Проблема происхождения славян: славянская колонизация восточно-европейской равнины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

Задача данной работы, при всем многообразии мнений, выделить бесспорные моменты истории нашего народа, согласиться с теми историками, доводы, которых кажутся более убедительными. Построение работы будет руководствоваться хронологией темы. Основными вопросами ее являются выделение славян, из индоевропейской языковой семьи, расселение восточных славян, необходимо кратко коснуться занятий и общественного строя славян и в заключении рассмотреть, что представляли славянские племенные союзы, накануне образования государства.

Оглавление

Введение.
I. Славяне – исконные жители Европы
II. Расселение восточных славян и их соседи.
III. Занятия, общественный строй, верования славян.
IV. Начало распада первобытно-общинного строя у восточных славян, предпосылки возникновения государства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения славвян - Славянская колонизация восточно-европейской равнины.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    **********************

38  Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 24

39 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.87-89.

40 Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 26.

41 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 16.

42 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.86-89.

43 Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973. С.45

44 Ляпушкин  И.И. Славяне восточной Европы  накануне образования Древнерусского  государства. Л., 1968. С. 19-21. 

    10

переселяться  на восток, в область Днепра, это были племена полян и древлян, уже позднее от них на левую сторону Днепра, отселились северяне. Отдельные племена этих союзов возможно поднимались на север по Днепру, что могло послужить причиной упоминания о том, что дреговичи, полочане, словене новгородские переселились одновременно с полянами и древлянами. Но все же не они были теми племенами, которые летописец помещает в северной части расселения восточных славян, а возможно просто влились в состав племенных союзов, пришедших с запада, из мест древнего обитания венетов. А причиной того, что летописец отдельно от них говорит о радимичах и вятичах, является приход их позднее, где то уже в начале IX в., в свои области обитания  пришли они также с запада, из земель венетов. Доказательством более позднего их прихода является то, что они были вынуждены миновать земли, уже занятые дреговичами, северянами. Что же касается племен уличей, тиверцев, дулебов, хорватов и бужан, то это те самые анты и склавины, оставшиеся на своих давних местах обитания. А.И. Попов приводит интересное обоснование названия тиверцев. Он считает, что возможно ранее существовало такое название, как «тиревцы». Перестановка слогов в русском языке – явление нередкое (суровый – суворый, трезвый – тверезый, хорваты – ховраты). А тиревцы – значит обитатели днестровских берегов, так как Тирас древнее название Днестра.45 
 

    III

    ЗАНЯТИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН

    Начиная с первых упоминаний о славянах, все отмечают их, как народ оседлый, невоинственный, склонный к занятиям более земледельческим и скотоводческим.46

    О быте российских славян наиболее полные сведения можно найти в трудах С.М. Соловьева и Н.М. Карамзина. С.М. Соловьев отмечает, приводя слова  летописца, что «… каждый жил своим  родом …».47

    Для того, чтобы лучше понять взаимоотношения внутри рода, он часто приводит отношения среди рода Рюриковичей, то есть они предусматривают подчинение отцу, а с его смертью на его место заступает старший или наиболее уважаемый из сыновей. Он с своей стороны берется осуществлять власть не менее справедливую, чем его отец. Братья его, в свою очередь, обязываются подчиняться ему. В то же время этот союз большой прочности не имел. Если кто-то из братьев считал, что старший брат поступил не по справедливости, он восставал, что заканчивалось или покорением младшего, или выходом его из рода. Но могло дойти и до выборов другого старшего. Эта внутренняя вражда приводила к образованию новых родов.48

    Богатство, сосредотачиваемое внутри родов, должно было подталкивать к распаду родов, к выделению отдельных семей. Б.А. Рыбаков свидетельством этого процесса считает появление к середине I тыс. н.э. индивидуальных курганов и парных, которые к концу тысячелетия покрыли почти всю великую русскую равнину.49

    Замена  родовой собственности, семейной, приводила к неравномерному

    **********************

45 Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973. С.42

46 История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966. Т. 1.С. 253.

47 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С. 90.

48 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.92-93.

49 Рыбаков Б.А.  Киевская Русь и русские княжества  XII-XIII в.в. М., 1993. С. 245. 

11

накоплению  богатства, что давало возможность  выделяться какой-то племенной знати. В первую очередь это были вожди  «Наконец обыкновение сделалось для одних правом начальствовать, а для иных обязаностию повиноваться.50

    Многие  авторы указывают, как на особенность  язычества, отсутствие духовенства, религиозного сословия. У славян эту функцию, несомненно, выполняли – воеводы, князья. То есть эти люди сосредотачивали в своих руках власть, военную, гражданскую и религиозную.

    Их  власть усиливало и то, что она  была необходима. Образовавшиеся споры  между семьями необходимо было решать, что подымало авторитет князя. Каждый отдельный взятый дом был более  беззащитный, чем при родовой общине. Это вызывало необходимость сильного боярского подворья, придававшего некую устойчивость общине семейной. Это уже зарождавшиеся феодальные отношения.

    Б.А. Рыбаков отмечает, что соперничество  родов и племен поднимало роль племенных дружин.51

    Сходство  религии восточных славян с религией арийских племен описывает С.М. Соловьев. Он его находит в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам  усопших, родовых и домашних гениев.52 Интересно объясняет он, почему верховным божеством является божество молнии (Перун или Сварог). Дело в том, славяне не видели явления природы сильнее молнии. Она появлялась внезапно и имела страшную карательную силу. Из поклонения различным явлениям природы С.М. Соловьев легко выводит все религиозные праздники, в какое время они должны отмечаться. 53

Большинство этих праздников было воспринято христианством  и сохранилось до наших дней. Сохранились  различные верования. Так перекресток  считается обладающим загадочной силой, по причине обычая ставить на распутьях сосуды с прахом мертвецов. А домовые, лешие, русалки, это все воспоминания о прежних языческих божествах. 
 

