Продемонстрируйте, какие начинания Петра Великого нашли свое завершение в эпоху Екатерины Великой и как они изменили традиционный облик Р

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Петра Великого Конец XVII - первая четверть XVIII вв. связаны с царствованием и преобразованиями выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата Петра I. Знание фактов этого периода истории, процессов, которые протекали в это время, позволяют выявить проблемы, стоявшие перед страной, и как они решались. В эпоху Петра практически во всех сферах жизни российского общества произошли качественные изменения, наложившие отпечаток на последующие периоды в истории России. Следует иметь в виду, что историография петровской эпохи обширна.

Оглавление

1.Цель,задачи……………………………………………………………………………………………3
2.Эпоха Петра Великого…………………………………………………………............4

3.Личность Петра I……………………………………………………………………...…..5

4.Реформы Петра и начало формирования абсолютизма………………………………………………………………………………....6-7

5.Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой……………………………………………………..................................…........8-11

6.Реформы Екатерины II…………………………………………………………….…12

7.Заключение…………………………………………………………………………………13
8.Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Отеч.история.docx

— 41.18 Кб (Скачать)

Политика  Екатерины II по своей  классовой направленности была дворянской.

     Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.

Нужно просвещать нацию, которой  должен управлять.  2.  Нужно  ввести  добрый порядок в государстве,  поддерживать  общество  и  заставить  его  соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.  4.  Нужно способствовать расцвету государства  и  сделать  его  изобильным.  5.  Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

      И  это   не  было  лицемерием  или  нарочитой   позой,   рекламой   или

честолюбием.  Екатерина  действительно  мечтала  о  государстве,   способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой  задачей  она успешно справлялась. Свойственная веку  Просвещения  вера  во  всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать,  что  все   препятствия   к этому могут быть устранены путем принятия хороших  законов.   Российское  же законодательство  была  крайне  запутанным.  Формально  все  еще  продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор  более  100 лет было издано множество законов и указов,  зачастую не согласующихся  друг с другом. Хотя при Петре I,  а  затем  при  его  преемниках  предпринимались

попытки создать новый  свод   законов,   но  всякий  раз  по  тем  или  иным

причинам  этого сделать  не удавалось.

      Екатерина взялась  за эту  грандиозную   задачу  по-новому:  она  решила

созвать  выборных  представителей  от  сословий  и  поручить  им  выработать новое Уложение. В течении двух  лет  она  трудилась  над  программой  своего царствования  и  предложила ее в  1767  г.   в  форме  “Наказа”,  в  котором впервые в истории России были сформулированы принципы  правовой  политики  и правовой системы.

   “Наказ” торжественно  провозглашал,  что цель власти состоит не в

том, “чтобы у людей  отнять естественную их вольность,   но  чтобы   действие их направить к получению самого большего ото  всех  добра”.   Вместе  с  тем Екатерина  предусмотрительно  отмечала:   “Для   введения   лучших   законов необходимо потребно умы людские к тому  приуготовить”.   На  этом  основании она предписывала:  “Государь есть самодержавный;  ибо  никакая  другая,  как только соединенная в его  особе  власть,   не  может  действовать  сходно  с пространством  толь  великого    государства”.    Вольность    в   понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы  позволяют”.  Свобода  в ее представлении  вполне   сочеталась   с   неограниченным   самодержавием.

Таким образом,  взгляды  императрицы отнюдь не полностью совпадали  с  идеями Монтескье, мечтавшего об  ограниченной,  конституционной  монархии.  Скорее,они приближались к  взглядам  тех  просветителей   (в  частности  Вольтера),которые предпочитали абсолютизм,  но с просвещенным монархом.  Гарантией  от превращения  такого  монарха  в  деспота  должны   были   послужить   органы управления, стоящие между народом  и  верховной  властью  и  действующие  на основе законности.  Идея была заимствована опять-таки у  Монтескье,  но  при этом  -  совершенно   искажена.    Французский   философ   представлял   эти“посредующие   власти”   относительно   независимыми   от  престола,   а   у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

        Значительно  решительнее  императрица  высказывалась  за  реформу судопроизводства.  Она  отвергала  пытки,  лишь  в  исключительных   случаях допускала  смертную  казнь,   предлагала   отделить   судебную   власть   от исполнительной.   Вслед    за     гуманистами    просветителями    Екатерина провозглашала:   “Гораздо   лучше   предупреждать    преступления,    нежели наказывать”.

