система управления, что вызвало  протест большей части казахского  населения, вылившийся в ряд  восстаний. Самым крупным из  них явилось движение под предводительством хана Кенесары Касымова, ставившего своей целью восстановление казахской государственности времен Абылая. Восстание отодвинуло по крайней мерена 10—15 лет военное покорение царизмом юго-восточной части Среднего жуза.

   Подчинение  основной части Старшего жуза происходило в других условиях. Часть казахских родов Южного Казахстана приняла российское подданство добровольно. 18 января 1819 г. 55462 души обоего пола во главе с султаном Сьюком Абылай-хановым добровольно присягнули Российской короне. В мае 1824 г. император Александр I подписал грамоту о принятии в подданство еще 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. Однако основные районы Семиречья и Южного Казахстана оставались вне влияния Российской империи. С целью вытеснения из региона кокандских беков правительство приступило к организации военно-разведочных экспедиции в Заилийский край. В скором времени были основаны крепости Когип. Лспсинск, Урджар. Главным оплотом колонизации края и распространения российского влияния на казахов Чуйской и Таласской долин стало укрепление Верное (1854).

   Взятие царскими  войсками Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты,  других городов и поселений,  сопровождавшееся применением крупных  воинских сил, завершило завоевание  Южного Казахстана Россией.

   Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом. Присоединение казахских жузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. Значительная часть Младшего, некоторые районы Среднего жузов приняли российское подданство добровольно. Большая же часть Среднего и часть районов Южного Казахстана, были присоединены с помощью военной силы царизма, стремившегося ускорить присоединение края, не считаясь с интересами подавляющей части населения Казахстана, ставя во главу стратегические, далеко идущие цели империи в Центральной Азии. Присоединение Южного Казахстана, а затем Средней Азии к России позволило царизму одержать верх в соперничестве с Британской империей. 

Административные  реформы 

   Проведению  административной системы управления  благоприятствовало и положение  разросшейся в своих границах  империи. Вслед за отменой крепостного  права правительство России провело  ряд реформ, коренным образом  изменивших течение социально-политической жизни: земских, судебных, городских и др. В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном.

  Для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство в 1865 г. образовало так называемую Степную комиссию. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казахстане на началах народного самоуправления. В «Записке о судебной реформе» он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения. 11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями; 21 октября 1868 г. — проект Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, «Временное положение» об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чорманова и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г., Семиреченской — 1866 г.3. Реформа впервые охватила весь Казахский край, хотя Букеевская (Внутренняя) орда, где ханская власть прекратила свое существование еще в 1845 г., согласно проекту Временного положения отошла в состав Астраханской губернии. В свою очередь, области делились на уезды, уезды — на волости. Кроме военной и гражданской власти, в обязанность Туркестанского генерал-губернатора вменялось ведение дипломатических отношений с соседними государствами — Китаем, Ираном и др.

   Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ 1867—1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении.

  Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе. По Временному положению об управлении в степных областях 1868 г. и Положению об управлении в Туркестанском крае 1867 г. волостной управитель сосредоточивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением «спокойствия и порядка», за уплатой податей и всяких повинностей с населения. В его обязанности входили приведение в исполнение решения суда биев. Аульные старшины в пределах своей компетенции исполняли те же обязанности, что и волостные управители. Казахский шаруа на своих плечах нес еще непомерно тяжелую земскую повинность: содержал аульно-волостную администрацию, вносил средства на исправление мостов, почтовых трактов, обеспечивал подводами воинские части.

Информация о работе Путь экономического и социально политического развития Казахстана, если бы не было Октябрьской революции