Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:45, реферат
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин
возникновения государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Со
Введение 3
1 Теории происхождения государства 8
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства 8
1.2. Общие закономерности возникновения государства 13
2 Пути возникновения государства 16
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 16
2.2. Западный путь возникновения государства 20
Заключение 23
Список литературы 26
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.
Вместе
с тем эта теория привлекает внимание
к семье. Семья — мельчайшая частица
общества, и само ее существование, ее
форма влияют на развитие общества, создают
определенные предпосылки для
возникновения государства.
Органическая
теория. Эта теория возникла в XIX в. в
связи с успехами естествознания,
хотя некоторые подобные идеи высказывались
значительно раньше. Так, некоторые
древнегреческие мыслители, в том числе
Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство
с организмом, а законы государства —
с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В
соответствии с органической теорией
само человечество возникает как
результат эволюции животного мира
от низшего к высшему. Дальнейшее
развитие приводит к объединению людей
в процессе естественного отбора (борьба
с соседями) в единый организм — государство,
в котором правительство выполняет функции
мозга, управляет всем организмом, используя,
в частности, право как передаваемые мозгом
импульсы. Низшие классы реализуют внутренние
функции (обеспечивают его жизнедеятельность),
а господствующие
классы — внешние (оборона, нападение).
Некорректность
органической теории происхождения
государства и права
Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и прочими.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь4.
Теория
общественного договора (естественного
права). Эта теория была сформулирована
в работах таких мыслителей, как:
Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы,
Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХУП-ХУШ
вв. По этой теории до появления государства
люди находились в «естественном состоянии»,
которое понималось разными авторами
по-разному (неограниченная личная свобода,
война всех против всех, всеобщее благоденствие
— «золотой век» и т.п.). В большинство
концепций входит идея «естественного
права», т.е. наличия у каждого человека
неотъемлемых, естественных прав, полученных
от Бога или от Природы. Однако в процессе
развития человечества права одних людей
приходят в противоречие с правами других,
нарушается порядок, возникает насилие.
Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди
заключают между собой договор о создании
государства, добровольно передавая ему
часть своих прав. Эти положения нашли
выражение в конституциях ряда
западных государств.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение отражение и в Декларации независимости ПИТА.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.
Историко-
Историко-
Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда5.
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Все
большее удаление родоплеменных
структур от первоначального равенства
стимулировалось также развивающимся
процессом концентрации богатства, его
накоплением в узком привилегированном
слое, что в конце концов привело к появлению
частной собственности (на Западе) или
«власти-собственности» (на Востоке), а
на их основе — к эксплуатации
еловека человеком.
Переход от первобытнообщинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Государство
возникает как закономерный, объективно
обусловленный результат
Государство
может возникнуть только тогда, когда
общество достигло определенного уровня
экономического развития, который позволяет
содержать государственный
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.
Информация о работе Происхождение государства. Основные теории