           Однако все рассуждения   о  свободе   довольно  странно   звучали  в

стране,  где  значительная  часть   населения   находилась   в    крепостной

зависимости, фактически  в  рабстве.   Императрица  уже  в  1762  г.,   почти

сразу после вступления на престол, издала  Манифест,  в  котором  однозначно заявила:  “Намерены  мы  помещиков  при  их  имениях  и  владениях  нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”.   Указы  1765   и 1767 гг.  еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

           И все  же  Екатерина  видела  в  крепостном  праве  “несносное  и

жестокое  иго”,  “человеческому  роду  нестерпимое   положение”,   чреватыми серьезными  потрясениями   для   государства.    Правда,    и   “генеральное освобождение”   она    считала    несвоевременным    и   опасным,    а   для “приготовления  умов”  к  освобождению  императрица  за   34   года   своего царствования раздала генералам,   сановникам  и  фаворитам  около  800  тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

           В духе  “Наказа”  проходило и его  обсуждение.  Еще  в период работы

над ним Екатерина  показывала свое произведение сподвижникам и  под  влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного.  Однако главное  обсуждение этого  документа  намечалось  на   заседании   специальной    Комиссии   для кодификации законов.[2]

      Комиссия начала  свою работу 30 июля 1767 г.  “Наказ”   был  выслушан  с

восхищением, некоторые депутаты даже  прослезились.  Тогда  и  было  принято решение  преподнести   императрице   титулы   Великая,    Премудрая,    Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа  делегация  депутатов  представилась  с этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о  моих делах оставляю времени  и  потомству  беспристрастно  судить,   Премудрая  – никак себя  таковой  назвать  не  могу,  ибо  один  Бог  премудр,  и  Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных  я  за  долг  звания  моего

почитаю, быть любимой от них  есть мое  желание”.  Тем  не  менее,  именно  с этого момента  уже современники будут называть её “Великой”.

      Хотя комиссия  в дальнейшем была  распущена, она   всё  же  имела  важное значение, так как её члены  ознакомили  Екатерину  с  мнениями  и  желаниями русского  общества.  Императрица  воспользовалась   этими   сведениями   при осуществлении  крупнейших  реформ,  касавшихся   губернских   учреждений   и сословий. Эти  действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она  стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти  как таковой.

           При Екатерине  полностью изменилась  судебная  система.  Она  была

построена по сословному принципу: для  каждого  сословия  свой  суд.  Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд -  в  уездных.Горожан   -   соответственно   губернский     и    городовой     магистраты,государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы.  В  губернияхсоздавался совестный суд из представителей трех сословий,  который  выполнял функции примирительной или третейской инстанции.  Все эти   сословные   суды были выборными. Более высокой судебной  инстанцией  являлись  создаваемые  в губерниях судебные палаты - гражданская  и  уголовная,   члены   которых  не избирались,  а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

      Стремясь создать   наиболее реальные  гарантии  просвещённой  монархии,Екатерина  II начала работать  над жалованными  грамотами  дворянству,  городам и  государственным  крестьянам.   Грамоты  дворянству  и  городам   получили законную силу в 1785   г.   Жалованная   грамота   дворянству  закрепила  за каждым   потомственным  дворянином  свободу  от  обязательной  службы. Они освобождались и от государственных  податей,  от  телесного   наказания.  За ними сохранялось  право собственности на  движимое  и  недвижимое  имущество(даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не  конфисковывались),а также право судиться только равными  (т.е.  дворянами),   вести торговлю,"иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество  каждого  уезда  и каждой  губернии  закрепляло   за  собой  право   периодически   собираться,избирать  сословных  предводителей,   иметь   собственную   казну.  

      Екатерина II внесла  существенный вклад  в развитие культуры  и искусства в России.  Сама  она  получила  прекрасное  домашнее  образование:  обучение иностранным языкам,  танцам,  политической  истории,  философии,  экономики,права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была  создана Российская Академия,  Вольное экономическое  общество,  основано  множество журналов,  создана  система  народного  образования,   основание   Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.[4]

     

       
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Время правления Екатерины 2 называют эпохой "просвещенного абсолютизма”. Суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты.

Политика Екатерины 2 по своей классовой направленности была дворянской. Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.[2]

   И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Императрица действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла ее полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным.     Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре 1, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

   При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана

Российская  Академия, Вольное  экономическое общество, основано множество  журналов, создана  система народного  образования, основание  Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской  оперы, расцвет живописи.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.  При Петре активно развивалась промышленность, расширилась торговля. По всей России начали строиться новые города, а в старых освещали улицы. С возникновением всероссийского рынка вырос экономический потенциал центральной власти. Время правления Петра Великого стало знаменательно тем, что оно разрывало древнюю русскую традицию, в соответствии с которой Запад рассматривался как нечто греховное, негодное. При Петре-I дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне.

После смерти Петра-I его  реформаторский курс продолжила Екатерина-II, которая сумела выразить национальные интересы русского народа и  войти в историю  как великая императрица, правившая страной  тридцать четыре года (1762-1796).[5] 

В царствование Екатерины-II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении и социальной сфере,укреплении личной власти. Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого .Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную, губернскую и др.Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго  служили  России.  Екатерина  внесла  неоценимый  вклад  в развитии и укреплении России. При Екатерине-II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Екатерина - традиционный деятель, несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. [3] 
 
 
 
 

Информация о работе Продемонстрируйте, какие начинания Петра Великого нашли свое завершение в эпоху Екатерины Великой и как они изменили традиционный облик Р