    IV

НАЧАЛО  РАСПАДА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ  У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, ПРЕДПОСЫЛКИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 

    К началу IX в. во всех крупных племенных союзах сложился слой, дружинно-племенной знати, хотя зачатки государственности появились еще в VI в. Предания говорят о князе Кие у полян,54 Мале у древлян,55 в X в. у полочан упоминается Рогволод,56 известна династия у вятичей.57 Существовали сильные княжеские дружины, наличие которых подтверждали и византийские и восточные

**********************

50 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 121.

51 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М., 1993. С. 251.

52 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.103.

53 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.103-107.

54 Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 26.

55 Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 30.

56 Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 38.

57 Поучение Владимира  Мономаха. // Изборник: Повести Древней  Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 65. 
 

12

источники.58

    Развитие  родового строя привело к его  разложению. В IX в. известны славянские города Изборск, Полоцк, Смоленск, Киев и другие,59 которые образовались вследствие деятельности именно общин соседских. Все это должно было привести к возникновению государства. Вопрос создания русского государства не является темой данной работы, мне же хочется остановиться на том, что послужило причиной его названия Русью.

      Широко распространено мнение, что название это существовало уже в , VI в.60 Б.А. Рыбаков предполагает существование наряду с прочими племенными союзами, также руси. Этот союз племен он помещает в области р. Рось и говорит о том, что он именовался, как рось, так и русь. Кроме того, он его называет еще и родь, производя это название от имени их главного города. В доказательство своего мнения он приводит:

         1)Более высокое развитие южных племен славян.

    2Узкое понимание средневековыми авторами «русской земли» от Киева, до Курска.

    3Топонимика этих земель.

    Союз  племен , VII - VII в.в. получил название «руси» или русской земли, которое удерживалось в памяти всех славянских племен. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем.61

    Летопись  же сообщает: «… в 862 г. снова призвали к себе трех братьев варяжских от племени русского, которые сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью.»62Я сейчас не буду говорить о правоте летописца, а снова обращусь к этнонимике и топонимике.

    А.И. Попов соглашаясь, что термин «русская земля» первоначально касался небольшого участка правобережья Днепра от Киева до р. Рось. В то же время указывает на отсутствие топонимики этого характера на юге Руси, за исключением области Киева. Все имеющиеся данные или являются в действительности не касающимися термина Русь, или имеют вторичное происхождение. Отрицает он и возможность называния Руси в те времена Росью. Эта форма вообще, до татарского нашествия известна не была и позднее была заимствована у Византии.

    В то же время А.И. Попов отмечает богатую топонимику слова Русь в Новгородских землях: Руса, Порусье, Околорусье, и самое главное находит ее на древнем пути из варягов в греки.

    Интересно он объясняет откуда у византийцев  появилось это название руссов через  «о». еще в V в. византийский патриарх уподоблял гуннов росам и мосохам пророка Иезикиля. Вот о чем говорит его библия: «Сын человека направь свое лицо на Гога, Роса, Мосоха и Тобела. Вот подниму я против тебя Гога, князя Роса, Мосоха и Тобела». Он говорит о них, как о народах от пределов севера. Так удивительно ли, что византийцы уподобляли страшных им славян с

    *******************

58 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М., 1993. С. 93.

59 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 109.

60 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.119.     Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М., 1993. С. 83.

61 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М., 1993. С. 55-90.

62 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 112. 

13 

этими народами. В дальнейшем славяне и  получили от них название россов.63

    Что касается союза племен руси, невозможно, по-моему, чтобы название сильнейшего  союза племен, каким его считает Б.А. Рыбаков, не сохранилось в преданиях, летописях. А город этого союза? В IX в. такой город неизвестен.

    Главной причиной, по которой отказываются признать название русь, принесенным  варягами, является опасение того, что  это принизит наши достижения. На мой взгляд, ничуть. Как было отмечено ранее, предпосылки сложения государства, появились, без помощи варягов. Что же обидного в том, если они принесли нам название. Так германцам их название дали кельты. Определение языковой принадлежности племенных названий: бритты, англы, саксы, не повлияло на решение вопроса о формировании Англии, как государства.

      С.М. Соловьев считает значение слова «русь» родственным названию варяг, то есть  люди мореплаватели, приходившие на кораблях, морем, входящим по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским.64

    Топонимика  земель, предания летописца подтверждает, что наименование пришло к нам  от варягов-руси. Выше уже говорилось о богатой топонимике этого названия в Новгородской земле, затем по пути из варяг в греки, а также в Киевской области, что совпадает с продвижением варяжских князей. Не случайно русскими назывались, поначалу, преимущественно правящая верхушка. Доказывается договорами с греками,65 «Русской правдой» Ярослава,66 «Поучением Владимира Мономаха.67

    Но  утверждать, что это точный ответ на вопрос, я не могу, и хочу в заключение привести слова В.О. Ключевского по этому поводу: «До сих пор не объяснено ни историческое, ни этимологическое значение этого загадочного слова».68 Эти слова действительны и сегодня.

    ************************* 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

63 Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973. С.50-58

64 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.119.  

65 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 141-142. 

Информация о работе Проблема происхождения славян: славянская колонизация восточно-европейской равнины